Школьная олимпиада по русскому языку для 8-го класса

Разделы: Русский язык


Данная работа представляет собой школьную Олимпиаду по русскому языку для 8-го класса, как этап подготовки учащихся к окружному туру, проводимая в декабре месяце. В олимпиаде, в одном из вариантов, содержит вопросы по следующим разделам русского языка: “Лексика, фразеология”, “Ударение”, “Употребление языковых средств выразительности”.

1. Прочитайте слова, соблюдая ударение. Чем вы объясните, что они различаются в произношении (1-й и 2-й столбики)? Докажите свою мысль, включив данные пары слов в словосочетания или предложения. Запишите их.

Пиленный - пилёный

варенный – варёный

ученный – учёный

сушенный – сушёный

точенный – точёный

названный – названый

посаженный – посажёный

2. Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

3. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

4. В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.
2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.
3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

6. Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

7. К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка,пятка, впятером, в-пятых.

8. Какова основная мысль данного отрывка? Как она выражена?

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком. (С. Данилов)

9. Какой из дедушек “мой”? Почему?

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.
2) Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.

10. Какая ошибка допущена в предложении? Исправьте ее.

Заниматься ему ничего не мешало.

Ответы:

1. Слова с одним - Н- - это причастия, перешедшие в прилагательные. Различие в произношении объясняется наличием ударения в словах, являющихся главными в словосочетании. Пиленный электропилой - пилёный лес; варенный на медленном огне -варёное мясо; ученый наизусть - учёный человек; сушенный на солнце - сушеный гриб; заточенный на круге - точёный профиль; названный в честь героя- названый брат посаженный в кресло - посажёный отец.

2. Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

3. Актуальный - важный; антракт - перерыв; ситуация - обстановка, совокупность обстоятельств; лозунг - призыв; миссия - представительство, задание, роль; финал- завершение, конец; эпилог - заключительная часть; имитация - подражание, подделка; пролог - вступительная часть.

4. Во 2-м и 3-м предложениях слово пробежала употреблено как метафора.

5. Грамм- граммов; дело - дел; мандарин - мандаринов; место - мест; носик - носков; помидор - помидоров; рельсы - рельсов; чулки - чулков; яблоки - яблок.

6. Зарубить на носу - запомнить; мозолить глаза - надоедать; точить лясы - разговаривать; клевать носом - дремать.

7. Пять-количественное числительное; пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; пятерка - существительное; пятак - существительное; впятером - наречие; в-пятых - наречие.

8. Этот отрывок посвящен важности русского языка. Основная мысль выражена посредством употребления слов в переносном значении.

Переносное значение имеют слова: ключ - то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь; вселенная - вся система мироздания, весь мир; всеохватный - охватывающий, включающий в себя, все, всех.

9. В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в первом предложении “свой” дедушка.

10. В предложении неверная форма дополнения: оно должно быть выражено местоимением в форме винительного падежа:

Заниматься ему ничто не мешало.