Построение здоровьесберегающих технологий

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В настоящее время остро стоит проблема здоровья школьников. Достаточно отметить, что в школу приходит только 20% совершенно здоровых детей, а заканчивает – всего 10%. Деятельность педагогов и родителей еще не достаточно направлена на приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Для этого в их арсенале должны быть здоровьесберегающие технологии. В данной работе мы проанализируем проблему, покажем пути построения и способы внедрения в учебно-воспитательный процесс в школе этих технологий.

Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецов, Т.Ф.Саулина включили в свою разработку программы оздоровления, медико-педагогические исследования, рекомендации по созданию системы закаливания, обеспечению полноценного питания, оздоровительных режимов в детских дошкольных воспитательных учреждениях [1]. Совокупность представленных материалов они назвали социально-оздоровительной технологией. В ее основу легли идеи Ю.Ф.Змановского о том, что оздоровление детей включает в себя организацию рациональной двигательной активности детей; организацию системы активного закаливания; комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств; обеспечение полноценного питания; создание условий для оздоровительных режимов детей. Другими словами технология основана на факторах положительного влияния на организм детей, причем акценты сделаны на медицинских средствах и методах.

Л.Г. Татарникова под валеологической технологией подразумевает конкретный набор операций преподавателя по претворению того или иного метода в практику обучения [ 6 ]. Она выделяет следующие методы.

Сугестопедия (внушение). Данный метод обуславливают следующие положения:

а) двуплановость, т.е. сочетание осознаваемого и неосознаваемого;
б) интонационная, ритмическая окраска речи;
в) атмосфера ненапряженности, ощущение легкости обучения;
г) авторитет педагога;
д) определенная последовательность в проведении занятий;
е) игровой характер обучения, инфатилизация;
ж) музыка в учебном процессе;
з) псевдопассивность учащихся в учебной деятельности;
и) коммуникативность обучения;
к) успешно выполненные учебные действия, уверенность в себе.

Остальные методы в большей или меньшей степени основываются на сугестопедии.

Метод погружения. Обучение происходит интенсивно. Так взрослые могут изучать иностранный язык в объеме средней школы в течение 10 дней. Занятия проходят в группе из 4-х обучающихся по 13 часов в день. Используются принципы сугестопедии.

Релаксопедия. Способ обучения с использованием релаксации (расслабления). Учащиеся в состоянии релаксации вырабатывают внутренние установки на запоминание, активизируют несознательную сферу психики.

Обучение на основе суггестивной установки. Обучение происходит следующим образом. I этап – расслабление. II этап – установка на концентрацию внимания и гипермнезию (сверхзапоминание).

Ритмопедия. В ходе ритмопедического занятия в процессе ввода информации на ряду с речевым воздействием на сознательную сферу, одновременно осуществляется влияние на подсознательную сферу по средством света, цвета, звука, мелодии.

Метод субсенсорных (подкорковых, неосознанных) воздействий. Он основан на эффекте суммирования большого числа повторяющихся сигналов. Вначале информация передается обычным способом. Затем в течение нескольких минут информация мелькает на экране со скоростью, делающей невозможным осознанное восприятие. Далее этапы несколько раз повторяются.

Аудио-визуальный метод – использование учебных видеофильмов, аудиоуроков.

Суггестокибернетический метод - это интегральный метод обучения. Основан, главным образом, на принципах суггестопедии и других методах. Информация предъявляется по принципу разветвленных программ. Формами здоровьесберегающих технологий, по мнению Л.Г.Татарниковой являются: игра, дискуссия, исследование, проблемный семинар.

Н.Ю.Лубнина, А.Б.Майский, Д.А.Майский дают следующее определение данному термину. Здоровьесберегающие технологии в образовании – это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достичь положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся [2]. Они предлагают систему мер, которая при внесении в учебно-воспитательный процесс и образует здоровьесберегающую технологию.

Приведем наиболее значимые на наш взгляд положения:

а) применение разнообразных и адекватных содержанию материала, возрасту учащихся приемов, а так же поддержание контакта педагогического общения;
б) использование привлекательной мотивации (кроме отметок), способствующей активной самореализации личности;
в) выявление зоны ближайшего развития по теме;
г) формулирование цели и задач урока вместе с учащимися;
д) проверку домашнего задания в начале урока;
е) сообщение домашнего задания перед началом изучения нового материала;
ж) разрешение в некоторых случаях при ответе пользоваться собственными конспектами;
з) изменение интонации, громкости голоса, привлечение внимания учащихся яркими примерами, физкультминутками при появлении признаков утомления у учащихся.

Н.К.Смирнов здоровьесберегающую образовательную технологию понимает как организацию учебно-воспитательного процесса, при которой не наносится вред здоровью учащихся и педагогов [5].

При разработке здоровьесберегающей технологии необходимо построить последовательность факторов, предупреждающих разрушение здоровья. Одновременно следует создать систему благоприятных для здоровья учащихся условий.

Особое внимание Н.К.Смирнов уделяет формированию гигиенической культуры учащихся, мотивации здорового образа жизни. Им предлагается создание программ по предупреждению вредных привычек у школьников.

Таким образом, к организации здоровьесберегающих технологий, существуют психолого-педагогические и медико-педагогические подходы. Первые направлены на пропаганду здорового образа жизни, использование педагогических и психологических приемов для предотвращения нагрузки в учебно-воспитательном процессе. Согласно второму подходу для сохранения здоровья школьников следует использовать медицинские методы. По нашему мнению нельзя пренебрегать ни первым, ни вторым подходами. Медицинские методы целесообразнее использовать во внеклассной и воспитательной работе.

Мы считаем, что применение здоровьесберегающих технологий должно идти по двум направлениям: по предупреждению негативных для здоровья факторов и по формированию у школьников здорового образа жизни.

Наиболее доступным способом осуществления здоровьесберегающей технологии является внедрение в учебно-воспитательный процесс авторской разработки, направленной на сохранение здоровья учащихся. В качестве таковой могут выступать приемы, методы, требования, сценарии мероприятий и т.д. По нашему мнению необходимо строже подходить к термину технология. Она должна включать цель, последовательность основных действий, диагностику результатов и в случае необходимости коррекционную работу [3]. Покажем, какой должна быть по нашему мнению здоровьесберегающая технология.

На первом этапе целесообразно выделить факторы, которые отрицательно влияют на здоровье учащихся в школе. Наиболее значимые из них:

1) стрессы;
2) перегрузки;
3) отрицательные санитарные условия;
4) гиподинамия.

В данном случае мы не учитываем вредные привычки, экологические условия и состояние здоровья детей в силу того, что эти факторы определяются в большей степени социальными условиями и влиять на них необходимо всем обществом.

Причинами стрессов у учащихся могут служить повышенные требования со стороны учителей и родителей, неудачи, возникающие в отношениях с людьми и в учебной деятельности.

Перегрузки у школьников возникают из-за:

  • большого количества заданий;
  • неправильного распределения времени на выполнение работы;
  • посещения нескольких кружков, факультативов и секций;
  • вредных привычек (лень, не составление плана работы и т.д.); отсутствия или нарушения режима дня и т.п.

Не соблюдение санитарно-технических условий включает в себя клиповость в расписании уроков (по 6-7 разных уроков в день); недостаточную освещенность помещения; неправильное размещение ученика в классе (без учета его состояния здоровья и физических данных) и т.п.

Гиподинамия происходит по тому, что на уроках дети находятся в относительно неподвижном состоянии. Вместе с тем, природа человека такова, что в день он должен проходить более полутора десятков километров. Это десятки тысяч шагов. Учебные занятия резко ограничивают двигательную активность учащихся.

Для того, чтобы предотвратить влияние вышеперечисленных факторов нами предлагается следующая система мер.

1. Изучить индивидуальные особенности каждого школьника. Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого целесообразно использование теста ШТУР (школьного теста умственного развития, это отечественный аналог теста IQ). Косвенно могут дать важные сведения и аттестаты успеваемости учащихся. Анкетирование среди школьников поможет получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.

Для того, чтобы выявить коммуникативные связи, которые возникают между детьми полезно провести анкету “Умеете ли вы общаться?” Она даст информацию о том, как происходит общение в классе. Следует ее дополнить вопросами типа: что тебя не устраивает в общении с одноклассниками, с учителями, с родителями?

Классный руководитель должен изучить медицинские карты своих подопечных, из которых выявить их заболевания. С учетом этого разместить их по рабочим столам и выделить детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Индивидуальные особенности школьников следует довести до тех учителей, которые будут работать с ними.

2. Выявление перегрузок среди школьников требует изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Для этого необходимо провести анкетирование, а при необходимости и беседу. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель должен вести наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагогу следует помнить, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1-2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов. Школьников необходимо учить навыкам планирования своей работы и самостоятельности.

3. Учитель отвечает за соблюдение санитарно-технических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог должен делать заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагать свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.

4. На уроках необходимо соблюдать технику безопасности. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасносности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность учащихся. Педагог своим поведением и требовательностью должен формировать у своих воспитанников это важное качество.

Итак, на первом этапе проводится диагностика факторов риска здоровья учащихся. Мы рекомендуем составить таблицу данных факторов для каждого ученика. Список может быть существенным. Из этого списка следует выбрать наиболее опасные факторы. На основании данной таблицы мы и рекомендуем проводить оздоровительную работу со школьниками. Таблица покажет, у каких детей существует насилие в семье. Из нее будет видно, какие дети несут опасность не только себе, но и окружающим людям из-за не соблюдения техники безопасности.

Таблица может включать в себя десятки факторов, неблагоприятных для здоровья учащихся. Далее учителю следует влиять на наиболее важные факторы риска здоровью. Например, вести целенаправленную работу с родителями по предотвращению насилия. Для этого взять над ними шефство, помочь организовать семейное воспитание так, чтобы складывались правильные взаимоотношения между детьми и родителями.

На третьем этапе происходит влияние на факторы риска. Примером тому может служить изучение правил техники безопасности, формирование сознательной дисциплины. Для закаливания организма детей могут создаваться группы здоровья. В них дети под руководством педагога, родителей будут заниматься утренней зарядкой. В рамках соблюдения режима дня детям целесообразно с помощью наставников научиться планировать свою работу, соблюдать распорядок дня. Если имеются перегрузки учащихся в школе, то имеет смысл обсудить с зам. директора школы по учебной работе возможности по усовершенствованию расписания.

На четвертом этапе осуществляется коррекция педагогического влияния на факторы риска здоровья. Она осуществляется после промежуточной диагностики учащихся. Вполне возможно, что рейтинг рисков здоровью изменится. В этом случае изменятся и характеристики педагогического влияния на детей.

Технологии предполагают диагностику развития школьников. В данном случае оценивается образ жизни учащихся их уровень заболеваемости. Нами предлагается изучение следующих параметров, связанных со здоровьем школьников. Если мы хотим проследить динамику развития коллектива, то для этого следует сравнивать количественные показатели. Поэтому определяется количество детей:

1) имеющих хронические заболевания;
2) являющихся инвалидами;
3) обладающих психическими расстройствами (агрессивность, депрессивность);
4) употребляющих ПАВ;
5) курящих;
6) употребляющих алкогольные напитки;
7) входящих в группу риска;
8) делающих утреннюю зарядку;
9) соблюдающих режим дня;
10) соблюдающих двигательную активность;
11) придерживающихся здорового образа жизни;
12) соблюдающих правила гигиены;
13) посещающих спортивные секции;
14) выполнивших спортивные нормативы и т.д.

Данные характеристики мы подразделили на положительные и отрицательные. Для того, чтобы знать состояние здоровья школьников, их образ жизни и выявлять тенденции развития этих характеристик необходимо использовать эмпирические методы исследования: наблюдение за поведением детей, анкетирование школьников, их родителей, беседы с учащимися, медицинскими работниками, изучение медкарт и т.д. Применение здоровьесберегающей технологии должно привести к увеличению динамики роста положительных характеристик и ослаблению динамики роста отрицательных характеристик. В случае, когда необходимо выявить уровень развития качества личности, но подходящего теста нет, мы предлагаем самостоятельно оценить качество. Для этого необходимо разработать критерии и выбрать шкалы оценки. Например, требуется выявить уровень нравственного здоровья школьников. В качестве критериев нравственности выберем: соблюдение правил этикета; культуру общения; отзывчивость; ответственность; справедливость. Для каждого критерия выберем 5 балльную шкалу оценок.

Для реализации здоровьесберегающей технологии составляется программа (иными словами план) мероприятий, включающая в себя такие графы как проводимые мероприятия, ответственные, сроки проведения и отметка о выполнении. Отдельно следует выделить краткое содержание мероприятий. План должен быть конкретным, реальным, диагностичным.

Кратко рассмотрим другое направление здоровьесберегающих технологий – формирование здорового образа жизни. Прежде всего, выделим факторы, которые положительно влияют на здоровье человека: соблюдение режима дня; выполнение режима питания; осуществление двигательной активности и применение полезных привычек. Режим дня вносит порядок в суточный ритм жизни человека. Он позволяет подготовиться организму к тем или иным видам деятельности, предотвращает перегрузки, возникающие при нарушении существующего порядка. Правильный режим питания дает возможность человеку равномерно в течение дня восполнять организм энергией. От этого зависит и правильное функционирование пищеварительной системы. Выполнение режима питания позволяет человеку сохранить здоровье, быть работоспособным и т.д. При достаточной двигательной активности все физиологические функции человека (температура тела, частота сердечных сокращений и еще около 300 функций) работают в одном режиме времени. Полезные привычки закаливают организм, формируют здоровый образ жизни у человека. Все эти факторы должны действовать в единстве. Задача педагогов учитывать их в своей деятельности, т.е. вести систематическую работу, направленную на то, чтобы школьники осознали важность этих условий, а свое поведение строили согласно им.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы предлагаем следующую систему деятельности, направленную на сохранение и развитие здоровья школьников, а так же на снижение влияния отрицательных для здоровья факторов.

Учебно-образовательная деятельность

Уроки здоровья. Валеоминутки. Уроки физкультуры. Уроки ритмики.

Внеклассная деятельность

  • Классные часы радости.
  • Занятия в кружках и секциях.
  • Совместные мероприятия с родителями.
  • Игры.
  • Соревнования.
  • Праздники.
  • Походы.
  • Экскурсии.
  • Дни и декады здоровья.

Коррекционно-оздоровительная деятельность

  • Занятия в группах коррекционной гимнастики.
  • Занятия в логопедических группах.
  • Оздоровительные мероприятия.

Приведем результаты исследования некоторых проблем, которые связаны с перегрузками, стрессами, нарушением СанПиНов. Диагностика проводилась в двух параллельных классах. Возраст детей 8-9 лет. Количество учащихся – 51 человек.

1. При анкетировании нами были получены данные, которые иллюстрируют проблему детского насилия в семье. Насилие представляет собой тип человеческих отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других, узурпируя их свободную волю. Большинство родителей считают, что ударять или кричать на чужого ребенка нельзя. При необходимости ему следует сделать замечание. Отношение же к своему ребенку у многих родителей прямо противоположное. Одна четверть родителей отмечает, что можно кричать на своего ребенка и в крайнем случае даже ударить.

В другой анкете рассматривались вопросы, в которых вскрывались причины, по которым к ребенку можно применить силу. Около 30 % родителей считают, что ребенка можно ударить, слегка шлепнуть, когда “он заслуживает”. 3% родителей не захотели отвечать на вопросы и 7% родителей затруднились ответить на вопросы. Можно предположить, что в данных 10% семей имеет место насилие. Хотя в анкете принимали участие родители учащихся начальных классов, можно констатировать наличие проблемы насилия среди школьников.

2. Согласно наблюдениям, соблюдение учителем санитарно-гигиенических норм повышает активность детей на 15%, а работоспособность на 18%. Такие правила, как проветривание кабинета и поддержание температуры воздуха от 20 ?С до 22? С, активный отдых детей в перерывы, организованное питание детей во время учебы, частая смена видов деятельности на уроке, проведение физкультминуток, правильная поза за учебным столом – создают благоприятные условия обучения детей. У них значительно меньше выявляются сонливость, заторможенность, потягивания, рассеянное внимание и т.д.

3. Для изучения эмоционально-чувственной сферы жизни учащихся младших классов целесообразно провести рисуночные тесты (формулятивные показатели). Детям дается задание за 10 минут нарисовать человека, как угодно. Перед заданием отметить, чтобы дети не задавали никаких вопросов. Анализ рисунков детей показал, что в нем восемь учащихся гиперактивны, 20 девочек и 5 мальчиков имеют демонстративность, т.е. одеваются в яркую одежду и это нормально. Вызывает беспокойство то, что у 1/3 учащихся выявлена тревожность. Половина учащихся имеют заниженную самоценку и 10% - завышенную.

Следует обратить внимание на то, что мотивация обучения так же выявлена у 10%. Последний результат вызывает сомнения. Отметим, что рисуночный тест следует сравнивать с другими методами исследования для того, чтобы получить более достоверные результаты. При этом целесообразно консультироваться с психологом.

Проведение теста Люшера показало, что после интересных мероприятий настроение у детей повышается. Только 5% детей выбрали эмоционально негативные цвета серый и коричневый. Связано это с ситуационными факторами, например не удалось проявить себя в полной мере в мероприятии.

Рассмотрим один из факторов положительно влияющих на здоровье учащихся – выполнение комплекса физических упражнений. В экспериментальном классе в результате целенаправленной работы количество детей, выполняющих комплекс утренней гимнастики, увеличилось на 22%. Причины, которые не способствовали достижению более высоких результатов: отсутствие поддержки со стороны отдельных родителей; не достаточно развитые волевые качества учащихся. Вместе с тем, все дети считают, что необходимо проводить гимнастические упражнения перед занятиями в школе. У 95% школьников повышается настроение после проведения зарядки, 75% детей ответили, что физические упражнения позволяют лучше сосредоточиться на уроках.

Данные исследования позволяют получить статистические данные, характеризующие факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье школьников. Диагностика позволяет выявить тенденции развития физического и психического состояния учащихся.

Итак, разрабатывая здоровьесберегающую технологию, важно поставить четкую цель, т.е. определить конечный результат, который будет достигнут при ее внедрении. К целям можно отнести формирование здорового образа жизни у школьников; предупреждение у учащихся вредных привычек; создание благоприятного микроклимата в классе и т.д. Затем рекомендуется выделить задачи. При этом необходимо учитывать, что в эффективной здоровьесберегающей технологии должны решаться задачи, направленные на устранение факторов отрицательно влияющих на состояние организма учащихся, и на развитие факторов здоровья. Далее необходимо составить поэтапный план реализации задач. Важно выявить факторы риска здоровью, выбрать наиболее значимые из них, а затем разработать и осуществить систему мероприятий по устранению и минимизации данных факторов. Одновременно необходима реализация мероприятий по приобщению учащихся к ЗОЖ.

Важнейшим элементом технологии является диагностика здоровьесберегающего образования школьников. Она позволяет выявить конечные результаты и сравнить их с поставленными целью и задачами. На основе сравнительного анализа результатов делается вывод о корректировке здоровьесберегающей технологии, например об увеличении сроков действия данной разработки или о внесении в нее поправок. Мероприятия и их краткое содержание мы рекомендуем включать непосредственно в здоровьесберегающую технологию.

Литература

  1. Здоровый дошкольник: оздоровительные технологии XXI века / Ю.Е. Антонов и др. – М.: Аркти, 2001. – 80 с.
  2. Лабутин Н.Ю., Майский А.Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей: прил. газ. “Первое сентября”. – 2003. - № 23. – С. 12 – 13.
  3. Методические рекомендации по охране здоровья учащихся / Cост. Н.А.Пономарева и Ю.Г.Максимов. – Глазов: РЖГВ, 2006. – 54 с.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: Аркти, 2003. – 270 с.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающее пространство школы // Управление школой. – 2003. - № 44. – С. 6 – 7.
  6. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петрос, 1997. – 490 с.