Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок физики в 7-м классе по теме: "Давление в жидкости и в газах. Расчет давления на дно и стенки сосуда"

Разделы: Преподавание физики


Урок физики в 7-м классе по теме “Давление в жидкости и в газах. Расчёт давления на дно и стенки сосуда”.

Цели урока

Продолжить формирование:

научного мировоззрения учащихся;

чувства ответственности; практических умений, умения работать с приборами, наблюдать, делать выводы в процессе усвоения знаний по теме “Давление в жидкости и в газах. Расчёт давления на стенки сосуда”.

Развитие познавательного интереса у учащихся.

МО (методы обучения)

ФОПД (формы организации познавательной деятельности)

Словесные, наглядные, практические

Общеклассные, работа в парах, индивидуальные

оборудование Магнитофон, запись музыки (спокойная )

колбы (разные и одинаковые по объёму)-4, жидкостный манометр, сосуды с водой, сосуд с легко деформируемым дном, мензурки.

ОС(обратная связь) Выполнение экспериментальных заданий (определение массы жидкости)

Самостоятельная работа (со взаимоконтролем)

Решение кроссворда

ДЗ (домашнее задание)

Читать параграфы 37, 38, упр.23
СУМ (содержание учебного материала)
  1. Актуализация знаний
  2. Мотивационный этап
  3. Получение доказательств о существовании давления жидкости
  4. Выявление устойчивых связей между физическими величинами
  5. Закрепление
  6. Подведение итогов

 

Название этапа

деятельность

учителя

учащихся

1. Этап актуализации знаний

Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:

1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем –выдох.

3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем. (гимнастика проводится под спокойную музыку)

Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.

Но в основе дыхательной гимнастики лежит физический закон, который изучали на предыдущем уроке.

? Какой закон лежит в основе дыхательной гимнастики?

 

? Какова его формулировка?

 

Дальше работаем так:

- Экспериментальные задания “Определения массы жидкости”

- Решение задачи.

- Фронтальная беседа.

? Где на практике применяют закон Паскаля?

? Зная о законе Паскаля, люди применяют его во вред окружающей среде. Как это происходит?

“Мир рвался в опытах Кюри

Атомной, лопнувшей бомбой”

А. Белый

? О какой физической величине идёт речь в пословицах “Иголка маленькая, да больно колется. Ножик туп – хозяин глуп”?

? Какой буквой обозначается давление, в каких единицах измеряется?

? Какую физическую величину называют давлением?

 

? Этот домик филин купил

Попугая и сойку пожить пригласил. ( см приложение)

? Какие физические величины спрятались в этом стихотворении?

Какая из них в какой квартире живёт?

Мы повторили формулу расчета давления. (р=F/ S)

? Какую силу называют силой давления?

? Какие силы могут быть силой давления?

? Мне ответ серьёзный дайте,

Кто сейчас сказать готов,

Почему следы в асфальте

Лишь от детских каблуков?

Отвечайте же скорее:

Что девчата тяжелее?

? Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

- Самостоятельно работать заканчиваем.

Проверяем задачу, решённую у доски.

Учащиеся, стоя за партами, выполняют дыхательную гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы изучали на прошлом уроке закон Паскаля. Значит в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля.

- Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях.

- выполняют учащиеся в парах

- индивидуально у доски

- Надувание воздушных шаров, камер (мячей и колёс), водопровод и т.д.

- Взрывы атомных бомб.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Речь идёт о физической величине – давление.

- Обозначается буквой р(пэ), измеряется в паскалях (Па)

- Величину, равную отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.


- Сила (F), давление (р) и площадь(S)

- Вверху сила, слева давление, справа площадь.

 

- Силу, которую прикладывают перпендикулярно поверхности.

- Сила тяжести и вес.

- Площадь каблуков маленькая, давление оказываемое большое.

Сила давления – вес.

- Копыта лося раздвоены, при ходьбе площадь увеличивается, а следовательно давление уменьшается.

 

Учащиеся проверяют высказывают замечания по оформлению и решению ( если таковые есть ).

2. Мотивационный этап

Вы уже знаете: твёрдые тела оказывают давление.

? От чего зависит давление твёрдых тел?

Вы уже знаете газы оказывают давление. Как газы оказывают давление?

 

? От чего зависит давление газов?

А как вы думаете, жидкости оказывают давление?

Как? От чего оно зависит?

Выслушав ответы, учитель делает вывод: значит, вы не можете точно утверждать, что жидкости оказывают или не оказывают давление.

Сегодня на уроке мы будем говорить о давлении жидкости. Запишите тему урока.

? А что вам интересно узнать?

Вот вы сами и сформулировали цель нашего урока: Доказать, что давление жидкости оказывают и как; от чего зависит давление жидкости; как можно рассчитать давление жидкости; как учитывают и применяют на практике.

 

- Давление твёрдых тел зависит о т силы давления, площади опоры.

- Молекулы газа ударяются о стенку сосуда и в этот момент оказывают давление. Молекул много поэтому давление газов достаточно большое.

- От объёма сосуда, массы газа, температуры газа.

- Учащиеся высказывают свои мнения.

 

 

 

- Учащиеся записывают тему урока.

- Учащиеся дают ответы о том, что им интересно узнать.

3. Получение доказательств о существовании давления жидкости Итак, мы выдвинули гипотезу:

жидкости оказывают давление.

Как проверить эту гипотезу?

Посмотрите, у меня есть сосуд, вместо дна резиновая плёнка (легко делается из пластиковой бутылки и воздушного шарика) и стакан с водой. Может, у кого-то возникла идея доказательства выдвинутой гипотезы. (Если никто не догадался, сама провожу опыт и прошу прокомментировать то, что они видят).

Опыт: воду наливают в сосуд с легко деформированным дном.

Какие выводы вы можете сделать?

 

Давление, которое оказывает покоящаяся жидкость, называется гидростатическим.

Обозначается давление жидкости латинской буквой р-“пэ”.

? Какая сила оказывает в данном случае давление?

Как её рассчитать?

Опыт : В сосуд с отверстиями (три отверстия на разной высоте) наливается подкрашенная жидкость.

Какой вывод вы можете сделать?

Опыт: В сосуд (широкий) с водой опускается сосуд, одна сторона которого закрыта плёнкой, и соединённый с жидкостным манометром.

Итак, мы ответили на вопрос, есть ли давление, и частично выяснили, от чего оно зависит.

- Учащиеся высказывают предположения. (Если кто-то говорит правильно, ему предоставляется право подтвердить это экспериментально).

 

- Плёнка прогибается. Значит, жидкости оказывают давление.

Чем больше жидкости, тем сильнее прогибается плёнка, значит и давление больше.

 

 

 

- Сила тяжести жидкости.

Учащиеся говорят, и кто-то записывает на доске.

 

Учащиеся наблюдают.

- Давление на разных уровнях разное.

Учащиеся наблюдают и делают выводы: чем глубже, тем давление больше;

- на одном уровне давление одинаковое.

4. Выявление устойчивых связей между физическими величинами Ребята делали самостоятельно экспериментальное задание: нужно было определить массу жидкости, находящейся в колбе.

Колбы разных размеров, в них налита вода на одинаковом уровне (можно использовать и другие жидкости подсолнечное масло, молоко и т.д). Давайте послушаем, что у них получилось.

Колбы выставляются на демонстрационный стол.

Массы жидкостей разные, а давление, как вы думаете, какое они оказывают? (группируются по сортам жидкостей).

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вывести формулу расчёта давления жидкости. (используется структурно-логическая схема “лесенка”) (см. в приложении).

Вверх:

1-ступень. Общая формула расчёта давления.

2-я ст. Сила давления. Какая сила оказывает в данном случае давление?

Как её рассчитать?

3-я ст. g – величина постоянная, а как можно рассчитать массу?

4-я ст. (вершина) Как можно определить объём?

Жидкость принимает форму сосуда поэтому если знать, как рассчитать объём сосуда в который налита жидкость, можно так же найти объём жидкости. Формулы расчёта объёмов разных тел вы будете изучать в курсе геометрии, поэтому сегодня я вам запишу формулу расчёта объёма.

V = Sh, S – площадь основания сосуда, h – высота сосуда (высота налитой в сосуд жидкости).

Вниз :

3-я ст. Подставим в формулу расчёта массы значение для объёма.

2-я ст. Подставим в формулу расчёта силы тяжести только что полученное значение массы.

1-я ст. В формулу расчёта давления подставим полученное сейчас значение силы тяжести.

Мы получили формулу расчёта давления жидкости . А теперь делаем выводы.

 

Возвращаясь к жидкостям в колбох. Массы жидкостей разные, а давление, как вы думаете какое они оказывают?

Как зависит давление жидкости от высоты (глубины), плотности жидкости ?

Рассказывают о том, как выполняли и что получилось (нужно было определить объём налитой жидкости, найти по таблице значение плотности, указанной в задании жидкости и по формуле m=pV рассчитать массу жидкости)

- Выслушиваются ответы учащихся.

 

 

 

- Учащийся, первый поднявший руку, записывает на ступени “лесенки”

р=Fд / S

- Сила тяжести жидкости.

Fт = mg (учащийся записывает на второй ступени) g - ускорение свободного падения, g = 9,8 Н/кг

 

- m = ?V (запись на доске)

- при помощи мензурки.

 

- m = ?Sh (запись на доске)

 

- Fт = ?Shg (запись на доске)

- р= ?Shg/ S = ?hg (запись на доске)

 

- Давление жидкости зависит от высоты (глубины), плотности жидкости, ускорения свободного падения.

Давление жидкости не зависит от

формы сосуда и от площади опоры.

- Одинаковое.

 

- Чем больше высота (глубина), тем больше давление, чем меньше высота (глубина), тем меньше давление.

Чем больше плотность жидкости, тем больше давление, чем меньше плотность жидкости, тем меньше давление.

5.Закрепление Работа с таблицей плотностей жидкостей стр .26 учебник физики А.В Пёрышкин, Н.А. Родина.

 

Стр .40 № 26-1, 26-2, 26-3 А.В. Чеботарёва “ Самостоятельные работы учащихся по физике”

 

Самостоятельная работа

1вариант - 26-4

2вариант – 26-8

 

Задача. Стр 80. №148, Г.Остер “Физика”

Высота столба пресной воды в аквариуме 40см. Улитка Ульяна поднялась по стенке аквариума на 20см от дна и с грустью смотрит сквозь стекло на Петю, который уверен, что на Ульяну оказывается давление воды величиной в 1 кПа. Что сказала бы Ульяна Пете, если бы между ними не было стеклянной преграды?

Ответы на вопросы: Какая жидкость будет оказывать наибольшее давление, наименьшее?

Читают, отвечают. Ответы обсуждаются

 

 

Выполняют работу, затем обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа по парте, выставляют оценки.

Учитель называет правильные ответы, учащиеся сравнивают и исправляют оценки в тетрадях .

 

 

- Обсуждают задачу, записывают и решают задачу. (записывается на доске)

Подведение итогов Предлагаю ответить на вопросы: Что узнали нового?

Понравился урок или нет. Почему?

Предлагаю разгадать кроссворд.

Кроссворд:

1.Единица измерения давления 2.Величина, характеристика вещества, от которой зависит давление. 3. Физическая величина, о которой мы сегодня говорили. 4. Физическая величина, от которой зависит давление жидкости на определённом уровне. 5. Агрегатное состояние вещества, о давлении которого мы говорили. 6.Рыба, живущая на дне, которая может переносить огромное давление воды. 7. Прибор, при помощи которого измеряется давление.

(1.Паскаль. 2.Плотность. 3. Давление 4.Высота 5.Жидкость 6.Камбала 7. Манометр)

(Ключевое слово “Спасибо”)

Литература:

1. А.В Пёрышкин, Н.А. Родина. Физика 7
2. В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике
3. А.В. Чеботарёва “ Самостоятельные работы учащихся по физике”
4. Г.Остер “Физика”