Тема урока: "Патриотическое воспитание на материале истории"

Разделы: История и обществознание


Важную роль в социальной политике современной России играет патриотическое воспитание населения и молодёжи в частности.

Актуальность поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.

А между тем за последние годы многое растеряно. Сегодня необходимо крепко задуматься над тем, как избавиться от плодов беспечности, мягко говоря, приведшей к деформации в сознании многих людей самих понятий «патриотизм» и «патриот», когда слова «патриотическое воспитание» зачастую воспринимаются как «насилие» и «подавление личности». Это опасное явление. Оно грозит разрушением духовно-нравственного единства общества, многовековых традиций дружбы, экономического и культурного сотрудничества народов России.

Серьёзные симптомы этой угрозы уже проявились в виде военных конфликтов в Чечне и Дагестане, в виде всплесков терроризма по регионам Российской Федерации, в виде активизации деятельности скинхедов.

Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьёзному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации.

В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. В «Повести временных лет», например, имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми тут, мёртвый бо срама не имам…» Поэтому нет смысла отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавшего наше Отечество.

В России на рубеже XX-XXI веков учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечёркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности и т. д. Ни в одном из них не указаны даже праздники – государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями и вокруг которых ведётся мощная патриотическая работа в школе.

Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.

Сегодняшние достижения обновляющейся России не так ещё велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далёких и близких предков. В этой связи необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси – России – СССР – Российской Федерации, независимо от того, каким было государство – княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь её достижения действительно заслуживают огромного уважения.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян – прекрасных иллюстрациях для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни тысяч тех, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, тем не менее, на смерть шли. Известный педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: « Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя». [Сухомлинский В. А. Письма к сыну].

Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.

Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества. Какие же силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто всячески и всесторонне (экономически, политически, экологически, идеологически и т. п.) подрывают устои России, наносят ей часто непоправимый вред. Это в первую очередь международный терроризм, который в последние годы проявляет себя в самых активнейших формах.

Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся. В учебниках по истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т.д. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством

Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, С. Королёва и других достойнейших сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.

Историк С.М. Соловьёв, писатель Ф.М. Достоевский, общественный деятель В.И. Ульянов (Ленин) – все желали поражения России в войне – Соловьёв и Достоевский – в Крымской 1853-1856гг., Ленин – в Первой мировой войне 1914-1918гг. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?

Просветитель конца XVIII – начала XIX в. Н.И. Новиков в 1812 г. «выкупал у крестьян французов, захваченных в плен, платя за них по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы – сдавал их французскому начальству, не требуя, конечно, вознаграждения».

[ Современники. Жизнь и деятельность Е.Р. Дашковой и Н.И. Новикова. – М. 1991 ]. Насколько нравственным был поступок Новикова?

При разборе этих и подобных им примеров у учащихся складывается более достоверное представление о личностях, иногда даже происходит переоценка ценностей, но всегда остаётся соответствующий отпечаток в душе.

Раскрывая нравственные качества соотечественников, учитель стремится соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. Но «в лоб» эти качества не воспитаешь. Если попытаться взывать к разуму и душам учащихся фразами «а вот Пётр I в твои годы…», «а вот Толстой в твоём возрасте…», « а вот Королёв, когда ему было пятнадцать лет…», большинство учащихся либо не отреагирует на них вообще, либо подумает: «Я не Пётр, не Толстой, не Королёв. Я – Коля Иванов, императором или генеральным конструктором космических кораблей не стану, следовательно, и думать о качествах, присущих этим знаменитостям, нет смысла».

Если же учитель подходит к решению проблемы несколько с другой стороны, успех может быть обеспечен.

У Вани он отмечает огромную жизненную энергию, свойственную Петру I, Суворову, у Димы – изобретательность Кулибина, Королёва, у Коли – аналитический склад ума Толстого, Менделеева и т.д. Пусть не у всех, но у кого-то из подростков положительный нравственный след в душе всё же останется: ещё бы, ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить эти личности.

Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма.

Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого в нём места. На современном учителе истории лежит огромная ответственность по воспитанию патриотизма у молодого поколения нашего Отечества.

Во многих школах имеются краеведческие музеи. Музей считается одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства патриотизма у детей. Отличительной особенностью музея является то, что вся его деятельность связана с жизнью района, города, села. Обращение к краеведческому материалу стимулирует формирование познавательного интереса и возникновение интереса к пропаганде патриотизма в обществе; даёт уверенность в преемственности историко-культурных традиций и определяет то высокое духовное начало, которое имеет подтверждение в течение столетий.

Значительные результаты в формировании патриотической воспитанности дают экскурсии. Согласно содержанию экскурсий, определяются и цели: воспитать чувства гордости и патриотического отношения к родному краю, научить работе с архивными данными, обобщить знания учащихся по истории, краеведению и культуре родного края. Учащиеся становятся очевидцами той среды, которую создавали их предки, между ними проходит нить преемственности поколений. Учащиеся включаются в культурно-исторический процесс. Изучая краеведение, они приобщаются к традициям, переживают успехи и неудачи в судьбе Отечества, обретают ценностное отношение к государственности, демократии.

Для сегодняшних мальчишек и девчонок увлечение компьютерными технологиями стало любимым занятием. Компьютерные презентации, электронные классные газеты, личные странички детей в Интернете и веб-сайты школ – всё это новые возможности не только в образовательном процессе современной школы, но и мощный инструмент в воспитании патриотизма у школьников.

Практически в каждой школе есть материалы, собранные детьми о стране и её героях. И, конечно же, всем, кто работал над уникальными коллекциями героических страниц истории нашей страны, хочется, чтобы их работа стала достоянием буквально всего человечества. И эти благородные мечты вполне осуществимы с приходом в школу Всемирной сети Интернет. При правильном планировании всего процесса по патриотическому воспитанию отмечено, что подростки, используя компьютерные технологии, с большим увлечением работают над тематическими проектами. Конечно, в этом случае к преподавателю предъявляются особые требования. При современном образовательном процессе на всех уровнях необходимо интегрировать школьные компьютеры с домашним компьютером школьника. Тогда совместными усилиями мы откроем виртуальные двери не только в школьные музеи боевой славы, и они станут доступными для всех, но и дадим новый импульс по изучению истории и славного наследия нашей страны.

Безусловно, патриотическое воспитание молодёжи является важной составляющей частью всего комплекса формирования и воспитания гражданина России, поскольку призвано развивать нравственные качества, способствовать приобретению военно-патриотических знаний, укреплять верность боевым и трудовым традициям народов России и Вооружённых Сил.

Но нельзя забывать об одном чрезвычайно важном аспекте: никакая, даже глубоко продуманная программа, которая, казалось бы, способна активизировать патриотизм, создать основу для становления и развития чувства гордости за свою страну, возрождения национального самосознания, подготовки гражданина к реальной деятельности в интересах государства, не может быть реализована без поддержки общественного мнения. Формирование отношения народа к указанным патриотическим ценностям должно осуществляться всеми средствами массового воздействия.

Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого в нём места. Каждый соотносит свои действия с пользой родной земле. Каждый – президент, подписывающий очередной указ, руководитель правительства, утверждающий очередное постановление, член Государственной думы, голосующий за новый закон, предприниматель, производящий или закупающий продукцию для соотечественников, фермер, возделывающий землю, учащийся и студент, познающие науки, - думает не только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде, но обязательно о будущем. Осознающие, что сегодняшние их деяния не выльются в бедствие завтра, - патриоты настоящие.

Литература:

  1. Карр Э. Что такое история? – М.,1998.
  2. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., 2001.
  3. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.,1979.
  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1994.