Особенности успешной работы с дошкольниками со стертой формой дизартрии. Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Разделы: Работа с дошкольниками


Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка. Что, в свою очередь, отражается на формировании и развитии всей языковой личности ребенка, затрудняя его речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, взаимосвязь нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукопроизношения, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии.

Поэтому продумывание занятий для детей со стертой формой дизартрии имеет существенное значение в коррекционно-логопедическом воздействии. И должны отличаться от структуры занятий для детей с дислалиями. При работе с детьми со стертой домой дизартрии необходимо учитывать следующие аспекты.

При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи (задания №1,2). Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков, что способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов. Выработать контроль за положением рта, нам помогают карточки (задание №3), т. к. дети со стертой формой дизартрии испытывают трудность в удержании артикуляционных укладов и слабость их ощущений.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных компонентов: звукопроизношения и просодики(задание №. 4) Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой домой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Об этом важном аспекте забывают логопеды и работают лишь над исправлением звуков, а не над развитием эмоций. Задание №6 включает в себя изображения “Съедобных человечков” с разными эмоциями и выполняет при этом основную задачу- дифференциацию звуков, вызывая у детей веселый настрой на выполнение задания.

Трудность в преодолении автоматизации звуков в слогах (задание №5) опираемся на фонетическую ритмику. Ребята её очень любят, и проходит она очень весело. А совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которая свойственна детям с дизартриями. Раскованность и непринужденность, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Артикуляторные затруднения оказывают влияние на восприятие всей звуковой системы, и это свидетельствует о том, что у детей со стертой домой дизартрии имеются и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового воспроизведения (задание №7).

Познавательные ситуации, где общение строится в ходе “игры-путешествия” тренируют у ребенка гибкость усвоения информации о языковой действительности – легкость перехода от одного термина к другому, включая его в процесс адаптации.

Задача для детей: разгадать тайну двух замков.

Цели занятия:
  • совершенствовать внимание, память, мышление
  • развивать фонематический слух
  • формировать кинестетические основы движений рук
  • формировать кинестетические основы артикуляторных движений
  • развивать восприятие ритма, высоты голоса
  • упражнять в дифференциации интонационной структуры словосочетаний
  • закрепить артикуляционные уклады звуков
  • закрепить навык правильного произношения звуков с и ш
  • продолжать дифференциацию звуков с и ш в словах и фразах

Ход занятия

1. Игра: “Повтори – не ошибись!” необходимо укрепить руки для путешествия к замкам. Упражнения для рук по развитию одновременно организованных движений:

  • одновременно изменять положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами, ладошкой вниз);
  • одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной сжаты в кулак. другой – указательный и большой пальцы соединены в кольцо;
  • одновременно изменять положение рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами стоит на ребре);
  • одновременно изменять положение рук (одна лежит на столе распрямленными пальцами, а другая приподнята под углом 45 градусов)

2. Игра: “ Озеро”, чтобы переплыть озеро нужно сделать следующие упражнения перед зеркалом (по слуху). Артикуляционные упражнения по развитию динамической координации:

  • чередуем в темпе упражнения для губ “Улыбочка – трубочка”;
  • чередуем в темпе упражнения для языка “Блинчик – иголочка”;
  • растянуть губы в улыбку(звук И) и проделать следующие упражнения “индюк – змейка- вкусное варенье-лошадка”;
  • вытянуть губы вперед (звук О) и проделать следующие упражнения “индюк – змейка - вкусное варенье - лошадка”.

Игра “Угадай, чей замок?” Закрепление артикуляционного уклада звуков С-Ш. Появляются перед замком по три карточки.

А
Б

Производится полный разбор карточек: Что они обозначают? Чем похожи? Чем отличаются? Какие звуки получаются при этом положении губ, языка? Карточки обозначают следующее: А) губы вперед, стрелка вверх - язычок вверху, как “ложечка”, стрелка красного цвета – воздух при произнесении теплый; Б) губы в улыбке, стрелка внизу – язычок внизу, упирается в заборчик(зубы), стрелка синего цвета – воздух холодный.

4. Игра “Звонок” с таблицами: большая буква –громко, маленькая буква –тихо. Произносим звуки и помогаем (стучим) рукой по столу. Упражнения по развитию воспроизведения ритма.

5. Физминутка (фонетическая ритмика) проводится стоя с произнесением слогов (са-со-су-сы-сэ) и слогов (ша-шо-шу-ши-шэ) под музыку.

С – губы растянуты, руки у уголков рта; А – руки вверху, в стороны; О- руки вверху, прямо; У- руки вперед; Э – руки внизу, в стороны; Ы- руки у груди, толчком вперед; Ш- губы вперед, руки у рта “рупором”.

6. Игра “Съедобные мордочки” портреты из овощей и фруктов с разными эмоциями. Упражнения по освоению ритмики слова с различными комбинациями по месту ударения. Приложение №1. Мордочки человечка- груши, помидора, яблочка, лука и др.

задание включает в себя произнесение односложных слов (нос, глаз, орешки, свинушки), пар слов с гласными. находящимися в ударной и безударной позиции ( нос- носы, груша- груши), слов с различной слоговой структурой (грустный, веселый, уши, шея).

7. Игра “Найди сыр для мышки”. Сделай для мышонка вкусные желтенькие кусочки сыра,

каждый раз после произнесенного словосочетания и не забудь про дырочки. Упражнения по дифференциации интонационной структуры словосочетаний.

Капустный листок. Пушистая кошка? Шелковый шарф! Шерстяная шапка. Вкусная груша! Вишневый сироп? Соломенная шляпа. Пластмассовая машинка? Мышонок съел весь сыр!

8. Итог занятия. Правильно произносить звуки С-Ш, тем самым поможешь себе и другим!

Мордочки человечка-груши, помидора, яблочка, лука и др. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)