Конспект открытого занятия по риторике на тему: "Зачем быть вежливым?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: “Зачем быть вежливым?”.

Цели занятия:

Образовательные: объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, что вежливым нужно быть всегда; учить использовать вежливые обороты речи в активной лексике; учить детей работать в парах.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью.

Развивающие: развивать связную диалогическую речь детей.

Материалы к занятию: презентация “Волшебный дуб”, иллюстрации осеннего леса, шапочки-костюмы: мышь, кот, белка, заяц; аудиокассета “Звуки леса”, рабочая тетрадь.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Повторение.

– Сегодня мы вместе с мальчиком Риториком

отправимся в путешествие в осенний лес. Но перед тем как отправляться, давайте решим, как нужно одеться, собираясь в осенний лес.

(Ответы детей)

– Почему так нужно одеваться?

– Когда придём в лес, как будем себя вести? (Мы в лесу – гости, а хозяева леса – звери и птицы. Чтобы их не напугать, нужно проявить вежливость по отношению к ним: вести себя тихо, не кричать, не сориться.

(Приложение-презентация).

В волшебном дубе должно открыться дупло, через которое мы с вами попадём в волшебный лес, но для этого нужно произнести волшебное заклинание, но какое, я не знаю. Поможет нам Риторик.

Тук-тук-тук-раздаётся громкий стук
Ри-ри-ри- дверь скорее отвори!

– Ничего не получается, почему, как вы думаете? Может быть, мы что-то не так сказали? Когда выражаем просьбу, какие слова при этом не забываем говорить?

(Варианты ответов детей)

– Попробуем иначе произнести волшебные слова

Ры-ры-ры-будьте к нам вы так добры,
Ти-ти-ти- разрешите нам войти.

(Включить картинку дуба с дуплом, фонограмму звуков леса, открыть доску с изображением осеннего леса.)

– Давайте пройдёмся по осеннему лесу, послушаем звуки леса, подышим лесным воздухом, полакомимся лесными яблочками.

Дыхательное упражнение “Достань яблочко”

– Ребята. Представьте, что мы находимся около яблоньки. Высоко на ветках висят красивые яблоки, которые мы хотим сорвать. Встаньте прямо. Делаем вдох через нос, поднимаем руки вверх, хорошенько потягиваемся, встаём на носочки, пытаясь достать яблоко. Затем опускаем руки и встаём на всю ступню – выдох. На выдохе говорим “ух”. Повторить 3 раза.Последний раз дотянуться до яблочка и представить, что сорвали яблоко.

3. Новая тема.

– Что помогло нам попасть в сказочный лес? (вежливое обращение). Кто может повторить вежливые слова, которые мы произнесли. А давайте сегодня поговорим о вежливости, зачем нужно быть вежливым.

(Сесть за парты)

1. Работа по тетради. С. 12

– Чтобы не заблудиться в лесу и продолжить путешествие, нужно найти в лесу дорогу. А на помощь нам придет старичок – Боровичок.

– Посмотрите, кто нас встречает в лесу. (Картинка Старичка-Боровичка). Может быть, он знает дорогу, по которой мы должны идти? Давайте попросим его нам помочь. Откройте тетради на с.12.

– Рассмотрите рисунки. На верхнем рисунке Риторик встретил Старичка- Боровичка

– Ниже два рисунка. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Героям на какой картинке хочется подражать?

– Какой изображённый на рисунках диалог кажется вам правильным? Почему?

– Как вы думаете, какая реплика соотносится со вторым рисунком? (прочитать реплики)

– Зачеркните тот рисунок, где Риторик невежлив. Поставьте тетради на подставки.

2. Разыгрывание диалога в парах.

– А как бы вы повели себя в данной ситуации?

– Если бы вам пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова при этом вы бы использовали? (Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, день, вечер; вежливое обращение: будьте добры, скажите пожалуйста, помогите пожалуйста найти дорогу, будьте так любезны, подскажите пожалуйста, извините пожалуйста, вы не могли бы нам помочь…)

Дети делятся на пары.

– Ребята, представьте, что один из вас – Боровичок, другой – Риторик. Решите, кто из вас кем будет.Риторику нужно найти дорогу. С какими словами он обратится к Боровичку, Что ответит Боровичок?

– А хотите узнать, что на самом деле ответил Боровичок?

(Включит фонограмму с записью голоса Боровичка.)

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном лесу, вам нужно идти по тропинке и никуда не сворачивать. Желаю приятного путешествия.

Физминутка.

Идём по тропинке друг за другом под фонограмму звуков леса. Собираем грибы и ягоды.

По тропинке в лес пойдём,
И грибов мы наберём.
Раз – грибок, два – грибок
Мы положим в кузовок.

3. Анализ диалогов. Что же помогло найти общий язык с Боровичком?

(Вежливые слова.)

– Как вы думаете, хорошо или плохо быть вежливым? Почему хорошо?

(Когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться)

4. Работа с текстом.

– Как вы думаете, всегда ли нужно быть вежливым?

А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь.

В нашем волшебном лесу живёт зайчик. И вот однажды с ним приключилась очень интересная история.

Однажды заяц, наевшись капусты на крестьянском огороде, собрался домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось украсть курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У зайца дрогнуло сердце. Бежать – но куда?

Заяц опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность, – в пещере поселилась змея.

Заяц был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

“Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!”

И, присев на задние лапки, заяц сказал:

Здравствуй, добрая пещера! Разреши мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась змея, услышав голос зайца. Она очень любила зайчатинку.

– Входи, входи!- ответила она, желая обмануть зайца. Но заяц по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт зайчиха! До свидания!- и бросился бежать со всех ног.

Прибежал заяц в свою норку и подумал о том, что вежливость ещё никому никогда не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые зайцы! Нужно же было ему просить разрешения войти!

– Ответьте на вопрос: что помогло зайчику спастись? Какие вежливые слова помогли зайцу спастись?

– Всегда ли нужно быть вежливым?

Даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливыми.

5. Минисценки.

Скажу вам по секрету, что в волшебном лесу все звери вежливые. Давайте посмотрим и послушаем, как они между собой общаются.

Разыгрывание заранее подготовленных диалогов детьми.

– Эй, привет соседка мышка!
Может, в гости пригласишь?
Извини, голубчик кот,
Очень узкий в норку вход!

– Хочешь, белка, на тележке
Подвезём твои орешки?
– Ну, конечно же, спасибо!
Вы мне очень помогли бы.

– Дайте капусты кочанчик другой!
– Разве так просят? Подумай, косой!
Дайте, пожалуйста, вспомнил зайчишка.-
И, если можно, с большой кочерыжкой.
– Вот молодец, ему лапу пожали
И самых вкусных кочанчиков дали…

4. Итог занятия

– Как вы думаете, разговор о вежливости, который сегодня состоялся, нужен детям?

– Для чего нужно быть вежливым?

– Нам пора возвращаться из волшебного леса. Мы сегодня увидели и услышали там много интересного.