Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»

Разделы: Литература


Цели урока:

  • показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;
  • изучить жизненные источники рассказа “После бала”;
  • особенности композиции рассказа;
  • провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Оборудование урока:

1. Иллюстрации по творчеству Л.Н. Толстого;

2. Оформление классной комнаты:

2.1. Столики со скатертью, на столиках томики книг с рассказом “После бала”, свечи, символизирующие рождение писателя.

2.2. На доске цветным мелом записаны тема урока, краткая летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого.

2.3. Цитаты:

– “Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;

– “Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” – (Л.Н.Толстой);

– “Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);

– “Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький);

2.4. Портреты Л.Н. Толстого:

– художников И.Н. Крамского (1873г.), Н.Н. Ге (1884г.), И.Е. Репина (1887г.), М.В. Нестерова (1907г.);

– работа А. Пластова. “Л.Н. Толстой в Яснополянской школе” (1958-1959гг);

– комплект открыток и фотографий “Ясная Поляна” (1979г.).

2.5. Слева от доски расположен “Уголок Льва Николаевича”, где вниманию представлены библиографически редкостные издания книг Л.Н. Толстого (1930, 1940, 1965 и т.д. годов), здесь же стоит “одинокая свеча”, которую в последние минуты урока ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.

3. По ходу урока используется музыкальное сопровождение:

3.1. Пластинка с воспоминаниями секретаря Л.Н. Толстого – Гусева Н.Н.;

3.2. Вальс из кинофильма “Война и мир”.

Методические приемы:

Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение.

Структура урока:

1. Организационный этап:

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.3. Организация внимания.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Слово учителя: Этот уголок русской земли известен всему миру. “Ясная поляна”… Тут можно бесконечно много бродить, не уставая.

Зимой, как и много лет назад, старая усадьба укутана белыми снегами. Летом – погружена в спокойный шум деревьев, шелестящая листва которых высвечена солнцем и омыта дождями.

Где бы мы здесь ни были – у башен въезда или у “Дома Волконского”, у кучерской или на Красной аллее, на Калиновом лугу или среди дубов в Чепыже – и повсюду вновь и вновь мы будет открывать для себя родную землю. Все здесь дышит памятью о Л.Н. Толстом – о его великой жизни, о его бессмертных творениях.

3. Этап усвоения новых знаний.

3.1. Экскурсия по Ясной Поляне (слово учителя).

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой прожил более полувека. Здесь он родился. Здесь он похоронен. В Ясной Поляне Л.Н. Толстой создал все, что прославило его как великого художника и гуманиста. Именно Ясная Поляна оказалась тем “опытом лаборатории”, без которого писатель “трудно мог представить себе Россию и свое отношение к ней”.

Мария Николаевна Волконская, единственная дочь князя Н.С. Волконского, вышла замуж за Николая Ильича Толстого в 1822г. Лев Толстой не помнил своей рано умершей матери, но те, кто знал ее, рассказывали писателю, что у нее, как у описанной потом в “Войне и мире” княжны Марьи Болконской, были прекрасные “лучистые глаза”, из которых исходили “целые снопы света”.

После смерти родителей в 1847 г. между четырьмя братьями Толстыми был произведен раздел владений. По существовавшей тогда традиции Льву Толстому, как младшему из братьев, досталось родовое имение – Ясная Поляна.

Писатель твердо считал, что ему необходимы “три упряжки” – “умственная, нравственная, физическая”. Каждый день на гумне, в саду, на пасеке, в лесу, в теплице – это не только работа или наслаждение пейзажами. Это – большие и малые герои и сюжеты “Войны и мира”, “Анны Карениной”, простые и ясные мысли “Азбуки”.

Один из учеников школы для крестьянских детей в Ясной Поляне (1859-1862гг.) Василий Морозов рассказывал: “В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич”.

В мемориальном доме-музее хранится огромное количество вещей, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью Л.Н. Толстого. В облике комнат сохраняется атмосфера дома, окружавшая писателя в последний год его жизни.

Здесь писатель создал около 200 произведений – все свои основные романы, множество повестей и рассказов, драмы, яркую публицистику, философские и эстетические трактаты. В этом доме – первоначально правом флигеле ансамбля – писатель поселился во второй половине 1850-х годов. В 1862г. Толстой женился на Софье Андреевне Берс, дочери московского врача А.Е. Берса. Семья с годами увеличивалась и дом разрастался. В 1871г. с левой стороны бывшего флигеля была выстроена двухэтажная кирпичная пристройка с обширной залой наверху, а в 1894г. схожая по декору деревянная оштукатуренная пристройка появилась с другой стороны дома.

Каждая вещь в доме Толстого в Ясной Поляне напоминает нам не только о быте писателя, семейной жизни Толстого – отца 13 детей, но и долгой жизни большого художника, о творческих взлетах мастера, его мучительных духовных исканиях.

Многочисленные предметы в кабинете, спальне, гостиной, библиотеке – во всех комнатах дома – убеждают нас в том, что здесь жил величайший гуманист, всей своей жизнью утверждавший, что “жизнь есть благо, выше которого нет никого”.

Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. Зеркало души, как известно, глаза. Так вглядимся же в эти глаза… (прослушивание воспоминаний секретаря Толстого – Н.Н. Гусева).

Выдающиеся деятели русского и зарубежного искусства стремились запечатлеть в своем творчестве образ Льва Толстого. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, А. Пластов – поистине существо великого человека смогут понять и показать только гениальные творцы.

Рядом с домом Л.Н. Толстого и несколькими хозяйственными постройками расположены тихие липовые аллеи регулярного парка “Клины”. “Клины” – самая старая часть яснополянского парка, разбитая еще в середине 18 века. Свое название она получила от того, что ее диагональные дорожки, пересекающиеся в центре, делят парковые боскеты на треугольники – “клинья”.

Старая липовая аллея, называемая Красной, проходит по направлению от дома-музея мимо Красного яблоневого сада к постройкам на гумне. Житня, рига, навес на гумне, расположенные поблизости друг от друга, составляли другой хозяйственный центр толстовской усадьбы. Постройки привольно расположились у широкой дороги, уходящей в лес.

Страстным поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Еще в зале старого яснополянского дома. Когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, приучавшую к необходимости творить добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька. Однажды, вспоминал Толстой, он “объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа”.

Мысли о “зеленой палочке” Толстой оставался верен всегда.

… “ и как тогда я верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях… так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает ”.

И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта “зеленая палочка”. Воля великого художника была исполнена.

9 ноября 1910 г. тело Л.Н. Толстой было похоронено на краю оврага…

… Сюда ведет лесная дорога. У могилы Толстого, сколько бы ни было здесь людей, всегда царит покой. Над могилой одного из величайших людей Земли – лишь тихий шелест листвы деревьев Старого Заказа…

3.2. Информация учащихся по библиографии Л.Н. Толстого.

В тот момент, когда сообщают о рождении Толстого, зажигаем свечи.

  1. Биографические летопись жизни Л.Н. Толстого.
  2. Жизненные источники рассказа “После бала”.

3.3. Слово учителя:

1. “Ревизор” Гоголя и “После бала” Толстого представляют те произведения русской литературы XIX века, в которых особенно сильно критическое начало.

Подобно “Капитанской дочке”, “Песне про купца Калашникова…”, “Мцыри” рассказ “После бала” рисует картины давно минувшего.

Но в отличие от Пушкина, Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л. Н. Толстой в рассказе “После бала” восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – (1) той, которую непосредственно изобличает Толстой (40-е годы XIX века, время Николая I), и (2) той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Естественно, разбирая рассказ, мы смотрим на героев и события современных молодых людей.

Это третье “слагаемое”, от которого зависит правильное постижение и правильная оценка людей, конфликтов, общественных отношений, нарисованных великим писателем.

2. Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.

Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.

Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”.

Его сюжет не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата.

Но как построен рассказ?

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое.

Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою.

А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь. Заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

Мы улавливаем деление рассказа на две, правда неравные по объему, части.

Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов:

  1. Чтение бала у губернского предводителя: стр. 299 учебника (ред. Беленький Г.И.) со слов “взял руку дочери…” до слов “подвел ее ко мне…”.
  2. Наказание солдата: стр. 303 учебника со слов “я стал смотреть…” заканчивая словами “это было тело человека”.

Прослушивание грамзаписи отрывка из рассказа “После бала” или выразительное чтение ученика.

Далее проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата по плану:

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

1

зала у предводителя

описание улицы

2

хозяева бала

солдаты

3

Варенька

наказываемый

4

полковник

полковник

5

Иван Васильевич

Иван Васильевич

Школьники отмечают, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:

бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках. У нее – “сияющее… лицо, глаза…”

Отец Вареньки – красивый…

Иван Васильевич – доволен, счастлив…

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют,

И перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания.

Полковник все тот же. В сопоставлении с наказываемым его красота выглядит кощунством:

Сравнительная характеристика

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое…

Шел твердой, подпрыгивающей походкой.

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… толкали…

Румяное лицо и белые усы и бакенбарды.

Сморщенное от страдания лицо.

Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Толстой подчеркивает повторением одних и тех же слов: “…все так же…”

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.

Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России.

Таким образом, рассмотрев две части рассказа, мы на следующем уроке перейдем к беседе о главных героях (полковнике и Иване Васильевиче), об идейном смысле произведения.

4. Итоги урока

Вот и наступили последние минуты сегодняшнего урока. Мы с вами рассмотрели значение роли Ясной Поляны в жизни Льва Толстого, изучили жизненные источники рассказа “После бала”, проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти, наконец-то, “зеленую палочку” и уничтожить все зло в людях…

Мы зажжем эту “одинокую свечу” не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Как говорили современники Толстого, преклоняясь перед его всемирным авторитетом, “через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”.

Мы зажжем свечу, расположенную в самом сердце “нашей Ясной Поляны” – “Уголке Льва Николаевича” для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

Мы зажжем ее для того, чтобы и о нас потомки могли сказать: “Они искали “палочку счастья” Льва Толстого!” И они нашли ее…

5. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Составить сравнительную характеристику:

Полковник

Иван Васильевич

   
   

2. Ответить на вопросы № 2, 3, 4, 5, 6 стр. 305 учебника

3. Ответить на вопрос № 2 стр. 307 учебника.