Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме: "Саша Черный. Стихи"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с произведениями Александра Чёрного.
  • Продолжать формирование навыков выразительного чтения.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • слова для отработки навыков чтения на доске,
  • портрет А. Чёрного,
  • книги со стихами А. Чёрного,
  • рисунок поезда, план - карта путешествия.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде по стране «Литературия». Нам нужно приобрести билеты.

2 Проверка домашнего задания.

Отправляемся в кассу «Проверяй-ка». Чтобы приобрести билет, нужно угадать, какой месяц произносит эти строки?

Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору! (январь).

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи,
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи. (февраль)

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи. (март)

Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи. (апрель)

Кратко перескажите пьесу-сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Ответы на вопросы учебника, чтение сочинений-сказок.

И так билеты приобретены. Отправляемся в путь.

3 Сообщение темы урока.

Наш поезд прибывает на станцию «Сообщай-ка».

Сегодня мы приступаем к чтению произведений из четвёртой поэтической тетради.

На уроке мы познакомимся с творчеством Саши Чёрного. Настоящая фамилия Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»

В 1911 году появились первые его произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живущих в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты, составил двухтомную хрестоматию для детей, живущих за границей. Это «Радуга» и «Русские поэты для детей». Поэт много путешествовал по Европе. Умер он в глухом рыбацком посёлке на берегу Средиземного моря в 1932 году.

4 Словарно-лексическая работа.

Следующая станция станция «Говори правильно»

прочитайте слова, объясните значение слов.

Притиснешь – прижмёшь;

В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время;

Капут – конец, гибель, от немецкого –kaputt;

Юркий – быстрый, мгновенный, увёртливый, ловкий, пронырливый;

Пичужка – птичка;

Фурх – звук крыльев;

Клетушка – маленькая, тесная клетка.

- Прочитайте скороговорки три раза: медленно, быстрее, очень быстро.

От топота копыт пыль по полю летит.

Протоптал Прокоп три тысячи дорог.

- А теперь прочитайте строчку из стихотворения Саши Чёрного в режиме скороговорки (три раза).

- «Ух, как стал бы звать ты папу».

- Объясните, почему следующие слова объединены в одну группу?

Что, отчего, оттого что, потому что, скучно.

Прочитайте по правилам русской орфоэпии.

5 Работа над новым материалом.

Мы прибыли на станцию «чтение– лучшее учение».

Прочитайте стихотворение « Что ты тискаешь утёнка?..» - про себя, а затем вслух.

Чтение 2-3 учениками.

Каким вы себе представляете бегемота?

Представьте себе, как он лижет вас языком, ведь для этого он должен разинуть пасть! Страшно?!

Кем кажется утёнку мальчик? (страшным зверем)

Какие слова подтверждают это? ( лапы мальчика)

Можно ли назвать это стихотворение шуткой? Почему нет? О чём же оно? (об отношении к животным)

От чьего имени написано стихотворение? (от имени взрослого человека)

С какой целью написал это стихотворение поэт? (предупредить нас о том, какой хрупких утёнок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию)

Какие чувства нужно передать при чтении этого стихотворения? (осуждение, предупреждение, даже угрозу. совет)

Прочитайте стихотворение выразительно.

Прочитайте стихотворение «Воробей» про себя.

Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении? («Растрёпанный воробей». К. Паустовского).

Как относится автор стихотворения к воробью? (С жалостью. Он пытается накормить воробья. ). Какое время года описано в стихотворении? (Зима.) Подтвердите своё мнение строками текста.

А как можно помочь воробью.

Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.

6 Физминутка.

Следующая станция «Минутка отдыха»

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками по хлопали,
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дру