Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "Последние дни" (М.Булгаков). Дуэль и смерть Пушкина

Разделы: Химия, Биология, Литература


Учитель литературы: читает стихотворение Игоря Талькова.

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем
Их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда оркестр в их честь играет туш,
Актёры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.

Слушаем: Фрагмент из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». (Приложение №1)

Ученик: Подходит к репродукции картины Наумова «Дуэль». (Рисунок №1)

Читает фрагмент из произведения М.И.Цветаевой «Мой Пушкин».

«…Была картина в спальне матери – «Дуэль».

Снег, чёрные прутья деревец, двое чёрных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а ещё один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между чёрных безлистых деревцев убил.

Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот.

….чёрная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, чёрное с белым окно: снег и прутья тех деревец, чёрная и белая картина – «Дуэль», где на белизне снега совершается чёрное дело: вечное чёрное дело убийства поэта – чернью».

Ученик: (Рисунок № 2) Черная речка... Место в настоящее время если и не в центре, то никак уж не на окраине Санкт-Петербурга. Сюда даже можно добраться на метро. Летний вечер. Синие сумерки. Скоро будет совсем темно. Но уйти не могу. Где-то, совсем рядом, ритмично простучали и смолкли колеса поезда. Тишина, … деревья, обступившие довольно скромный сероватый обелиск. На этом месте погиб Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель литературы: «Скорбный лист» - так в эпоху А.С.Пушкина назывался тот медицинский документ, который сегодня именуется историей болезни. Новое название соответствует прогрессу медицины, поскольку болезнь в наше время чаще всего краткий, порой – неприятный, но только эпизод в долгой человеческой жизни. Кроме того, слово «история» подразумевает объективность и беспристрастность заметок врача о развитии заболевания, результатах обследования пациента, его лечении и прогнозе. Именно поэтому, когда речь заходит об истории болезни А.С.Пушкина, хочется вернуться к старинному названию – «Скорбный лист», памятуя, что скорбь – это крайнее выражение печали.

Главный вопрос нашего урока: можно ли было спасти Александра Сергеевича Пушкина?

Обращаясь к этой теме, мы не ставим целью выдвинуть новые концепции причины смерти А.С.Пушкина. Перебираем этот терзающий душу материал больше для себя – чтобы ещё раз соприкоснуться с тем, что имеет отношение к любимому поэту.

Ученик: Стихотворение А.А.Ахматовой «Пушкин».

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но ещё ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.

Учитель литературы: Патриарх советской хирургии академик Борис Васильевич Петровский в 1983 г. писал: “...следует возвращаться к проблемам, связанным с лечением выдающихся людей, память о которых живет в сердце народа ...” История болезни Пушкина — предмет оживленных споров литераторов, ученых, медиков.

Учитель химии: На уроке, воспользовавшись знаниями, полученными раннее на уроках анатомии и химии, дополнительной литературой, мы попытаемся ответить на главный, волнующий нас вопрос: можно ли было спасти Александра Сергеевича Пушкина, если бы он жил сейчас, в наших условиях?

Ученик: Важен вопрос о здоровье А.С. Пушкина перед поединком. Александр Сергеевич к моменту своего ранения на дуэли был в возрасте 37 лет, имел средний рост (около 167 см), правильное телосложение без признаков полноты. В детстве он болел простудными заболеваниями и имел легкие ушибы мягких тканей. В 1818 г. в течение 6 недель Александр Пушкин перенес тяжелое инфекционное заболевание с длительной лихорадкой, которое лечащими врачами было названо “гнилой горячкой”. В течение последующих двух лет появлялись рецидивы лихорадки, которые полностью прекратились после лечения хиной, что дает основание предполагать, что Пушкин переболел малярией.

А.С. Пушкин с 17-летнего возраста имел незначительно выраженное варикозное расширение подкожных вен нижних конечностей, подтвержденное документально медицинским заключением. Однако оперироваться он не хотел, да и показаний к операции не было ввиду скудности анатомических и функциональных изменений в нижних конечностях; в течение всей жизни Пушкин много и неутомимо ходил без жалоб на боли в ногах.

Пушкин вел здоровый образ жизни. Помимо длительных пеших прогулок, он много ездил верхом, с успехом занимался фехтованием, плавал в речке и море, для закаливания применял ванны со льдом. Можно заключить, что к моменту дуэли Пушкин был физически крепок и практически здоров.

 

Учитель литературы: Пушкин вёл здоровый образ жизни: для укрепления мышц руки постоянно носил тяжёлую трость и применял специальные упражнения; в течение всей жизни регулярно тренировался в стрельбе – он отлично стрелял из пистолета. Поэт имел репутацию опытного и чрезвычайно опасного дуэлянта. Говоря о причинах последней дуэли Пушкина, необходимо также отметить одно обстоятельство. По данным Т.Г. Цявловской, Александр Сергеевич был инициатором 15 дуэлей, из которых состоялись 4, а остальные закончились примирением сторон, преимущественно под влиянием друзей Пушкина. Везение не могло продолжаться бесконечно. Пушкин неумолимо приближался к своей гибели. Символично, что еще в ранней молодости гадалка предсказала ему гибель от руки белокурого человека. И в рукописях поэта можно найти рисунки пистолета, которые Т.Г. Цявловская назвала «сигналами дуэли». Она насчитала шесть таких тревожных сигналов: три – в первые годы после выхода из Лицея и три – в последние годы жизни.

Что же такое дуэль? Обратимся к комментариям, к словарям.

Ученик: (Приложение № 2)

Ученик: Условия поединка Пушкина и Дантеса носили суровый, беспощадный характер: (Приложение №3)

Инсценирование эпизода дуэли из романа «Евгений Онегин». (Приложение №4)

Ученик: Комментарий.

«.. Метить в ляжку иль в висок» - технические выражения дуэлянтов. Ни один из дуэлянтов не мог прийти на место боя с заранее продуманной программой действия, поскольку не имел возможности разгадать планы противника, в случае, если тот будет стрелять первым. Прицел в голову (висок) противника означал желание смерти противника. В этом случае и другой участник дуэли был вынужден менять тактику. Противник, метивший в ноги, особенно с дальнего расстояния, т.е. поступавший, как Онегин, видимо, не желал смертельного исхода, но, что часто случалось, мог попасть в грудь своему противнику.

«На барьер поставить» - выражение, которое обозначает дуэль. Барьер – место, до которого могут сходиться противники перед выстрелом. Зарецкий славился умением ссорить друзей и вынуждать их к поединку.

Лепаж Жак (1779 – 1822) – «славный ружейный мастер», по примечанию Пушкина. Пистолет марки парижского оружейника Лепажа считался в ту пору лучшим дуэльным оружием. Продавались дуэльные пистолеты в специальном ящике, в котором были: пара пистолетов, набор приспособлений для литья пуль и заряжания оружия. Пользоваться этими пистолетами запрещалось (поскольку были запрещены дуэли), но они имелись почти в каждом дворянском доме. На место дуэли пистолеты приносили оба противника. Давалась клятва в том, что оружие ни разу не пристреливалось, затем по жребию выбирались те или иные пистолеты. При повторном обмене выстрелами оружие менялось. Онегин во время дуэли тоже пользовался дуэльными пистолетами Лепажа, которые названы Пушкиным «роковыми», т.к. несут с собой ранение или смерть.

Учитель химии: (Рисунок №3) Дуэльные пистолеты, их использование так же вызывает несколько естественных вопросов, ответы на которые можно получить только у специалистов-оружейников.

Судмедэксперты: Большое значение имел выбор тактики ведения боя, в частности, учитывая характер оружия, небольшое расстояние между дуэлянтами и превосходную стрелковую подготовку обоих, явное преимущество получал противник, выстреливший первым. Дантесу, вероятно, была известна манера ведения боя Пушкиным, который в предыдущих дуэлях никогда не стрелял первым.

Задание группам судмедэкспертам: проанализируйте таблицу

Превышение средней траектории в см при стрельбе из пистолета,
приведенного к нормальному бою на 25 м

Расстояние, м С превышением средней точки попадания на 12,5 см выше точки прицеливания С совмещением средней точки попадания с точкой прицеливания Радиус
рассеивания,
см

8

+4,1

0

3,2

Задание группам литературоведов: проанализируйте эпизод, ответьте на предложенные вопросы. 1)Дайте краткую характеристику Онегину и Ленскому (поведение во время дуэли). Как называет Пушкин Онегина и Ленского? (На каких словах «играет»(Н.Г. Долинина?)

2) Нарушены ли правила дуэли, кем и почему? За помощью можете обратиться к «Комментарию романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Ю.М. Лотмана. Есть ли сходство дуэли Онегина и Ленского с дуэлью Пушкина и Дантеса?

Ответы учеников: (Приложение №5)

Ответы учеников – судмедэкспертов. (Приложение №6)

Учитель литературы: И вот пришел этот трагический день — среда, 27 января 1837 г. (8 февраля по новому стилю)

Ученик: О последнем дне А.С.Пушкина.(Приложение №7) (Рисунок №4)

Видеофрагмент: Квартира Пушкина.

Ученик: Для Александра Сергеевича это были мучительные часы тяжелых физических и душевных страданий. Но он вел себя очень мужественно. Несмотря на сильные боли, он старался подавить в себе стоны, не кричать, чтобы не беспокоить супругу, родных, друзей. Он жалел и защищал жену, беспокоился за судьбу Данзаса и просил лейб-медика Арендта заступиться за своего секунданта перед царем; благородно отнесся даже к врагу — Дантесу, убеждая друзей не мстить ему. (Рисунок №5)Вызвали камердинера. Старый, поседевший “дядька” Никита, знавший Александра с юных лет, взял его в охапку. “Грустно тебе нести меня?” — спросил Пушкин, почувствовав наконец искреннее сочувствие к себе. Никита бережно понес его через переднюю в кабинет, располагавшийся на первом этаже. В это время Данзас уже сообщил Наталье Николаевне, как мог спокойнее, что муж ее стрелялся с Дантесом и ранен, но очень легко; тяжелый характер ранения он утаил по просьбе Александра Сергеевича. Наталья Николаевна бросилась в переднюю, куда уже вносили раненого мужа. Александр Сергеевич, не желая, чтобы она видела его в таком печальном виде, возбужденно крикнул ей по-французски: “Не входите!”. Его занесли в кабинет, помогли переодеться в чистое белье и уложили на любимый диван, в окружении его “верных друзей” — книг. Б.В. Петровский справедливо отмечает, что кровать была бы значительно удобнее для раненого и для лечения. С этого дивана Пушкину уже не суждено было подняться. Когда Александра Сергеевича переодели и уложили, он, наконец, разрешил впустить в кабинет бледную и напуганную супругу.

Учитель химии (задание дается одновременно группам химиков и литературоведов): Проанализируйте выданные статьи, выясните, была ли оказана первая, доврачебная помощь Александру Сергеевичу. Подумайте, что можно было сделать сразу после дуэли, впоследствии, чтобы помочь остаться в живых великому поэту.

Медики: (Приложение №9)

Химики: Гемоглобин крови, содержащий железо, служит в организме главным образом как переносчик кислорода. Недостаток гемоглобина вызывает заболевание – анемию. В 100 мл крови в норме содержится около 15 г гемоглобина. В состав молекулы гемоглобина входят четыре иона железа в степени окисления +2. Каждый из них способен соединяться с двумя атомами (т.е. одной молекулой) кислорода. Реакция с кислородом обратима: он поглощается в том месте, где его избыток (в легких), и освобождается в тканях, где кислорода мало. При этом происходит изменение цвета крови. Гемоглобин, содержащий кислород, окрашивает артериальную кровь в ярко-красный цвет, а гемоглобин, лишенный кислорода, придает крови темно-красный цвет. Это происходит без изменения состояния иона железа; он находится всегда в одном и том же состоянии окисления +2. Если железо окислится до состояния +3, то гемоглобин приобретает коричневую окраску (вид спекшийся крови ).

Карточка к химическому опыту (выполняет группа химиков-экспертов).

  1. Разделите содержимое пробирки №1 на 3 части.
  2. В первую часть добавьте немного раствора красной кровяной соли.
  3. Во вторую – раствор желтой кровяной соли.
  4. В третью – раствор роданида калия.
  5. Разделите содержимое пробирки №2 на 3 части.
  6. В первую часть добавьте немного раствора красной кровяной соли.
  7. Во вторую – раствор желтой кровяной соли.
  8. В третью – раствор роданида калия.
  9. На основании данных §14 учебника О.С. Габриеляна сделайте вывод, в какой пробирке раствор соединения железа +2, а в какой +3.

Литературоведы: Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться взволнованные друзья Пушкина: поэт В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, супруги Вяземские, М.Ю. Виельгорский, П.А. Плетнев, которые до самой смерти Александра Сергеевича находились в его доме, отлучаясь на самое короткое время. Александр Сергеевич чувствовал себя настолько плохо, что решил попрощаться со всеми. Он попросил к себе жену, детей и свояченицу Александру Николаевну. Наталья Николаевна с воплем горести бросилась к страдающему мужу. На глазах у присутствующих появились слезы. Малышек, полусонных, в одеялах, приносили к нему. Александр Сергеевич не мог говорить и прощался только взглядом и движением руки. Он молча по одному благословлял детей и движением руки отсылал от себя. Затем он также поочередно стал прощаться с друзьями — Жуковским, Тургеневым, Вяземским, Карамзиной, Виельгорским. Выглядел Александр Сергеевич очень плохо. Кожа была бледна “как полотно”, руки холодные, пульс едва прощупывался. Говорил он редко, едва слышно. “Смерть идет”, — тихо, с особым выражением сказал он Спасскому. Днем 28 января весть о ранении горячо любимого народом поэта быстро разнеслась по столице. С раннего утра встревоженные горестною вестью люди начали стекаться на набережную Мойки, к дому поэта. Передняя и зала в квартире в течение всей болезни Александра Сергеевича постоянно были заполнены знакомыми Пушкину и совершенно незнакомыми людьми. Они были искренне взволнованы ранением поэта и беспрестанно спрашивали у докторов и ухаживающих о ходе болезни. Несмотря на мороз и сильный пронизывающий ветер, густая масса людей загораживала на большом расстоянии все пространство на улице перед домом Пушкина, к крыльцу было невозможно протиснуться. Особенно много было молодежи и студентов. 29 января друзья Пушкина даже были вынуждены обратиться в Преображенский полк, и у крыльца для установления порядка поставили часовых. Какой-то старичок говорил с удивлением: “Господи боже мой! Я помню, как умирал фельдмаршал, а этого не было!” В вестибюле стали вывешивать сочиненные Жуковским бюллетени о состоянии здоровья поэта. Пушкин беспрестанно спрашивал, кто из друзей и знакомых у него в доме. Но впустить всех знакомых в кабинет, где умирал поэт, было просто невозможно. Приглашали, конечно, самых близких, но и их было много.

Фотографии. Квартира Пушкина, кабинет. (Рисунок №6) «..настоящее место писателя есть его учёный кабинет». Книги сейчас действовали на него лучше любого успокоительного. Их человеческие души, стиснутые плотной кожей обложек, тут же оживали, лишь стоило взять их в руки. Передняя и зала были переполнены. Бледные и тревожные лица людей выдавали сильное волнение. “Больной находится в весьма опасном положении”, — написал Жуковский для посетителей. Этот бюллетень оказался последним. Наиболее близкие друзья поэта — В.А. Жуковский, П.А. Вяземский со своей женой, А.И. Тургенев, М.Ю. Виельгорский — собрались у смертного одра. От умирающего не отходили доктора Е.И. Андреевский, В.И. Даль и И.Т. Спасский. Несколько раз Александр Сергеевич звал Наталью Николаевну, но говорить много не мог, отсылал ее от себя. “Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском”, — говорил Александр Сергеевич еще в первый вечер после смертельного ранения. Около 14 часов Александру Сергеевичу захотелось морошки. Он с нетерпением ждал, когда ее принесут, и попросил жену покормить его из своих рук. Он съел 2—3 ягодки и с наслаждением выпил несколько ложечек сока, подаваемых женой, говоря: “Ах, как это хорошо!” Наталья Николаевна опустилась на колени у изголовья умирающего мужа и приникла лицом к нему, а он гладил ее ласково по голове и тихо, едва слышно, шептал слова любви и утешения. Безмятежное спокойствие разлилось по его лицу. Наталья Николаевна вышла из кабинета, вся искрящаяся надеждой, и сказала, обращаясь к окружающим: “Вот вы увидите, что он будет жив”. Но через некоторое время, в отсутствие ее, началась агония. Пушкин потухающим взором обвел шкафы своей библиотеки и, имея в виду своих самых лучших и верных друзей — книги, прошептал: “Прощайте, прощайте”. Спасский и Даль исполнили последнюю просьбу умирающего, чуть повернув его на бок и слегка приподняв. Александр Сергеевич вдруг широко открыл глаза, лицо его прояснилось. Последними словами поэта были: “Жизнь кончена... Тяжело дышать, давит...”. Отрывистое частое дыхание сменилось на медленное, тихое, протяжное, и вот уже слабый, едва заметный, последний вздох. Дыхание остановилось.

В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть. Закрыл глаза умершему доктор Е.И. Андреевский.

Обращение к фотографиям: (Рисунок №8) Жилет Пушкина, в котором он стрелялся на дуэли. посмертная маска, снятая скульптором С. Гальбергом 29 января 1837 года. Передняя квартиры, где Пушкин лежал в гробу и где происходило вскрытие.

Учитель химии: Внимательно выслушайте сообщение медиков, воспользуйтесь дополнительным материалом, и, по возможности, более точно на схеме отметьте траекторию пули.

Медики: (Приложение №10)

Учитель литературы: Можно ли было спасти Пушкина? Вопрос этот в различных вариациях возникает так часто, что и нам от него не уйти. Уже сама постановка его говорит о многом: Поэт, скончавшийся почти два века назад, воспринимается как наш современник и время не в состоянии приглушить боль утраты.

Учитель химии: И, наконец, главный вопрос: можно ли было спасти Александра Сергеевича Пушкина, если бы он жил сейчас, в наших условиях?

Задания группам: выполняют на листке в форме пера (символ того, что вечна память о поэте, что и среди нас есть таланты, посвятившие себя литературному творчеству).

При огнестрельном ранении нижнего этажа брюшной полости и таза, подобном ранению А.С. Пушкина, необходимо оказать первую медицинскую помощь на месте происшествия (наложение асептической повязки, введение обезболивающих и кровоостанавливающих средств), немедленно транспортировать пострадавшего в хирургическое отделение на санитарной машине в лежачем положении на щите, вводя в пути препараты — заменители плазмы крови и противошоковые средства. В хирургическом стационаре необходимо выполнить срочное обследование, обязательно включающее, наряду с другими методами, рентгенографию и ультразвуковое исследование с целью локализовать инородное тело и определить наличие и характер повреждений окружающих раневой канал органов.

После короткой предоперационной подготовки нужно оперировать больного под общим обезболиванием (наркозом): вскрыть нижним срединным разрезом брюшную полость, эвакуировать из нее выпот и кровь, резецировать (иссечь) участок тонкой кишки, содержащий ушибленное место, восстановить непрерывность кишечной трубки, сшив друг с другом концы рассеченной кишки, широко рассечь раневой канал, удалить пулю, множественные осколки подвздошной и крестцовой кости и другие инородные тела, остановить кровотечение из поврежденных сосудов, санировать и дренировать брюшную полость и малый таз. Кровопотеря должна быть восполнена переливанием крови и препаратов — заменителей плазмы крови. После операции необходима интенсивная терапия в условиях реанимационного отделения, включающая внутривенное, капельное введение растворов, антибиотики, стимуляторы иммунитета, ультрафиолетовое облучение крови и другие средства и способы. При выполнении в полном объеме указанных мероприятий смертельный исход, в связи с тяжестью ранения, мог бы все равно наступить, однако шансы на выздоровление составили бы не менее 80%, ибо летальность при подобных огнестрельных ранениях ныне составляет 17,2 — 17,5

Учитель химии: Но Александр Сергеевич Пушкин жил в другое время, и спасти жизнь гениального поэта при том уровне развития медицины, который существовал в 30-х годах ХIХ столетия, было практически невозможно.

Ученик: Похоронили А.С. Пушкина на рассвете 6 февраля у стен Святогорского монастыря, на Псковщине. Этот уголок земли для нас, россиян, является священным. Замечательнее всех это выразил К. Паустовский: “... Лучшим местом на земле я считаю холм под стеной Святогорского монастыря в Псковской области, где похоронен Пушкин. Таких далеких и чистых далей, какие открываются с этого холма, нет больше нигде в России.»

(Приложение № 2) Дуэль – поединок (обычно двух человек), происходивший по определённым правилам, цель которого – восстановление чести, смывание с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением. Дуэль была привнесена в Россию из Западной Европы и с самого начала (ещё со времён Петра Первого) была запрещена государством, но, невзирая на запреты, получила большое распространение. Пушкин относился к дуэли как к средству защиты человеческого достоинства и принимал участие во множестве дуэлей. В «Евгении Онегине» Пушкин даёт подробное описание дуэли, хорошо понятое современниками: дуэль предполагала строгий и тщательно исполняемый ритуал, никогда, однако, в России не публиковавшийся, поэтому за соблюдением правил следили знатоки дуэлей (в «Евгении Онегине» - Зарецкий). Дуэль начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорблённой и в качестве таковой требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники уже не должны были вступать ни в какие общения – это брали на себя их представители – секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорблённый обсуждал с ним тяжесть нанесённой ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли – от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников. После этого секундант направлял противнику письменный вызов (картель). Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками они прежде всего обязаны были приложить максимальные усилия к примирению. Если примирение оказывалось невозможным, как это было, например, в дуэли Пушкина с Дантесом, секунданты составляли письменные условия и тщательно следили за строгим исполнением всей процедуры.