Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "…оград узор чугунный"

Разделы: Химия, Литература


Решётки! Это кажется мелочью.
Но в завитке бронзы, в извилине
литого железа,
порою, – душа забытой эпохи.
С.К.Маковский
Гражданин, познай свой город –
и ты познаешь и свою социальную
среду, и себя самого.
Н.П. Анциферов

Презентация «Прогулки по городу». (Приложение № 1)

(слайды сменятюся после каждого выступающего)

Учитель литературы:

Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский(С.Я.Маршак)

Самуил Лурье пишет о Петербурге:

Ученик: «…этот город – не только герой русской литературы, но и автор её. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его – просто непонятны».

Учитель литературы: Действительно, два петербургских текста – литературный и архитектурный – постоянно взаимодействуют в нашем сознании: литература отражает городской пейзаж, преображая его и порой делая основной пружиной действия, но и сама архитектура после этого воспринимается нами иначе, увиденная через призму литературных реминисценций. Тесная взаимосвязь архитектуры и литературы в сознании любого культурного человека – одна из причин, по которой необходим анализ архитектурных образов при изучении творчества поэтов и писателей.

Ученик: Неповторим архитектурный облик Петербурга – его ансамбли, набережные, мосты… В нём нашли отражение важнейшие этапы развития русского зодчества XVIII-XX столетий. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево» - садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решётки, ворота, фонари, флагштоки…Чётко просматриваемые на фоне фасадов зданий летом, в изморози – зимой, мерцающие при свете фонарей дождливыми осенними вечерами, они придают городу особое очарование. Не случайно А.С. Пушкин, воспевая красоту Петербурга, упомянул и «оград узор чугунный».

Ученик:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

Ученик: Художественные творения из металла, словно изысканное кружево, украшающее фасады домов, делают их ещё более нарядными. А какими удивительно завершёнными воспринимаются здания благодаря металлическим декоративным композициям на крышах: конькам, флюгерам, парапетам…

Ученик: «Создание этого дивного города, да и вообще вся жизнь его необычайны и пленительны, - подчёркивал Всеволод Иванов. – Всякий, кто был в нём, кто читал о нём, кто видел о нём картины, для кого он мерцает сквозь строки пушкинских стихов, - тот не забудет его никогда».

Ученик: Созданные не одним поколением прославленных архитекторов и талантливых русских мастеров – литейщиков, чеканщиков, эти замечательные произведения искусства поражают высоким вкусом и тонкостью исполнения.

Учитель литературы: Но как сохранить это наследие? Сохранить его для потомков?

Это главный вопрос нашего урока. И главный вопрос, который всегда волновал все поколения петербуржцев.

Многие уникальные художественные произведения из металла находятся под охраной государства. Произведениями искусства признаны более тридцати мостов Санкт-Петербурга. Но сберечь необходимо и такие «мелочи», как козырьки над подъездами, дверные ручки старых петербургских домов и другие детали. Ведь они тоже участвуют в создании неповторимого образа старого Петербурга. К сожалению, именно эти «мелочи» в последнее время нередко уничтожают совершенно бездумно. «Если бы не было Ленинграда, мир был бы беднее», - писал Юрий Тынянов. Архитектурное наследие Петербурга – достояние всего народа Российского государства.

Любовь к стране начинается с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу, к городу, в котором мы живём.

И перед каждым жителем Петропавловска-Камчатского стоит тот же вопрос – как сохранить архитектурное наследие города для потомков, для будущих поколений.

Учитель химии:. Петропавловск–Камчатский – старейший город русского Дальнего Востока, в судьбе которого удивительным образом отразились различные эпохи, многочисленные события, судьбы человеческие, ставшие достоянием не только отечественной, но и мировой историей.

Ученик: Широта П-Камчатского примерно такая же как и С-Петербурга, поэтому климат довольно похожий. Климат П-Камчатского определяется положением его на восточной окраине Евразии, для которой характерны значительные термобарические контрасты, активная циклоническая деятельность, перестройка и смена генерального направления меридиональных составляющих атмосферной циркуляции над материком и северной частью Тихого океана. Постоянная влажность воздуха, экология пагубно влияют на культурное наследие городов.

Учитель химии: как сохранить это наследие? Сохранить его для потомков? Это главный вопрос нашего урока. И главный вопрос, который всегда волновал все поколения.

Ученик: Почти две тысячи лет тому назад Капитолийский холм в Риме украшала статуя императора Марка Аврелия – единственный из конных памятников, сохранившийся со времен античности. Время и загрязнения окружающей среды привели к тому, что в конце 70-х гг 20 века статую пришлось срочно «лечить»: бронза в некоторых местах напоминала решето, а от позолоты остались лишь жалкие островки. Трещины в позолоте заполнялись водой, которая вместе с растворенными в ней веществами играла роль электролита в электрохимическом процессе с участием золота и бронзы. Из-за этого памятник превратился в гигантский гальванический элемент, а металл прокоррозировал и разрушился.

Слайд «Колосс Родосский» (Рисунок № 1)

Ученик: В III веке до н.э. на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса (у греков – бог Солнца). Грандиозный замысел и совершенство исполнения Колоса Родосского – одного из семи чудес света – поражали всех, кто его видел. Однако исполин простоял всего лишь 66 лет и рухнул во время землетрясения. Ученые считают, что истиной причиной недолговечности рукотворного чуда была коррозия. Оказалось, что бронзовую оболочку гигантского памятника смонтировали на железном каркасе. Легко представить, что произошло с Колоссом под действием влажного, насыщенного солями средиземноморского воздуха.

Учитель литературы: Обращение ко 2 эпиграфу. Николай Павлович Анциферов произнёс эти слова более ста лет назад, в XIX веке. Но и сейчас, в XXI веке нужно помнить об этом. Как правильно утверждал профессор Иван Михайлович Гревс: «Города – это и лаборатории и приемники, хранители культуры, и высшие показатели цивилизованности. В них происходит сгущение культурных процессов, насыщение их результатов… Город – центр, в одно время, культурного притяжения и лучеиспускания, самое яркое и наглядное мерило уровня культуры, а история города – прекраснейший путеводитель её хода и судеб».

Видеофильм. Летний сад.

Учитель литературы: «Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живёт и в прошлом и в будущем», и в настоящем. С наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать своё слово о Петербурге. Многие заимствовали из богатств образа Пушкина близкие им черты.

Ученик: Стихотворение А.А. Ахматовой. (Приложение №3)

Ученик: Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград… (А. Ахматова)

Обращение к фотографиям. (Рисунок №2)

Ученик: «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лиц, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке…»,- сказал К. Батюшков Среди решеток города решетка Летнего сада – одна из самых изумительных. Тридцать шесть розово-пепельного цвета гранитных колонн, завершенных вазами и урнами, ритмично чередуются с железными звеньями самой решетки простого и строгого рисунка. Сооружена решетка в 1770-1784 г. по проекту Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. Металлические звенья выкованы умельцами-кузнецами в Туле на заводе купца Денисова, а гранитные колонны созданы руками искусных каменотесов из села Путилова, расположенного недалеко от Петербурга.

Ученик: Классическая ограда вместе с садом и гранитной набережной образует единый ансамбль, неразрывно вошедший в архитектурно-художественный облик городской панорамы невских берегов. Известный ученый-минеролог Д.И. Соколов в 1824 г. писал: «Набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам света.

Химики: Давайте с вами вспомним, какие сплавы используются в архитектурных ансамблях многих городов.

Ученик: О составе, свойствах и применении чугуна. (Приложение № 4)

Ученик: Бронза – сплав меди с другими элементами, в основном с металлами. В зависимости от состава различают: оловянную бронзу (состоит из меди и олова), алюминиевую бронзу (содержит до 5-11% алюминия), свинцовую (до 33% свинца), кремневую (до 4% кремния). Бронза вошла в историю как материал, из которого изготавливали боевые доспехи и украшения, колокола церквей, пушки, канделябры, отливали памятники. Вспомним хотя бы знаменитого Медного Всадника» - памятник Петру Первому. А.С. Пушкин писал:«Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне».

Учитель химии: Сейчас с помощью опытов мы с вами попытаемся выяснить некоторые свойства сплавов.

Карточка-инструкция к опытам. (Приложение № 5)

Ученик: О бронзовом литье в XVI веке. (Приложение № 6)

Слайд «Медный всадник»(Рисунок № 3)

Учитель литературы: Полученные знания помогут вам понять эпитет, который встречается в поэме «Медный всадник».

Ученик:

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне.

Учитель литературы: Весь образ Петербурга внушает спокойную, радостную веру в его будущее, охраняемое Медным всадником на звонко-скачущем коне…

Слайд «Решётка памятника «Медный всадник». (Рисунок №4)

Ученик: Чтобы почувствовать прелесть металлического «кружева» Санкт-Петербурга, нужно не торопясь пройти по его улицам, набережным, площадям, внимательно вглядываясь в «лица» домов, фонари, рисунок оград, перил мостов… Это даёт возможность в полной мере ощутить, как ансамбль удивительных произведений искусства придаёт городу особый, только ему свойственный колорит. Прекрасный узор петербургских оград так же неотделим от облика города, как его белые ночи, шпили, мосты, гранитные набережные…

Видеофильм. Набережные, мосты…

Ученик: В двадцатых числах июля 1811 года к одному из домов на Мойке, близ Невского проспекта, подъехала коляска. Из нее вышел важный, сановитый господин, невысокий, с открытым лицом, одетый весьма щеголевато, за ним молодая скромная женщина и стройный кудрявый мальчик- подросток, легко соскочивший с подножки. Стихотворец Василий Львович Пушкин привез своего племянника Александра для определения во вновь открывающееся учебное заведение  Царскосельский лицей. С ними приехала приятельница В.Л. Пушкина Анна Николаевна Ворожейкина. Они остановились, по всей вероятности, в гостинице Демута на Мойке, считавшейся тогда одной из лучших в Петербурге.
Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! «На тройке принесенный из родины смиренной в великий град Петра», мальчик Пушкин увидел бесконечные прямые проспекты и огромные площади, величественные дворцы в зелени садов, гранитные набережные Невы, оград узор чугунный, и они пленили его.
Пушкин и Петербург… Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Недаром же сказал А. И. Герцен: «Пушкин до глубины души русский петербургского периода».
Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным. С красотою города слились стихи Пушкина.

Учитель литературы: С набережной реки Мойки связаны и последние дни Пушкина. «Мойка, 12» - последняя квартира А.С.Пушкина.

Слайд. Мойка,12 (Рисунок №5)

Ученик: 1,2,3 строфа из поэмы «Евгений Онегин».

Презентация: «И в Летний сад гулять водил..» (Приложение №8)

Учитель литературы: В романе «Евгений Онегин» представлен аристократический, щёгольской Петербург. Онегин в первой главе, видимо, живёт на Фонтанке. Район этот прекрасно был знаком автору: Здесь, в доме А.Н.Голицына (ныне № 20) проживали в 1820-е годы братья Тургеневы, дом № 16 принадлежал Графу В.П. Кочубею, блестящему представителю аристократии.

Учитель литературы: задание группам литературоведов: проанализируйте отрывок из вступления к поэме «Медный всадник» А.С.Пушкина. Выпишите эпитеты, определите значение, подберите синонимы. (1 группа работает самостоятельно, 2 группа – со словарём языка Пушкина.)

Индивидуальное задание: Работа со словарём эпитетов. Вступление к поэме «Медный всадник начинается со слов «Люблю». О какой любви идёт речь? Подберите по словарю эпитетов выразительные определения.

(Фрагмент видеофильма «Белые ночи») Пока группы выполняют задания.

Задание группам химиков: прежде чем вы приступите к выполнению задания, необходимо вспомнить 47 и 48 строфы 1 главы поэмы «Евгений Онегин». (Ученик читает, обращаясь к рисунку Пушкина.)

Десятая глава «Евгения Онегина» посвящена путешествию героя.

Представьте, что Евгений Онегин посетил наш город. И на набережной нашего города, у памятника Святым Апостолам Петру и Павлу состоялся разговор Пушкина и Онегина? Как вы думаете, чему был посвящён этот диалог?

Ответы учеников: Литературоведы (работа со словарями).(Приложение № 10)

Ответы: (Приложение № 11)

Обращение к рисунку Пушкина «Пушкин и Онегин». (Рисунок № 6)

Ученик: Под картиной Пушкин приписал: «1 хорош, 2 должен быть опершися на гранит, 3 Лодка, 4 Крепость, Петропавловская».

«Брат, вот тебе картинка для Онегина – найди искусный и быстрый карандаш, писал Пушкин на обороте рисунка в начале ноября 1824 года из Михайловского, посылая Лёвушке этот проект иллюстрации к первой главе романа – если и будет другая, и так чтоб всё в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно».

Картинка эта иллюстрировала конец первой главы, в которой рассказывается о дружбе поэта с его героем.

(Фрагмент видеофильма «Петропавловская крепость»)

Ответы учащихся – химиков: Чтение наизусть 47 и 48 строф «Евгении Онегина». Диалог Пушкина и Онегина.

Учитель химии: Желающие в течение 26 дней проводили исследование влияния окружающей среды на сплавы. Со своими результатами оны вас сейчас познакомят.

Ученик: Для начала мы взяли 5 образцов сплавов: чугун, бронза, нержавеющая сталь, латунь и сталь. Данные образцы мы поместили за окно и вели ежедневные наблюдения, отмечая изменения, происходящие с ними. Данные мы оформили в виде таблицы. (Рисунок №7)

Анализируя таблицу можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние окружающая среда оказывает на чугун. Никакого влияния не оказывает на нержавеющую сталь. Но чугун чаще применяется в архитектурных ансамблях из-за своей дешевизны.

Учитель химии: Коррозия железа – это окисление под действием кислорода воздуха или кислорода, растворенного в воде. (Приложение № 13)

Существует несколько видов коррозии.

Ученик: Химическая коррозия металлов – это разрушение металлов в результате их химического взаимодействия с веществами окружающей среды.

Наиболее распространенным видом химической коррозии является газовая коррозия, проистекающая в сухих газах при полном отсутствии влаги. Газообразное вещество окружающей среды реагирует с металлом на поверхности металлического изделия и образует с ним соединения. Если продукты такого взаимодействия нелетучие и образуют плотную пленку, то коррозия со временем уменьшается и может совсем прекратиться. (как у алюминия). Если же образуется рыхлая пленка, то коррозия может привести к полному разрушению металла (как у железа и его сплавов).

Ученик: Электрохимическая коррозия – это разрушение металлов, которое сопровождается возникновением электрического тока. Это такая коррозия, в результате которой наряду с химическими процессами (отдача электронов атомами корродируемого металла – процесс окисления) протекают электрические (перенос электронов от одного участка изделия к другому)

Ученик: По характеру разрушения металла различают коррозию сплошную и местную.

Сплошная коррозия распределяется равномерно по всей поверхности металла или сплава (например, процесс ржавления сплавов железа на воздухе или их взаимодействие с сильными кислотами)

При местной коррозии ее очаги распределяются неравномерно – в виде коррозионных пятен или точек, что особенно опасно для промышленной химической аппаратуры.

Глубокое поражение материала с небольшой внешней поверхностью разрушения называется коррозийной язвой или питтингом.

Интеркристаллитная коррозия распространяется по границам кристалла в глубь металла (например, обезуглероживание стали).

Экстрактивная коррозия – это удаление одного из компонентов сплава (например, выщелачивание цинка из латуни).

Учитель химии: Пользуясь данными 10 параграфа перечислите основные способы защиты металлов от коррозии.

Ученик:

1. применение химически стойких сплавов (нержавеющие стали, содержащие до 18% хрома и 10% никеля)

2. защита поверхности металла покрытиями:

  • металлами, образующими на своей поверхности прочные пленки (хромирование, никелирование, золочение и т.д);
  • неметаллами – лаками, красками, эмалями, смолами, создающими защитные пленки.

3. подавление влияния коррозийной среды (деаэрация, добавка ингибиторов);

4. электрохимические методы:

  • катодная защита – защищаемая конструкция или деталь присоединяется к отрицательному полюсу источника электроэнергии;
  • метод протектора – к защищаемому металлу присоединяется кусок или лист из более активного металла – протектора

Ученик: интересно, что очень чистое железо не ржавеет. Классический пример – знаменитая Кутубская колонна в Индии близ Дели, которая уже почти полторы тысячи лет стоит и не разрушается, несмотря на жаркий и влажный климат. Сделана она из железа, в котором почти нет примесей. Как удалось древним металлургам получить такой чистый металл, до сих пор остается загадкой.

Ученик: Не осталась в стороне и Эйфелева башня – символ Парижа. Она неизлечимо больна, ведь изготовлена из обычной стали и неотвратимо ржавеет и разрушается, и только постоянная химиотерапия (лечение химическими веществами) помогает бороться с этим смертельным недугом: Эйфелеву башню красили уже 18 раз, отчего ее масса (9000 т) каждый раз увеличивалась на 70 т.

Учитель химии: Давайте выясним, а из чего сделаны памятники в нашем городе и как им можно помочь просуществовать дольше.

Ученик: О памятниках города Петропавловска-Камчатского. (Приложение № 14)

Ученик: сейчас мы можем наши памятники только покрывать специальными лаками или красками. Если будут ставить новые памятники, то лучше использовать химически стойкие сплавы.

Презентация: Памятники Петропавловска-Камчатского (Приложение №15)

Учитель химии: Велика и неизбывна сила воздействия памятников нашей духовной культуры на чувства и мысли людей. Отчетливо сознавая это, поколение за поколением воздвигает в нашем городе все новые и новые мемориальные сооружения. Для нас, живущих сегодня, для тех, кто будет жить завтра, памятники эти – полпреды истории.

Учитель литературы: «Знать своё Отечество во всех его пределах», - с таким девизом жил и трудился С.П.Крашенинников. Он гордился своей Родиной, говоря, что её описать « как некоторые малые землицы. Все европейские государства вообще не более как треть России». «Описание земли Камчатки» внимательно читал Пушкин, делал обстоятельные заметки, необходимые для его творческих замыслов. Особое внимание Пушкин обратил на ту часть книги, где содержались исторические сведения.

Подведение итогов урока: Где можно применить знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Литературоведы: написать статью в газету, издать свою газету, рассказать об уроке в школьной газете и т.д.

(Домашнее задание: написать заметку, статью, репортаж с урока).

Каждой группе оформить в виде газеты.