Урок познания мира во 2-м классе по теме: "Всеобщая декларация прав человека"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать представление о “Всеобщей декларации прав человека”. Познакомить детей с некоторыми статьями “Всеобщей декларации прав человека”; довести до сознания учащихся содержание статей.
  2. Способствовать развитию мышления, операций анализа и синтеза; умения высказывать свои мысли.
  3. Содействовать воспитанию патриотизма, чувства справедливости и товарищеского отношения.

I. Информационно-мотивационный этап.

Учитель: С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Почему?

Учитель: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением.

II. Подготовительный этап.

На доске пословица.

Кто служил Родине верно, тот долг исполнил примерно.

Учитель: О чем эта пословица?

Ученик: О том, что охранять Родину – это долг каждого человека.

Учитель: В каком документе нашего государства говорится о том, что нужно защищать Родину?

Ученик: В Конституции РК.

Учитель: Что такое Конституция?

Ученик: Основной закон государства.

Учитель: Как говорится в Конституции о защите Родины?

Ученик: Охранять Родину – священный долг каждого гражданина РК.

Учитель: Можно ли сказать, что это святая обязанность каждого человека?

Ученик: Да.

Учитель: О каких еще обязанностях говорится в Конституции? Посмотрите на рисунки и обсудите это в парах. (На рисунках проиллюстрированы 3 статьи Конституции).

Слушание ответов детей:

1 рисунок. Каждый гражданин РК обязан уважительно относиться к символам РК.

2 рисунок. Каждый гражданин РК обязан охранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

3 рисунок. Каждый гражданин РК обязан сохранять и беречь памятники истории и культуры.

Учитель: Только ли обязанности оговорены в Конституции?

Ученик: Нет. В конституции говорится и о правах человека.

Учитель: Сейчас мы будем разгадывать кроссворд, в котором ключевое слово права. Буквы этого слова помогут вам разгадать слова и проверить свои знания по теме Конституция РК.

Индивидуальная работа. У каждого на парте бланк для кроссворда.

  1. Кто является гарантом единства народа и государственной власти? (Президент).
  2. Что означает в переводе с латинского слово Конституция? (Устройство).
  3. Из чего состоят разделы Конституции? (Статья).
  4. Синоним слова республика? (Государство).
  5. Человек, проживающий на территории республики Казахстан. (Гражданин).

Самопроверка. (Ответы для самопроверки помещаются на доске).

Учитель: Случайно ли я выбрала это ключевое слово? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученик: О правах человека.

Учитель: Мы будем говорить не просто о правах человека, а познакомимся со “Всеобщей декларацией прав человека”.

Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ученик: Узнать, что такое декларация прав человека. О каких правах говорится в декларации.

III. Основной этап.

1. Лексическая работа.

Учитель: Знаете ли вы, что означает слово декларация?

Ученик: Нет.

Учитель: Как можно это узнать?

Ученик: Посмотреть в словаре.

Чтение определения в словаре С. И. Ожегова. (Читает ученик).

Декларация – название некоторых официальных документов с сообщением каких - нибудь нужных сведений.

2. Показ декларации (документа).

Рассказ учителя о декларации: что такое декларация, когда и где принята, кем используется.

3. Работа с учебником.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с некоторыми статьями декларации. Для этого откроем учебник и прочитаем текст на стр. 111.

Ученик: Читает статьи в учебнике на стр. 111.

Учитель: Вам знакомы эти статьи?

Ученик: Да.

Учитель: Где вы их встречали?

Ученик: В Конституции.

Учитель: Что содержится в Конституции?

Ученик: Права и обязанности.

Учитель: Как можно данный вывод изобразить в виде схемы, используя слова Конституция, обязанности и права.

На доске помещается схема:

Учитель: Как вы думаете, декларация содержит и права и обязанности?

Ученик: Декларация содержит только права. Потому-то она так и называется: “Всеобщая декларация прав человека”.

Учитель: Как можно данный вывод изобразить в виде схемы, используя слова декларация и права.

На доске помещается схема:

Учитель: А теперь мы немного отдохнем.

Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Учитель: Ребята, а в какой стране живет Буратино?

Ученик: В сказочной.

Учитель: Нужно ли в сказочной стране соблюдать права героев?

Ученик: Да.

Учитель: Почему? От кого?

IV. Работа в группах.

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группе. Вы получите иллюстрацию к сказке. На рисунке изображены герои, которые, возможно, попали в беду. Ваша задача ответить на вопросы:

  1. К какой сказке рисунок?
  2. Нарушены ли в сказке права героя? Если нарушены, то чьи?
  3. Кто нарушил эти права?
  4. Прочитайте соответствующую статью декларации.

Каждая группа работает со своим рисунком и находит соответствующую статью (См. приложение 1). Иллюстрации взяты из сказок с соответствующим сюжетом.

1 группа – сказка “Золушка”,

2 группа - сказка “Дюймовочка”,

3 группа – сказка “Колобок”,

4 группа – сказка “Муха –Цокотуха”,

5 группа – сказка “Заюшкина избушка”,

6 группа - “Айболит”.

После 10 – минутной работы слушание ответов.

Учитель: Давайте каждой сказке присвоим название статьи из декларации.

Право на труд (“Золушка”). Право на собственность (“Заюшкина избушка”).
Право на свободу (“Дюймовочка”). Право на охрану здоровья (“Айболит”).
Право на жизнь (“Колобок”). Право на человечное отношение (“Муха-Цокотуха”).

Учитель: А теперь вы прослушаете еще одну статью из декларации и сами скажете ее название.

Читает ученик.

Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным.

Ученик: Право на образование.

Учитель: Расскажите, в парах, как вы пользуетесь своим правом на образование.

Ученик: Мы получаем бесплатное среднее образование. Учится в школе должны все обязательно.

Учитель: Я вам предлагаю создать декларацию второго “ж” класса. Для этого нам нужно выяснить, с каких слов начинаются статьи декларации.

Ученик: “Каждый человек имеет право…” или “Никто не должен…”.

Учитель: Перед вами таблица. В один столбик вы запишите, на что имеет право каждый ученик второго “ж” класса, а во второй – чего не должны делать ученики класса. Каждая группа получает таблицу для заполнения. Через 10 минут участники группы могут высказываться.

Каждый ученик имеет право… Никто не должен…
 

 

 

 

 

 

После ответов листочки с заполненными таблицами прикрепляются на доске в общей таблице.

Учитель: Можем ли мы принять ваши ответы как декларацию нашего класса?

Ученик: Да.

Учитель: Но это еще не совсем декларация, т.к. в ней нет статей. К чему приведет соблюдение этих правил?

Учитель: Так для чего же нужна “Всеобщая декларация прав человека? Обсудите в парах.

Ученик: Несколько учеников высказывают своё мнение.

Учитель: Прочитайте вывод в учебнике (стр. 112). Совпадает ли он с вашим мнением?

V. Рефлексивно-оценочный этап.

С чем мы познакомились сегодня?

Достигли ли мы цели урока?

Что нового вы узнали?

Где вы испытывали затруднения?

Что было интересным?

Что бы вы хотели узнать на следующий урок?

Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке?

Д/З.

  1. Прочитать и пересказать текст на стр. 111 – 112.
  2. Придумать и записать в тетрадь статью для декларации нашего класса.