Тема урока: "Этот удивительный мир животных"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Эпиграф: “Как прекрасен этот мир …”.

Цель: развитие познавательного интереса обучающихся, их творческих способностей, знакомство с разделами образовательной программы “В мире животных”.

Форма проведения занятия: путешествие с Бароном Мюнгхаузеном.

Оборудование:

  • острова: “Угадайка”, “Загадка”, “Тайна”, “Размышляйка”;
  • портрет Барона Мюнгхаузена;
  • берестяная грамота;
  • конверты с заданиями;
  • чистые листы бумаги; иллюстрации (фотографии) животных; цветные карандаши;
  • мозаика; силуэты птиц;
  • книги о животных (выставка);
  • аудиозапись “голоса птиц”;
  • ТСО (мультимедийный проектор, телевизор).

Ход занятия

Оформление Действие педагога и обучающихся
Введение в тему

На доске расположена карта со сказочными островами, около каждого из них прикреплено задание.

Обозначена отправная точка путешествия: парусник (лодка).

Слайд № 1 (приложение презентация Rower Point).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достать записку и зачитать

Слайд № 2 (презентация Rower Point)

 

 

 

 

Слово “Пресмыкающиеся” закрепить на острове.

 

 

 

 

 

 

 

 

На столе находятся террариумы с животными. (до данного момента они прикрыты).

 

 

 

 

Чтение задания.

Вывесить иллюстрации данных животных.

 

Слово “млекопитающие” закрепить на острове.

 

Чтение задания.

Включаю мультфильм – слайд № 3 (презентация Rower Point).

Озвучивание фрагментов детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение задания.

Звучит запись “голоса птиц”.

 

Слово “Птицы” закрепить на острове.

Чтение задания.

 

 

 

Заселяют остров рисунками птиц.

 

 

 

 

 

Обзор литературы помещен на выставочном стенде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание.

 

Слово “Рыба” с иллюстрацией данного животного закрепить на острове. (На реке).

Просмотр слайда № 4 (презентация Rower Point)

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5 (презентация Rower Point).

 

Иллюстрации животных – слайд № 6 (презентация Rower Point).

Чтение загадки.

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста грамоты и вручение их детям.

Добрый день!

Сегодня в гостях сказочный герой. (Педагог показывает на портрет). Подскажите кто это? (ответы детей).

Он предлагает совершить увлекательное путешествие по сказочным островам, но с условием. Путешествие от острова к острову возможно только тогда, когда выполните его задание.

Эпиграфом к путешествию будут слова из песни “Как прекрасен этот мир…”.

Итак, вперед, в мир тайн и загадок! (Барон Мюнгхаузен на лодке подплывает к острову).

Первый остров на нашем пути называется “Угадайка”.

Почему этот остров получил такое название?

Интересно?

Вот и задание.

“Дорогие ребята, внимательно посмотрите иллюстрации и заселите мой остров животными”

На слайде представлены ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи (вывесить иллюстрации на доску).

Иллюстрации животных помещают на остров.

Молодцы!

Как можно назвать одним словом этих животных? /пресмыкающиеся/

Кто знает, почему они так называются? /потому, что они не ходят, а ползают, т.е. пресмыкаются).

Итак, мы познакомились с первыми животными – пресмыкающимися.

Эта огромная группа животных и часть их живет у нас на станции юннатов, о них мы будем говорить на последующих занятиях.

Продолжим путешествие…

Вторая остановка – о. “Тайна”.

Что за удивительный остров? Кто на нем обитает? Ребята, хотите узнать, кто здесь живет?

Какое интересное название – “Тайна”. Что же таинственного на этом острове?

Ищем послание Барона. (В террариумах находятся живые экземпляры: змея, кролик, морская свинка, крыса. Показать этих животных. В одном из них, конверт с заданием).

Дорогие ребята, помогите мне решить задачу. Я определил в одну группу таких животных как морская свинка, крыса, кролик, змея. Правильно ли я сделал?” (ответы детей)

Кто знает, как они вскармливают своих детенышей? (ответы детей)

Поскольку детеныши вскармливаются молоком, и произошло это название – млеко-питающие. “Млеко” - молоко, т.е. питающиеся молоком.

Но это еще не все, оказывается, мы получили от Барона Мюнгхаузена второе задание.

“Ребята, я предлагаю вам быть режиссерами и озвучить мой мультфильм”.

Будьте внимательны. У вас на столах лежит лист бумаги, и вы можете записать свои мысли.

Предлагается в течение 2 мин придумать свой вариант текста, с последующим озвучиванием (работают на фоне музыки).

Ребята, какой интересный мультфильм мы с вами посмотрели, как интересно вы его озвучили.

Итак, мы открыли два удивительных острова: “Пресмыкающиеся” и “Млекопитающие”.

Третья остановка. / Остров закрыт белым листом/.

Перед нами какой-то белый остров. Снимаем лист бумаги и читаем название острова “Загадка”.

Что же тут загадочного?

Снова конверт.

Ребята, чтобы узнать, какие животные населяют данный остров, послушайте музыку и определите голоса животных?

Ответы детей (Птицы).

Молодцы! Да, этот остров населяют птицы.

Но мы почему-то их здесь не видим. Смотрите, снова задание.

“ Дорогие путешественники, заселите этот остров пернатыми”.

У вас на столах лежат конверты с силуэтами птиц (приложение) и цветные карандаши. Вам предлагается раскрасить их. Каждой птице дать название. И поселить её на остров (работают на фоне музыки).

Посмотрите на наш остров. Какой он красивый. Какие яркие птицы его населяют.

Ребята,

  • А все ли птицы летают?
  • У какой птицы самое большое яйцо?
  • Какая птица самая маленькая?
  • Какая птица может летать вперед хвостом?

Что? Затрудняетесь?

Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в литературе, которые расположены на выставочном стенде.

Дать краткую аннотацию.

Четвертая остановка.

Вместе с Бароном Мюнгхаузеном открыли три острова: пресмыкающиеся, млекопитающие, птицы. Отправляемся к последнему неоткрытому острову “Размышляйка”. По острову протекает река.

Барон Мюнгхаузен предлагает вам собрать мозаику и назвать данное животное.

Практическая работа 1 – 2 мин /работают на фоне музыки/.

Что за животное вы собрали? (ответы детей “Рыба”)

Итак, разговор пойдет о рыбах.

Следующее задание. Внимание!

Ребята, посмотрите на экран. Здесь вы видите разных рыб. Внимательно посмотрите, попробуйте из предложенных рыб дать название вашей рыбке.

Как называется ваша рыбка? (ответы детей)

На экране были представлены такие рыбы как: карп, сазан, лещ, золотой и серебряный караси. Но здесь же находится и золотая рыбка.

Посмотрите внимательно и скажите:

Почему она здесь, что общего между ней и другими рыбками? (затрудняются ответить).

На этот вопрос вы сможете ответить, внимательно прочитав текст.

Из китайского серебряного карася выведена золотая рыбка. Карась оказался прекрасным объектом для выведения различных пород золотой рыбки.

Золотых рыбок насчитывается 126 видов. На слайде представлены только несколько видов: телескоп, вуалехвост, красная шапочка, львиноголовка.

Барон Мюнгхаузен предлагает отгадать загадку:

Стеклянный домик на столе
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)

Каких рыбок, кроме золотой, можно встретить в аквариумах? (ответы детей).

Более подробно об этих удивительных рыбках, населяющих наши аквариумы, узнаем на занятиях кружка “Юный зоолог”.

Итог занятия.

Сегодня со сказочным героем открыли удивительные острова: пресмыкающиеся, млекопитающие, рыбы и птицы. Подошло к концу наше путешествие. Барон Мюнгхаузен вручает вам берестяные грамоты:

Занятью время истекло.
Я вам безмерно благодарен,
За то, что приняли тепло.
И поработали ударно!
Желаю вам новых открытий. (Барон Мюнгхаузен)

Я благодарю всех. Спасибо. Молодцы!

До новой встречи.

Литература:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1999.
  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”. М.: ВАКО, 2004 – 320 с. – (мастерская учителя).
  3. Жизнь животных. В 7 т. / под ред. Ю.И. Полянского. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Иллюстрированная энциклопедия рыб /под ред. П.А.Моисеева. – 2-е изд., перераб. – Издательство Артия, Прага, 1982.
  5. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 84-92.
  6. Огнев А.В. Змеи в домашнем террариуме. – М.: “АКВАРИУМ ЛТД”, К.: ГИППВ, 2002.
  7. Птицы. Справочник определитель; Т.С. Сухова; В.И. Строганов Природа. Введение в биологию и экологию/ под ред. Н.М. Черновой – М.: Вентана-Графф, 2001. с – 161
  8. Русских Р.Д. Занимательные занятия с юннатами. – Пособие для учителей биологов. – 2-е издание. – Ижевск: Удмуртия, 1981. – 236 с.