Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля". 8-й класс

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

  • закрепить представление о направлениях в литературе;
  • углубить знания о стихотворной речи, её особенностях, жанрах;
  • развивать умение видеть художественные средства в поэтической речи.

Задачи урока:

  • расширить познания учащихся о реформах в русском языке,
  • показать особенности культуры XVIII в.,
  • развивать интерес к истокам русской литературы.

Оформление урока:

  • Портреты Петра I, Елизаветы Петровны, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова.
  • “Русский фарфор XVIII в.”, “Русские портреты XVIII в.”.
  • Фрагменты из музыкальных произведений И. Баха, Г. Генделя.
  • “Петербург”. Фотоэтюды.

Найди в нем учителя в слове и достойный пример на подражание. (А. Н. Радищев)

Ход урока

I. Слово учителя. “О, незабвенное столетье! Радостным смертным даруешь/Истину, вольность и свет, ясно сужденье навек”. Таким увидел XVIII век писатель А. Н. Радищев. Да, то было время парадоксов в русской жизни: рабства и просвящения, культуры и невежества. Чтобы лучше понять XVIII век, нам необходимо состариться почти на триста лет.

Какие события того времени Вам известны?

1721 год – Петр I провозглашен императором, 1755 год – открыт Московский университет, 1765 год – основано вольное экономическое общество, 1757 – основана Академия художеств.

Вспомним 1745 год, когда академиками стали В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов, 1755 год, когда была написана “Российская грамматика”.

II. Возвращение к истокам (беседа).

Как изменилось положение русского писателя в обществе?

Каких писателей Вы знаете?

(Рассказ подготовленного ученика о В. К. Тредиаковском. В. К. Тредиаковский родился в Астрахани, сбежал в Москву учиться, получил образование в Славяно-греко-латинской академии. Побывал за границей. Посещал лекции в Сорбонне. Писал стихи, романы. Стал придворным “пиитом” Анны Иоановны. Был зачислен в штат Российской Академии Наук, дабы “вычищать язык русский”. Защищал мысль о необходимости в разработке литературного языка опираться на разговорный, развивал учение о вымысле, ал определение жанра оды, ратовал за реформирование силлабической стихотворной системы. Современники относили его к тем, кто “вещает истину смело”.)

Какова роль В. К. Тердиаковского в реформах русского языка?

Что Вы знаете о судьбе поэта?

III. Чтение наизусть отрывка из стихотворения В. К. Тредиаковского “Стихи похвальные России”.

Как сегодня звучат эти строки?

Как поэт называет Россию?

Роль риторических вопросов?

“Стихи похвальные России” - преклонение перед Родиной истинного патриота.

IV. Слово учителя.

“Трудолюбивы филолог” (так назван поэт в подписи к его портрету), “возовик” Радищев, Тредиаковский начал учение “о поэтических вольностих”, многое сделал для русской филологии, реформировал силлабическое стихосложение.

V. Историческая справка.

В 1701 году вышло восемь издательский единиц, в конце первой четверти века – 149, в середине 827.

Почеиу была необходима реформа русского языка?

Ученые и поэты искали границы использования традиционно-книжных элементов, место народных слов в речи. Об этом много спорили В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.

VI. Повторение.

Классицизм – направление в культуре XVII-XVIII века. Характерные черты: античность, симметрия, ордер.

Заочная экскурсия в Санкт-Петербург.

Что Вам известно о классицизме в литературе? (Разделение на высокий и низкий жанры).

VII. Сведения о жизни и филологической деятельности М. В. Ломоносова (рассказ подготовленного ученика).

М. В. Ломоносов вывел зависимость стиля речи от присутствия в ней церковнославянских слов или русских из разговорной речи, создал теорию “трех штилей”.

VIII. Чтение наизусть стихотворения М. В. Ломоносова “Кузнечик”.

К какому стилю можно отнести это произведение? Почему?

IX. Чтение наизусть отрывка из стихотворения М. В. Ломоносова “Размышление о Божьем величии”.

Какие строки запомнились? Почему?

Вселенная, космос – поэтический мир поэта-ученого.

X. Повторение теории литературы. Основные жанры литературы эпохи классицизма: трагедия, ода, комедия.

XI. “Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года”.

Работа с текстом. Идея просвещенной монархии – центральная в творчестве Ломоносова. Ода – жанр высокого стиля, позволяющие соединить в большом стихотворении