Поэзия А.Фета на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста

Разделы: Литература


В основе анализа поэтического текста лежат несколько параметров: ритм, композиция, художественные образы, языковые уровни, языковые средства выразительности, тема, идея. Наиболее продуктивен композиционный анализ текста.

“Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника”, - так писал А. К. Толстой. [ 1] . Композиция художественного произведения понимается различно. Успенский Б. утверждает, что “центральной проблемой композиции произведения искусства является проблема точки зрения”. [ 2] . А. Есин выделяет четыре композиционных приема: повтор, усиление, противопоставление, монтаж. “Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности”. [ 3] . В. Хализев называет такие композиционные приемы и средства : повторы и вариации; мотивы; “крупный” план; “общий” план; умолчания; точка зрения; со- и противопоставления; монтаж; временная организация текста. “Композиция литературного произведения, составляющая венец его формы, - это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств”. [ 4] . В. Виноградов создал лингвистическую теорию композиции. Он писал о языковой композиции текста, выдвинул понимание композиции “как системы динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве”. [ 5] . Таким образом, языковая композиция – это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В. Одинцов писал, что “только осознав общий принцип построения произведения, можно правильно истолковать функции каждого элемента или компонента текста. Без этого не мыслимо правильное понимание идеи, смысла всего произведения или его частей”. [ 6] . Композиция произведения оказывается ключом к постижению авторской позиции.

На уроках литературы, посвященных анализу поэтического текста, я использую разнообразный дидактический и раздаточный материал: схема анализа поэтического текста, карточка-помощница, средства художественной изобразительности, “Вверх по лестнице смыслов”, тексты стихотворений и т. п. (См. Приложение).

А. Фет “Тополь”

I. Определим ритмический рисунок текста.

Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все строфы). Класс скандирует вслух.

Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская.

Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная.

Рифмовка в строфе перекрестная.

В стихотворении 3 строфы по 4 стиха.

Вывод. Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.

II. Приступим к анализу композиции.

Какова микротема каждой строфы?

1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (“С унынием в душе гляжу вокруг”). 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (“Лишь ты один над мертвыми степями”). 3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (“Стоишь один и помнишь теплый юг”).

Найдем ключевые слова. Это будут “тополь”, “осень”.

Языковая композиция.

Работа в парах. Построим словесные тематические ряды.

Какие слова создают образ тополя? Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по-прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг.

Какие слова создают образ осени? Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух.

Сравним два этих ряда.

Композиция строиться на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами”, “с унынием в душе”) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.

Проанализируем сильные позиции текста.

Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название “Тополь” - символ стойкости, мужества, веры.

Вывод. Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления.

III. Посмотрим, как развиваются эти художественные образы по строфам.

В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности (“последний лист”, “последний день”). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя, который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени.

Вывод. Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.

IV. Приступим к анализу языковых уровней текста.

1. Фонетический уровень.

Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись. В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста.

2. Морфемный уровень.

Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.

3. Лексический уровень.

Найдем повторяющиеся слова. Какова роль повтора? Работа в парах.

В 1 строфе “унылыми”, “унынием”, т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово “последний” два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. “Один” во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфе “мрачней”, “мрачнее” нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе день “лучезарный”, во 2 строфе дни “вешние”, в 3 строфе дни “мрачные” - так создается контраст.

4. Морфологический уровень.

Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает?

1 ряд – имя существительное и личные местоимения (21 слово), 2 ряд – имя прилагательное, причастие (15 слов), 3 ряд – глаголы, деепричастия (8 слов). Преобладают слова, относящиеся к существительным, прилагательным, местоимениям и причастиям. Они создают предметность и описательность, т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение “ты” создает диалогичность.

5. Синтаксический уровень.

Охарактеризуем каждое предложение.

В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное.

Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во 2 и 3 строфах?

В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического героя.

Почему во 2 предложении используется точка с запятой?

Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.

Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой?

Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны.

Вывод. Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.

V. Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры. Какова их роль?

Групповая работа.

Олицетворения. “Сады молчат”, тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь”. “Молчат” и “лепечешь” - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях.

“Тлетворный дух” осени – страшное существо, губящее все живое.

Эпитеты. Глаза “унылые” - безнадежность, тоска. “Последний” лист – он еще был живым. “Последний” день – конец жизни, “лучезарный” день – солнечный, яркий, живой. “Мертвые” степи – безжизненные, “смертный свой” недуг – ведущий к смерти, ужасу, “вешние” дни – весенние, прекрасные, живые, “мрачные” дни – тоскливые, унылые, “тлетворный” дух осени – смертельный.

Сравнение. Тополь “как друг” - надежность, верность.

Метафоры. Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.

Анафора. В 1 строфе повтор слова “последний” создает трагическое ощущение.

Инверсия. Необычное синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на читателя.

Символ. Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости.

Вывод. Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.

VI. Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста.

Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь”, “как друг”). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.

VII. Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов”.

1. Внешний сюжет.

Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть.

2. Фантастика и реальность.

Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.

3. Природа и человек.

Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду.

4. Мир и человек.

Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях.

5. Человек.

Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.

VIII. Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста?

Мы обнаружили что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.

Вывод. Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.

Список литературы

  1. Русские писатели о литературном труде, т. IV. – Л., 1956, с. 491.
  2. Успенский Б. Поэтика композиции. – С. -П., 2000, с. 3.
  3. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.,2000, с. 127
  4. Хализев В. Теория литературы. - М., 2005, с. 276
  5. Виноградов В. О теории художественной речи. - М.,1971, с. 49
  6. Одинцов В. Стилистика текста. - М., 1980, с. 171