Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Диагностика уровня обученности учащихся при обучении химии на основе межпредметной интеграции

Разделы: Преподавание химии, Общепедагогические технологии


В современных условиях развития школьного образования ведущей идеей обучения является межпредметная интеграция (взаимосвязь содержаний нескольких учебных курсов). Современное общество требует от выпускника умений применять полученные знания, комплексного подхода к решению творческих задач. Я считаю, что межпредметная интеграция позволяет раскрыть значение химии как отдельного вида естественной науки, с одной стороны, а, с другой, показать единство предметного мира и различных подходов к рассмотрению его закономерностей, а также способствует развитию познавательной активности учащихся. [2]

Методическая работа учителя в процессе конструирования учебного процесса, предусматривает определенную системность и последовательность. Форм и методов, используемых для решения этой задачи можно предложить большое число. В своей работе я использую разнообразные приемы для регулярного отслеживания качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Однако при применении межпредметного подхода в преподавании учебного предмета – химии, необходимо подобрать такой диагностический материал, который бы позволял оценить уровень усвоения межпредметного материала. Поскольку интегративный подход к обучению предполагает синтез – переход от отдельных единиц обучения к многосложной системе. Причем синтез в обучении происходит как на уровне специфического материала по предмету (внутрипредметная интеграция), так и на уровне знаний из нескольких учебных дисциплин.[3]

Диагностика же дает информацию, необходимую для принятия продуктивных управленческих решений. Диагностика как аналитико-оценочная деятельность включает механизмы саморазвития, предоставляет возможность стратегического прогнозирования конечного результата.

Одними их основных функций проверки и оценки знаний: обучающая, контролирующая и воспитывающая, так как с их помощью выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя. От того, как осуществляется проверка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учению, домашней, классной и внеклассной работе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств личности школьника, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.

О проблеме оценки в методической литературе написано многое и нет необходимости останавливаться на этих особенностях в своей работе я использую различные приемы контроля.

Одним из критериев диагностики, используемой в различных анализах, является обученность школьников. Обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учеб6ной программой знаний и умений, приобретаемых за определенный период обучения. Обученность – это и результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения.

По В. П. Беспалько нижний предел обученности характеризуется Ку=0,7; если Ку<0,7, то дальнейший процесс обучения не может быть успешным, так как ученик не владеет необходимым объемом знаний и умений по предмету (разделу, теме).

Разные авторы выделяют разные уровни усвоения, в выстраивании своего концептуального подхода я придерживалась концепции В. Н. Максимовой.[1]

Уровни усвоения:

  • узнавание;
  • запоминание;
  • понимание;
  • применение;
  • тематическое обобщение;
  • предметное обобщение;
  • межпредметное обобщение.

При разработке диагностических работ я руководствовалась методикой представленной в работе “Диагностические контрольные работы по русскому языку, литературе, географии, истории, биологии, химии, экономике. Учебно-методическое пособие/ Науч. ред. В.Н. Максимова. – СПб. 2001. В этой работе представлены не только тексты работ, но и раскрыта технология создания и методика поуровневой диагностики обученности. Мною разработаны и проведены диагностические работы для 8 – 11 классов по ключевым темам курса.

Диагностические работы позволяют отследить результативность проблемного обучения, включения межпредметной интеграции в учебный процесс.

1-й и 2-й вопрос диагностической работы позволяют проверить качество узнавания и запоминания учащимися ранее изученного ими материала. Эти вопросы ориентированы на организацию репродуктивной деятельности учащихся, не требующей логической переработки фактического материала.

3- и 4-й вопросы диагностической работы позволяют проверить качество понимания материала учебного предмета, а также – умения делать обобщения внутри данной темы. Выполнение данных заданий ориентировало учащихся на частично-поисковый уровень познавательной деятельности, предполагающей использование для данного решения познавательной задачи необходимых логических операций (анализ, сравнении, доказательство, построение выводов и т. д.).

5-й и 6-й вопросы ориентированы на осуществление обобщения учебного материала на уровне разных тем, а также – разных предметов. Эти задания несут в себе элементы эвристики, творчества; требуют от школьника проявления гибкости, нешаблонности ума, умения использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации.

Оценивается каждый вопрос контрольной работы в баллах. Коэффициенты усвоения по уровням вычисляются следующим образом:

Кi=s/m, где s - средний балл учащегося за работу, m - максимальный балл за данный вопрос.

Обученность учащихся определяется по среднему коэффициенту усвоения, который вычисляется по формуле:

Ку=S/М, где S - средний балл за работу класса, М – максимальный балл за контрольную работу.

Если Ку=0,7 или Ку>0,7, то процесс обучения можно считать удовлетворительным.

Нормы коэффициента поуровневой и средней обученности учащихся (по Н. В. Максимовой) представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни обученности Коэффициент Вопросы
1 Репродуктивный 0,8 1, 2
2 Алгоритмический (частично-поисковый) 0,7 3,4
3 Эвристический (творческий) 0,6 5,6
4 Средний коэффициент обученности 0,7 1-6

Требования к составлению диагностической работы

  • задание на узнавание включает в себя наличие готового ответа;
  • задание формулируется в лаконичной форме; выполнение задания требует минимального количества времени;
  • задание на запоминание составляется в одном из вариантов:

а) пересказ информации в той же последовательности, в какой она изложена в учебнике;

б) достаточно полное знание признаков и свойств объектов, законов, определений, терминов, фактов, понятий, правил и принципов;

  • задание на понимание включает в себя формулировку вопроса на основе изученных фактов; формулировка вопроса должна быть основана на альтернативных точках зрения, заранее предложенных учащимся; вопрос должен предусматривать логически доказанный ответ с учетом точки зрения учащихся;
  • задание на внутритемное обобщение включает в себя применение изученных фактов, законов, понятий в новой ситуации; логическую детализацию явлений, процессов, изучаемых в данной теме; обобщение и вывод по данной теме;
  • задание на межтемное обобщение включает в себя материал, требующий выделения причинно-следственных связей в результате анализа и сравнения нескольких тем;
  • задание на межпредметное обобщение включает в себя материал, требующий межпредметного обобщения на основе ассоциативных связей, задание носит эвристический характер.[1]

Примерная таблица обработки результатов диагностической работы по одной из тем представлена ниже.

Таблица 2.

Ф. И. 1 2 3 4 5 6 Сумма s – ср. балл Ку
ученик 1. 5 3 3 5 4 1 21 3,5 0,8
ученик 2 5 3 1 2 4 2 17 2,8 0,7
ученик 3. 4 2 2 3 3 0 14 2,3 0,6
…. .. ….

Таблица 3. Сравнение результатов диагностической работы 10–х классов по теме “Углеводороды” с нормами.

Уровни обученности Вопросы ДР Коэффициент 10 “А” 10 “Б”
1 Репродуктивный 1,2 0,8 0,9 0,9
2 Алгоритмический (частично-поисковый) 3,4 0,7 0,65 0,7
3 Эвристический (творческий) 5,6 0,6 0,61 0,4
4 Средний коэффициент обученности 1-6 0,7 0,73 0,68

Результаты работы так же могут быть представлены в виде различных диаграмм.

Например, диаграмма результатов работы 10 “А” класса представляет результаты работы по теме “Углеводороды”.

Анализируя выполненную диагностическую работу учащимися 10-х классов по теме “Углеводороды” можно сделать вывод, что учащиеся достаточно качественно выполняют задания 1-4 . Однако обращает на себя внимание дисбаланс между репродуктивным и продуктивным компонентом мышления, а так же недостаточный уровень творческого компоне