Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Диагностика уровня обученности учащихся при обучении химии на основе межпредметной интеграции

Разделы: Преподавание химии, Общепедагогические технологии


В современных условиях развития школьного образования ведущей идеей обучения является межпредметная интеграция (взаимосвязь содержаний нескольких учебных курсов). Современное общество требует от выпускника умений применять полученные знания, комплексного подхода к решению творческих задач. Я считаю, что межпредметная интеграция позволяет раскрыть значение химии как отдельного вида естественной науки, с одной стороны, а, с другой, показать единство предметного мира и различных подходов к рассмотрению его закономерностей, а также способствует развитию познавательной активности учащихся. [2]

Методическая работа учителя в процессе конструирования учебного процесса, предусматривает определенную системность и последовательность. Форм и методов, используемых для решения этой задачи можно предложить большое число. В своей работе я использую разнообразные приемы для регулярного отслеживания качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Однако при применении межпредметного подхода в преподавании учебного предмета – химии, необходимо подобрать такой диагностический материал, который бы позволял оценить уровень усвоения межпредметного материала. Поскольку интегративный подход к обучению предполагает синтез – переход от отдельных единиц обучения к многосложной системе. Причем синтез в обучении происходит как на уровне специфического материала по предмету (внутрипредметная интеграция), так и на уровне знаний из нескольких учебных дисциплин.[3]

Диагностика же дает информацию, необходимую для принятия продуктивных управленческих решений. Диагностика как аналитико-оценочная деятельность включает механизмы саморазвития, предоставляет возможность стратегического прогнозирования конечного результата.

Одними их основных функций проверки и оценки знаний: обучающая, контролирующая и воспитывающая, так как с их помощью выявляются знания, которые усвоили школьники на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы учителя. От того, как осуществляется проверка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учению, домашней, классной и внеклассной работе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств личности школьника, как самостоятельность, инициатива, трудолюбие.

О проблеме оценки в методической литературе написано многое и нет необходимости останавливаться на этих особенностях в своей работе я использую различные приемы контроля.

Одним из критериев диагностики, используемой в различных анализах, является обученность школьников. Обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учеб6ной программой знаний и умений, приобретаемых за определенный период обучения. Обученность – это и результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения.

По В. П. Беспалько нижний предел обученности характеризуется Ку=0,7; если Ку<0,7, то дальнейший процесс обучения не может быть успешным, так как ученик не владеет необходимым объемом знаний и умений по предмету (разделу, теме).

Разные авторы выделяют разные уровни усвоения, в выстраивании своего концептуального подхода я придерживалась концепции В. Н. Максимовой.[1]

Уровни усвоения:

  • узнавание;
  • запоминание;
  • понимание;
  • применение;
  • тематическое обобщение;
  • предметное обобщение;
  • межпредметное обобщение.

При разработке диагностических работ я руководствовалась методикой представленной в работе “Диагностические контрольные работы по русскому языку, литературе, географии, истории, биологии, химии, экономике. Учебно-методическое пособие/ Науч. ред. В.Н. Максимова. – СПб. 2001. В этой работе представлены не только тексты работ, но и раскрыта технология создания и методика поуровневой диагностики обученности. Мною разработаны и проведены диагностические работы для 8 – 11 классов по ключевым темам курса.

Диагностические работы позволяют отследить результативность проблемного обучения, включения межпредметной интеграции в учебный процесс.

1-й и 2-й вопрос диагностической работы позволяют проверить качество узнавания и запоминания учащимися ранее изученного ими материала. Эти вопросы ориентированы на организацию репродуктивной деятельности учащихся, не требующей логической переработки фактического материала.

3- и 4-й вопросы диагностической работы позволяют проверить качество понимания материала учебного предмета, а также – умения делать обобщения внутри данной темы. Выполнение данных заданий ориентировало учащихся на частично-поисковый уровень познавательной деятельности, предполагающей использование для данного решения познавательной задачи необходимых логических операций (анализ, сравнении, доказательство, построение выводов и т. д.).

5-й и 6-й вопросы ориентированы на осуществление обобщения учебного материала на уровне разных тем, а также – разных предметов. Эти задания несут в себе элементы эвристики, творчества; требуют от школьника проявления гибкости, нешаблонности ума, умения использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации.

Оценивается каждый вопрос контрольной работы в баллах. Коэффициенты усвоения по уровням вычисляются следующим образом:

Кi=s/m, где s - средний балл учащегося за работу, m - максимальный балл за данный вопрос.

Обученность учащихся определяется по среднему коэффициенту усвоения, который вычисляется по формуле:

Ку=S/М, где S - средний балл за работу класса, М – максимальный балл за контрольную работу.

Если Ку=0,7 или Ку>0,7, то процесс обучения можно считать удовлетворительным.

Нормы коэффициента поуровневой и средней обученности учащихся (по Н. В. Максимовой) представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни обученности Коэффициент Вопросы
1 Репродуктивный 0,8 1, 2
2 Алгоритмический (частично-поисковый) 0,7 3,4
3 Эвристический (творческий) 0,6 5,6
4 Средний коэффициент обученности 0,7 1-6

Требования к составлению диагностической работы

  • задание на узнавание включает в себя наличие готового ответа;
  • задание формулируется в лаконичной форме; выполнение задания требует минимального количества времени;
  • задание на запоминание составляется в одном из вариантов:

а) пересказ информации в той же последовательности, в какой она изложена в учебнике;

б) достаточно полное знание признаков и свойств объектов, законов, определений, терминов, фактов, понятий, правил и принципов;

  • задание на понимание включает в себя формулировку вопроса на основе изученных фактов; формулировка вопроса должна быть основана на альтернативных точках зрения, заранее предложенных учащимся; вопрос должен предусматривать логически доказанный ответ с учетом точки зрения учащихся;
  • задание на внутритемное обобщение включает в себя применение изученных фактов, законов, понятий в новой ситуации; логическую детализацию явлений, процессов, изучаемых в данной теме; обобщение и вывод по данной теме;
  • задание на межтемное обобщение включает в себя материал, требующий выделения причинно-следственных связей в результате анализа и сравнения нескольких тем;
  • задание на межпредметное обобщение включает в себя материал, требующий межпредметного обобщения на основе ассоциативных связей, задание носит эвристический характер.[1]

Примерная таблица обработки результатов диагностической работы по одной из тем представлена ниже.

Таблица 2.

Ф. И. 1 2 3 4 5 6 Сумма s – ср. балл Ку
ученик 1. 5 3 3 5 4 1 21 3,5 0,8
ученик 2 5 3 1 2 4 2 17 2,8 0,7
ученик 3. 4 2 2 3 3 0 14 2,3 0,6
…. .. ….

Таблица 3. Сравнение результатов диагностической работы 10–х классов по теме “Углеводороды” с нормами.

Уровни обученности Вопросы ДР Коэффициент 10 “А” 10 “Б”
1 Репродуктивный 1,2 0,8 0,9 0,9
2 Алгоритмический (частично-поисковый) 3,4 0,7 0,65 0,7
3 Эвристический (творческий) 5,6 0,6 0,61 0,4
4 Средний коэффициент обученности 1-6 0,7 0,73 0,68

Результаты работы так же могут быть представлены в виде различных диаграмм.

Например, диаграмма результатов работы 10 “А” класса представляет результаты работы по теме “Углеводороды”.

Анализируя выполненную диагностическую работу учащимися 10-х классов по теме “Углеводороды” можно сделать вывод, что учащиеся достаточно качественно выполняют задания 1-4 . Однако обращает на себя внимание дисбаланс между репродуктивным и продуктивным компонентом мышления, а так же недостаточный уровень творческого компонента мышления учащихся 10 “Б” класса.

Практика применения диагностических работ позволяет сделать несколько общих уточнений. Данный вид работы можно использовать как одну из форм самостоятельной работы. При проведении первой работы, необходимо четко и ясно объяснить некоторые аспекты ответов на вопрос, а именно, особо остановится на оформлении работы и количественном выборе 1-4 заданий. Эти работы в целом не вызывают затруднений у учащихся и достаточно точно определяют уровень обученности по каждой отдельно заявленной теме. Кроме того, позволяют выявить понятия, как наиболее понятные для учащихся, так и вызывающие затруднения в интерпретации. Ответы на вопросы 5, 6 показывают уровень усвоения межпредметного материала, и поэтому данная форма контроля позволяет оценить эффективность межпредметного подхода в преподавании химии.

Примеры некоторых диагностических работ.

Диагностическая работа по химии для 11 класса по теме: “Химические реакции”.

Из данного перечня понятий выберите и выпишите три понятия:

скорость химических реакций, ковалентная связь, водородная связь, экзо- и эндотермические реакции, обратимые реакции, закон действующих масс, катализатор, тепловой эффект химической реакции, теплота образования.

Двум из этих трех понятий дайте определение.

Об одном из двух расскажите подробно, приведите примеры.

Охарактеризуйте реакцию по различным признакам классификации:

1 вариант

4NH3+ 3О2—>2N2 + 6 Н2О

2 вариант

2S + 3О2—>2SO2 + 2Н2О

Рассчитайте тепловой эффект реакции приведенной в задании 4, если

теплота образования (Qобр) газообразных аммиака и воды равны соответственно 46,19 кДж/моль и 241,84 кДж/моль. известны теплоты образования (кДж/моль)

Qобр 2S) = 20,17; Qобр (SO2)= 296,90;

Qобр 2О) =241,84

6. Расскажите, что вы знаете о веществах, приведенных в уравнении задания 4, их нахождении в природе, применении в быту, медицине, промышленности. Рассчитайте какое количество теплоты выделится при сгорании любого реагента из задания 4 объемом 5, 6 л. (тепловой эффект реакции рассчитан в задании 5)

8 класс.

Диагностическая работа по теме: “Изменения, происходящие с веществами”.

1. Из данного перечня понятий выберите и выпишите три понятия: физические явления, химические реакции, условия и признаки реакций, химическое уравнение, реакции соединения, реакции обмена, реакции замещения, реакции разложения, индексы и коэффициенты, формула, закон сохранения массы веществ.

2. Двум из этих трех понятий дайте определение.

3. Об одном из двух расскажите подробно, приведите примеры.

4. Из данного перечня выпишите реакции:

1 вариант

HCL, KOH, H2SO4, NaCl, H2S

2 вариант

CuSO4, SiO2, Ba(OH)2, CaO, Fe(NO3)2

Запишите уравнение диссоциации одного из выписанных вами электролитов.

5. Закончите уравнение реакции, запишите его в ионном виде:

H3PO4 + NaOH Al(NO3)2 + KOH

6. Что вы знаете о нахождении в природе веществ из задания 4, их применение? По уравнению из задания 5 рассчитайте, какая масса одного из веществ потребуется для получения 1,5 моль какого-то продукта реакции.

Диагностическая контрольная работа по химии для 10 класса по теме: “Углеводороды”.

Из данного перечня понятий выпишите пять, которые вам больше нравятся:

органические вещества, химическое строение, свойства вещества, изомерия, изомеры, гибридизация, гомологи, гомологический ряд, углеводороды, номенклатура, алкены, алкины, диены, реакция полимеризации, каучуки, резина.

Трем из них дайте определение (что это такое).

Об одном из трех расскажите подробнее и приведите примеры.

4.

Из данных веществ выберите гомологи, (цифры), назовите их. К какому классу веществ они принадлежат. Чем они похожи и почему?

5. Решите задачу:

Массовая доля углерода в углеводороде составляет 84,21%. Относительная плотность углеводорода по воздуху равна 3,93. Выведите его молекулярную формулу. Массовая доля углерода в углеводороде составляет 92,3%. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 26. Выведите его молекулярную формулу.

6. Каково значение в биологии, технике, медицине класса углеводорода формулу которого вы определили в пункте 5.

Список литературы.

  1. “Диагностические контрольные работы по русскому языку, литературе, географии, истории, биологии, химии, экономике. Учебно-методическое пособие/ Науч. ред. В.Н. Максимова. – СПб. 2001.
  2. Шаталов М. А. Межпредментые связи в формировании системных знаний // Химия в школе. – 1997. - №5. с.26 -29.
  3. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие.- М.: Вента-Граф, 2005. – 352 с.