Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  • Познакомится с названиями компонентов при вычитании, читать примеры, используя эти термины.
  • Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.
  • Формирование основ научного мировоззрения, нравственных качеств.

Оборудование:

  • у учителя – карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, 2 карточки с весёлыми лицами и 1 – с грустной; стакан с водой, деревянное яйцо, два одинаковые по размеру резиновые шарика, марганцовка, лист бумаги;
  • у учеников – разрезные цифры.

Ход урока

I. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

II. Организация познавательной деятельности учащихся.

- Ребята, вы обратили внимание на предметы, которые я принесла на урок (учитель демонстрирует детям стакан с водой, деревянное яйцо, 2 резиновых шарика, марганцовку, листы бумаги). Сейчас мы проделаем с вами небольшие опыты.

Опыт 1:

- Опустим один шарик в стакан с водой. – Что произошло с шариком? (Он утонул).

Опыт 2:

- Опустим другой шарик в стакан в водой. Что произошло с ним? (Он плавает, не тонет).

- Почему же один шарик тонет, а другой нет?

- Как вы думаете, деревянное яйцо утонет? (Ответы детей). – Проверим (опускается деревянное яйцо в стакан с водой. Оно плавает).

- Объяснение этому явлению более двух тысяч лет назад дал древнегреческий учёный, математик и химик Архимед. Существует придание, что идея открытия этого закона посетила Архимеда тогда, когда он принимал ванну. С возгласом “ЭВРИКА!”, то есть “ОТКРЫЛ”, он выскочил из ванны и побежал записывать пришедшую к нему научную истину.

- Проделаем ещё один опыт: бросим листок бумаги и посмотрим, как он падает, а теперь этот лист сомнём и опять бросим. Как теперь падал лист бумаги? (Быстрей).

- Почему так происходит?

- Это явление объяснил и доказал великий английский математик, физик и астроном Исаак Ньютон более трёх столетий назад. Он открыл закон всемирного тяготения, который объясняет не только наш опыт, но и движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Ньютон также объяснил принцип распространения звука: почему меня слышат не только те, кто сидят на первой парте, но и те, кто сидит сзади.

- Проделаем последний опыт: насыпаем в воду немного марганцовки. Что происходит с водой? (Она окрашивается).

- Научное объяснение такого рода явлениям дал первый русский учёный мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов в XIX веке. Он сделал много открытий в разных отраслях наук: отчего бывают грозы, северное сияние, как образовался каменный уголь, нефть, смола и др. Ломоносов основал первую в России химическую лабораторию, научился прогнозировать погоду.

Все свои открытия великие учёные смогли сделать в результате наблюдений и опытов, приложив много труда. В старших классах вы подробно изучите эти открытия. Но великие учёные тоже когда-то были детьми.

Я думаю, что мы с вами тоже можем попробовать сделать открытие. Хотите?

- Представьте себе, что мы с вами в научной лаборатории. Но прежде, чем заняться исследованиями, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем, провести разминку.

III. Актуализация знаний.

1. Устный счёт.

а) Фронтальная работа.

Учитель читает задание, дети поднимают карточку с нужной цифрой.

  • На сколько 7 больше 4?
  • Какое число следует за числом 8?
  • 10 уменьшить на 4.
  • Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму.
  • Какое число предшествует числу3?
  • 2 увеличить на 5.
  • 10 – это 2 и сколько?

б) Задачи в стихах.

Дети используют карточки с цифрами. Два ученика записывают ответы задач на доске.

Ёжик по грибы пошёл,
Восемь рыжиков нашёл,
Шесть грибов – в корзинку,
Остальные – на спинку.
- Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж? (2)

В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4)

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Два несут иголки.
Сколько их под ёлкой? (6)

Проверка работы учеников, работающих у доски.

- Сверьте свои записи с записями на доске (на доске образец чистописания – цифры 2, 4, 6 ).

в) - Внимательно посмотрите на данный числовой ряд. Каким числом его можно продолжить? Какое число запишем следующим? (учитель продолжает ряд до 10). Назовите следующее число (дети устно называют числа, которые больше 10).

- Что общего у всех чисел? (Они чётные).

- Чем они отличаются? (Обозначают разное количество, записываются разными цифрами).

- Можно ли продолжить этот числовой ряд влево? (Да)

- Какую цифру запишем перед 2? (Цифру 0. Учитель записывает на доске).

- Найдите лишнее число. Докажите свою правоту. (Дети аргументируют свои ответы).

2. Минутка чистописания.

- Откройте свои рабочие тетради. Запишите дату.

- Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны. (Образец написания цифр – на доске).

3. Работа с математическим набором.

- Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, примеров).

- А зачем нам числа? (Чтобы считать).

- Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? (2)

- Сколько синих кругов? (4)

- Сколько всего кругов? (6)

- Как записать это математическим языком? (2+4=6 – запись появляется на доске)

- Почему записали пример на сложение? (Чтобы узнать, сколько всего, надо объединить части).

- Прочитайте пример разными способами.

По ходу чтения примера 2+4=6 разными способами, рядом с примером появляются таблички:

1 “прибавить”
2“увеличить” 2+4=6
3 “плюс”
4“сумма”

- Молодцы, все четыре способа назвали. Пример