Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.
  2. Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию.
  3. Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения.

Оборудование урока:

  1. Учебник “ В океане света”
  2. Сюжетная таблица
  3. Журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

Ход урока

Организационный момент.

- Урок литературного чтения я начну с небольшого стихотворения.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.

- Какое настроение появилось у вас после прослушивания этого стихотворения?

Сообщение темы и целей урока.

- Прочитайте тему нашего урока. Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Кто? Для кого?
Какие? О чём?

- Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями.

Стадия вызова.

- Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове?

(Знакомство с биографией писателя)

- А хотели бы вы узнать биографию этого писателя?

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

- По названию определите, о чём писали в этих журналах. (Ответы учеников)

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Стадия осмысления.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е.архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас.

Первый текст – “Молодой путешественник”.

- Прочитайте название.

- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

гофмейстер (читают сноску)

- Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Я буду читать текст, а вы будете слушателями. По ходу моего чтения составьте и запишите толстые вопросы (отдельные ученики) и тонкие вопросы (все остальные ученики).

Слушание текста.

Групповая работа.

- Обсудите вопросы в группах и выберите по 2 тонких и по 1 толстому вопросу.

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

- Чему учит этот рассказ?

- Для сердца он или для разума?

- Найдите мораль и зачитайте её ещё раз.

- Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Физминутка. Упражнения для глаз.

Второй текст – “Начало только трудно”.

- Прочитайте название второго текста.

- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

намерение

сие (намерение)

иступление

- Этот текст вы будете читать самостоятельно. По ходу чтения заполните сюжетную таблицу ключевыми словами.

Самостоятельное чтение и составление таблицы.

Кто?

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Когда?

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

Кто?

Что?

Кто?

Что?

учитель

доволен

Фёдор

столько удовольствия

Мораль  

Групповая работа.

- Обсудите в группах свои таблицы. Исправьте и дополните, если это необходимо.

Проверка.

- Составьте пересказ текста по сюжетной таблице. (1 ученик рассказывает у доски).

- Чему учит этот рассказ?

- Найдите и прочитайте мораль.

- Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы, как постороены).

Третий текст – “Крестьянское состояние”.

- Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.

крестьяне

жатва

жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

- С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части.

Кто…?

Почему…?

- А как вы понимаете “простой мужик”?

- Кем бы мог быть отец Феденьки?

- Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

- Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста.

- Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

- Подумайте, какой разговор состоялся между Феденькой и его отцом. Обсудите в группах.

Групповая работа.

Проверка.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Чтение по ролям (автор, отец, Феденька).

- Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

- Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

- Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

- Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

- Как бы вы закончили рассказ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.)

- Какова мораль этого рассказа?

Стадия рефлексии.

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так:

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что…

(Выслушиваются ответы детей).

- Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Знакомство с журналом.

Итог урока. Составление синквейна.

  1. Рассказы Н. Новикова.
  2. Интересные, поучительные.
  3. Развивают, воспитывают, учат.
  4. Для детского чтения.
  5. Верные друзья.