Слагаемые излагаемого (как подготовить выпускника 9-го класса к новой форме государственной (итоговой) аттестации по русскому языку)

Разделы: Русский язык


Во многих областях России выбрана новая форма письменного экзамена по русскому языку в 9-м классе, включающая, кроме привычного подробного изложения, выполнение заданий тестового характера, а также сочинение на основе сопоставительного анализа двух текстов (прослушанного и прочитанного). Сетовать на то, что непрекращающиеся эксперименты “выбивают из колеи”, времени нет. Учителю необходимо мобилизовать свои силы и учащихся, тщательно продумав ситуацию постепенной подготовки (но не “натаскивания”) учеников к написанию подробного изложения, выполнению заданий с элементами тестирования (выбор правильного ответа из четырех предложенных), к сочинению-рассуждению.

Важно помнить, что отработка навыков работы с текстом должна вестись целенаправленно на протяжении всего времени обучения в школе. Тем более что планируется издание нового сборника, в который войдут тексты для изложения (первая часть экзаменационной работы), а также рекомендации по технологии составления работ для письменного экзамена по русскому языку. Таким образом, не нужно откладывать подготовку до 9-го класса, работа с материалами сборника приемлема и для учащихся 7-го класса.

Конечно, организованное по всем требованиям методики изложение часто в учебное время не проведешь. Но в структуру любого урока можно включить элементы анализа текста или тестирования, лексическую работу, диктанты с продолжением.

Ученику важно усвоить то, что в своем изложении он должен обязательно отразить перечень фактов, логику их взаимосвязанности и композицию их объединения, стилистические особенности текста. С чего начать? Конечно, с работы над черновиком.

Во-первых, нужно постараться научить выпускника дифференцировать факты на важные и менее существенные (факультативные), которые можно опустить в изложении. Кто-то практикует выписывание их на специальные карточки, а затем выполнение с ними ряда упражнений (например, раскладывание карточек по порядку появления фактов в тексте) или что-то другое. Думаю, ребятам, работающим с текстом дома или в классе, не трудно заполнить таблицу (или лист, сложенный пополам) таким образом: в левый столбец выписать важные факты, в правый – менее важные, а затем попробовать пересказать текст, опираясь на слова только левого столбца. Ученики заметят, что при подробном пересказе “несущественные детали” правого столбца сами собой всплывают в памяти, заканчивая логическую цепочку. Такое упражнение снижает риск смешивания только что записанных фактов с собственными фоновыми знаниями.

Во-вторых, необходимо привить внимание учащегося к любому незнакомому или малознакомому слову, услышав которое при первичном чтении текста, обязательно следует записать его в контексте и постараться выяснить, что оно означает. Вот тут-то самое время воспользоваться лингвистическими словарями или помощью учителя. Нужно стремиться побуждать ученика к освоению новой лексики, учить не оставлять без внимания ни одного незнакомого слова. Этому способствует составление словариков к прочитанному тексту, подготовка ученика-консультанта, который работает с текстом и словарями заранее или прямо на уроке. А чтобы новое слово перешло в активный словарь учащегося, к нему придется обратиться не один раз: попробовать ввести его в контекст, подобрать к нему синонимы, еще раз уточнить лексическое значение. После выполнения таких заданий ученик не растеряется, если встретит в тексте диалектизм или архаизм, смело воспроизведет в изложении термин или просторечное слово.

В-третьих, многое зависит от того, как и что записывает ученик, воспринимая текст на слух. Учащийся должен уяснить, что не следует при первом прочтении стремиться к дословной записи текста – упустишь существенные детали и потеряешь общую логику. Можно попробовать записать в центре листа в столбик только ключевые слова и логические связки внутри текста, а на полях фиксировать тип речи определенного фрагмента с помощью сокращений и личных условных обозначений (Ц – цитата, О – описание, Р – рассуждение, П – повествование и т.п.). Это поможет определиться с выбором средств изложения (морфологических, синтаксических). Затем, при повторном чтении, этот “скелет” (ключевые слова) обрастет “мышцами”, то есть свободное место вокруг слов заполнится необходимыми деталями. Вот здесь нужно постараться не упустить авторские самобытные выражения, изобразительно-выразительные средства, которые подчеркнут индивидуальность авторского стиля, цитаты. При втором прочтении текста ученик может делать записи так, как ему “удобно”, чтобы затем (во время паузы после первого прочтения) восстановить их с минимальными потерями, ведь все зависит от мыслительных способностей пишущего изложение.

Работа по подготовке к экзамену по учебно-методическому пособию Л.М. Рыбченковой и В.Л.Скляровой “Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс” предполагает использование краеведческого материала. Это обусловлено формулировкой ряда вопросов творческого задания и тематикой текстов. Думается, что тексты такого характера обязательно будут включены и в новый сборник.

Работа на материале краеведения ведется систематически, постепенно усложняясь. Она может включаться в любой этап урока. Итог – созданное на экзамене выпускниками сочинение-рассуждение, содержащее сведения по краеведению.

Сначала это могут быть синтаксические пятиминутки, индивидуальные карточки, дидактический материал которых строится на краеведении (5-6 классы), затем это вступительное слово учителя или небольшой комментарий, самостоятельные поиски учащихся, экскурсии. Задача учителя – определенным образом направлять творчество учащихся, помогая выявляться ему, отливая его в определенную форму.

В 8-9 классах накопленные знания по краеведению глубже продумываются учащимися, осмысливаются с разных сторон, лучше усваиваются, приобретают эмоциональную окрашенность, а главное – вносят психологическую разрядку в экзамен. Ведь краеведческий материал близок и знаком учащимся.

Приведу пример использования краеведения в работе над конкретными текстами для изложений.

Текст №5

Данный текст принадлежит И.А.Бунину. Ученик-консультант, выполнявший индивидуальное задание дома, сообщает своим одноклассникам во вступительном слове об авторе текста следующее:

“Семья помещика А.Н.Бунина переселилась в Воронеж из деревни, чтобы дать образование сыновьям. Здесь осенью 1870 года и появился младший сын Иван, будущий русский писатель. В Воронеже он провел первые годы своей жизни. Свою родину Бунин не забывал никогда, а в некоторых своих рассказах даже описал дореволюционный Воронеж.

И.А.Бунин посетил город Воронеж в январе 1907 года, чтобы участвовать в вечере, устраивавшемся в пользу воронежского землячества.

Долгое время месторасположение дома, где жили Бунины, не было известно. Краеведы предприняли отчаянные попытки, чтобы как-то прояснить ситуацию. Поиски увенчались успехом. В сентябре 1976 года на стене многоэтажного здания по проспекту Революции появилась беломраморная доска, извещающая прохожих, что здесь стоял дом, где родился известный русский писатель. В 1979 году доска была заменена другой, из розового гранита с бронзовым барельефом Бунина, проект которой разработали скульпторы И.П.Дикунов и Э.Н.Пак”. (Учитель демонстрирует портрет писателя и фотографию мемориальной доски).

Второй ученик подготовит сообщение “Памятник И.А.Бунину в Воронеже”, изучив статью Н.Г.Корниенко (Краеведение на уроках литературы: пособие для учителей ВОИПКРО, 2001).

Текст №10

Вопрос творческого задания: “Известны ли вам легенды о городах, реках, озерах и т.д.?

Расскажите одну из них”.

Учитель знакомит учащихся с легендой о Хопре, записанной со слов научного сотрудника Хоперского заповедника Н.А.Карпова. Можно организовать экскурсию в Хоперский заповедник или встречу с Н.А.Карповым.

Учащимся из уроков литературного краеведения известна легенда о реке Савале, на берегах которой расположено наше село Красное.

Текст №45

Оборудование и демонстрация к уроку: фотография Пескова, выставка книг, подборка газет с рубрикой “Окно в природу”.

Этот текст написан В.М.Песковым, нашим земляком, поэтому во вступительном слове перед чтением текста или во время анализа его учитель сообщает:

“Наш земляк Василий Песков – журналист и писатель, специальный корреспондент “Комсомольской правды”, ведущий рубрики “Окно в природу” - хорошо известен читателям как автор очерков о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях. Перу В.Пескова принадлежит более десяти книг, удостоенных в разное время Ленинской премии, премии имени Кольцова и премии Союза журналистов СССР. В.Песков много путешествует. География его очерков и заметок довольно большая – от речки Усманки до реки Миссисипи.

Он писал: “Я – воронежский, хотя почти уже много лет живу в Москве. Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившее их гнездо. Сюда всю жизнь они будут стремиться. То же самое – у людей””.

Текст №47

Вопрос творческого задания: “Расскажите об одном из героев Отечественной войны 1812 года”.

Этот вопрос может служить домашним заданием к уроку подготовки к изложению для всех учащихся. Ребята включаются в поиск сведений, специальной литературы, консультируются с учителем истории и литературы, беседуют с краеведами.

Одни учащиеся расскажут о Н.Н.Раевском (младшем) (его мать – внучка М.В.Ломоносова), которому в нашем селе Красное установлен памятный знак с надписью: “Установлен в память генерал-лейтенанта Раевского Н.Н. (младшего), друга Пушкина А.С. и декабристов, основателя города Новороссийска, почетного гражданина г.Новохоперска. 14.IX.1801 – 24.VII.1843. От фонда культуры России”. Это его в десятилетнем возрасте в 1812 году отец повел в бой.

Н.Н. Раевский участвовал в войне со Швецией и Турцией в 1808-1809, 1810-1812 годах, за что получил награды и шпагу с бриллиантами.

…Салтановский бой. В разгар боя генерал Раевский пошел с сыновьями в голове колонны Смоленского полка. Младшего десятилетнего Николая он вел за руку. Убит знаменосец полка. Знамя лежит на земле рядом с убитым. Старший сын Александр поднимает знамя и несет вперед. “Вперед, ребята! Я и дети мои укажем вам путь!”крикнул генерал. Замешкавшиеся под обстрелом неприятеля солдаты рванулись вперед и опрокинули неприятеля. Говорили, что генерал после боя спросил, знают ли сыновья, для чего он их взял в бой. Меньший ответил тогда:

“Чтобы вместе умереть, отец!”

Другие учащиеся найдут следующий материал:

“В великой Бородинской битве участвовало немало воронежцев. История сохранила их имена, их подвиги. Одним из таких героев был полковник Михаил Григорьевич Бедряга, друг Дениса Давыдова. Уроженец слободы Белогорья бывшего Острогожского уезда Воронежской губернии, он с молодых лет посвятил себя военной службе. Получив под Бородином тяжелую рану, вскоре вышел в отставку…

В Отечественной войне 1812 года участвовал и Сергей Дмитриевич Суворин, выходец из крестьянской семьи села Коршева бывшего Бобровского уезда. В рядах лейб-гвардии Московского полка он доблестно сражался под Витебском, Смоленском, при Бородино, где получил два ранения. Доблестью проникнуты дела и полковника Михаила Матвеевича Петрова, чье детство протекало близ Чижовки, в местах, где создавался Азовский флот.

“Воины!… Имена и дела ваши будут переходить из уст в уста, от сынов к внукам и правнукам до самых поздних родов…”, гласил приказ по армии 25 декабря 1812 года, после изгнания Наполеона из России.

И мы всегда будем помнить подвиг, совершенный людьми во имя защиты своей Родины в грозный 1812 год”.

Когда учитель убедится в том, что учащиеся в основном овладели навыками работы с текстом, то следует познакомить их с процедурой экзамена. Следует также учить выпускников правильно готовиться психологически к экзамену: уметь создавать рабочий, деловой настрой, сосредотачиваться не на себе, а на работе, устраняться от раздражающих энергетических воздействий.

Кроме того, учащиеся должны попробовать поработать в условиях, максимально приближенных к тем, которые будут на экзамене. Так они познакомятся со структурой и порядком выполнения заданий, заполнения бланков, овладеют тестовой методикой. Такую ситуацию необходимо воспроизвести в учебное время, например, в качестве мероприятия окружного характера в рамках Недели гуманитарного цикла. В базовую школу приедут учащиеся школ-спутников для проведения репетиционного экзамена, текст будет читать “другой” учитель (но обязательно словесник!), каждый ученик получит индивидуальный бланк с текстом экзаменационной работы и попробует сдать экзамен. Это особенно значимо для учащихся сельских школ.

Понятно всем, что только планомерная серьезная работа по развитию речи учащихся, общая культура мышления выпускника, его подготовленность к данному виду работы и обобщение опыта словесников могут привести к положительным результатам итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.