Урок танца "Первый бал" по предмету "Ритмика и танец"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Если уж "вальс устарел", как печалится известная песня, то бал - тем более. В самом деле - к чему современному обществу с его гигантской индустрией развлечений это чопорное действо прошлых веков? Даже отпрыски королевских кровей все чаще встречают своих суженых не на светских раутах, а в университетских аудиториях и на спортивных площадках. И все же есть в коротеньком слове "бал" что-то завораживающее. Может, детские грезы, с которыми не хочется расставаться. А может, вера в чудо, которая живет в человеке. И люди стремятся на бал как в сказку.

ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить и закрепить материал по теме “Историко-бытовой танец эпохи XVIII-XIX веков”.

Закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков.

Совершенствовать выразительность движений, их музыкальность и эстетичность.

ЗАДАЧИ УРОКА: Обобщение и закрепление сведений, понятий и навыков взаимодействия в паре и ансамбле.

Развитие духовной сферы личности ребенка средствами хореографического искусства.

Воспитатание интереса к занятиям по хореографии, стремление участвовать в коллективной работе по созданию хореографических произведений.

Перед началом урока дети находятся вне стен танцевального класса. Звучит музыка (Фонограмма №1) и учитель вместе с учениками спокойно, взявшись за руки, входят в зал. В зале приглушен свет. И только на стенах, или подставках, высвечиваются живописные картины с изображениями танцующих пар, набросков костюмов, театральных афиш…Дети как будто бы попали в музей истории танца. Интересно, что сейчас будет? На фоне сопровождающей музыки (Фонограмма №2) учительзажигает свечи на подсвечнике и начинает читать стихи. Рисунок 1
УЧИТЕЛЬ: Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы, притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи.
Показывает на картины, рукой обводит весь зал.
УЧИТЕЛЬ: От танца к танцу по невидимой дороге
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах возвращаемся в те давние времена кринолина и шелка, фигур, затянутых в корсеты, соблазнительных и романтических запахов духов, шуршание вееров и звонов шпор и сабель. Ребята, а кто знает, что такое бал? Рисунок 2

УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 1)
УЧИТЕЛЬ: Ну вот, мы выяснили, что такое бал. И, конечно, вы все сможете ответить, какие танцы исполнялись на нем, и каким из них начинали бал.
УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 2)
УЧИТЕЛЬ: Замечательно! Вот сколько старинных танцев вы знаете! Кстати некоторые живут и пой сей день. И, конечно же, верно – бал начинался полонезом. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. Рисунок 3
Звучат фанфары (Фонограмма №3). В зале вспыхивает свет.
УЧИТЕЛЬ:

Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется композиция танца “Полонез” (См. приложение №4 “Полонез”, Фонограмма №5). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №2)
УЧИТЕЛЬ: Давайте обратим внимание на костюмы той эпохи. (Учитель вместе с учениками подходи к одной из картин и начинают ее разглядывать). Что вы можете о них сказать? Рисунок 4
УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 3)
УЧИТЕЛЬ: Совершенно правильно. И очень приятно, что многие из вас отразили костюмы той эпохи в своих рисунках, представленных на нашей выставке. Мне кажется, что, рисуя свои произведения, вы сами оказались на месте своих героев, и танцевали вместе с ними. И, наверное, вы заметили, что дама от кавалера находится справа. А вот почему? Кто мне сможет дать ответ? Рисунок 5
УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 4)
УЧИТЕЛЬ:

Волшебный Бал – мечта Принцесс,
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотится здесь
Для вас подарком долгожданным.

Исполняется композиция танца “Танец-приглашение” (См. приложение №5 “Танец-приглашение”, Фонограмма №6). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №4)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите на эту картину. Что мы видим? Правильно, танцующую пару. А что мы сможем сказать о характере танца, исполняемого танцорами? Рисунок 6
УЧЕНИКИ: Ребята смотрят на французскую литографию XVIII века, отображающую молодых людей, танцующих польку и отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 5)
УЧИТЕЛЬ: Наверное, все догадались, что пара танцует зажигательную польку. Но, несмотря на свое название, полька происходит не из Польши, а из восточной Богемии, которая входит в состав Чехии. Безусловно, каждый из вас знает что-то интересное про польку, и я прошу вас рассказать вас об этом.
УЧЕНИКИ: Кратко рассказывают об интересных фактах и истории танца полька (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 6)
УЧИТЕЛЬ: Вот что написал про польку один наблюдатель годы спустя: “Молодые и старые, матери и дочки, врачи и магистры пристрастились к ней. Все – от одежды до блюд - стало называться полькой”.

Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,
Такой закон царит сегодня в зале:
Не ждите, что бы мы Вас развлекали,
Давайте полькою друг друга веселить!

Исполняется композиция танца “Полька” (См. приложение №6 “Полька”, Фонограмма №7). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №8)
УЧИТЕЛЬ: Наш бал в разгаре. И в отличие от предыдущего танца этот танец родился на севере Польши в XVI веке. Одни считают, что название танца происходит от деревни Мазурек, которая находится недалеко от Варшавы; другие полагают, что в его основе лежит слово “мазур”, что означает “житель польских деревень”. Так или иначе, танец покорил всю Европу. Полюбился он и в России. Рисунок 7

Мазурка была настоящим полем для импровизаций на балах, кульминация всякого бала.

Какого мастерства требовала мазурка, можно понять из описания лишь одного антраша, которое давалось в танцевальном пособии того времени: "скачок, в котором нога об ногу ударяется три раза, в то время как тело бывает в воздухе". Рисунок 8

Бывало, когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы.
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Да, без специальной подготовки вряд ли можно было обойтись. Поэтому и занимались танцами с пяти-шести лет. А о том, как проходили иные занятия, оставил свидетельство опытный танцмейстер Людовик Петровский, сочинивший Правила для благородных общественных танцев:

Учитель подходит к столику и берет книгу. Раскрыв, начинает читать.
УЧИТЕЛЬ: "Некто рассказывал мне, что учитель его почитал непременным правилом, чтобы ученик, несмотря на природную неспособность, держал ноги вбок, подобно ему в параллельной линии... Как ученик имел 22 года, рост довольно порядочный и ноги немалые, притом неисправные; то учитель, не могши сам ничего сделать, почел за долг употребить четырех человек, из коих два выворачивали ноги, а два держали колена. Сколько сей не кричал, те лишь смеялись и о боли слышать не хотели - пока, наконец, не треснуло в ноге..." Но именно благодаря усердным занятиям приобреталась та раскованность и точность движений, осанка, по которой светского человека можно было узнать, будь он хоть в рубище.Рисунок 9
Закрывает книгу, кладет ее на столик и снова обращается к детям.
УЧИТЕЛЬ: Популярность мазурки была настолько велика, что многие величайшие композиторы писали для нее свои сочинения, что способствовало еще большей ее популярности. Кто из вас знает этих композиторов и может о них рассказать? Рисунок 10
УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 7)
УЧИТЕЛЬ:

Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Господа, мазурка! Рисунок 11

Исполняется композиция танца “Марш-Мазурка” (См. приложение №7 “Марш-мазурка”, Фонограмма №9). По окончании танца под аккомпанемент фортепиано в исполнении солистки звучит русский романс “Я помню вальса звук прелестный”.
ИСПОНИТЕЛЬНИЦА:

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели,
за окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат!
Где ж этот вальс прелестный, томный?
Где ж этот дивный вальс?

УЧИТЕЛЬ: Прекрасные звуки вальса! А ведь вальс является одним из популярнейших танцев. Волшебное кружение пар придает ему несравненное изящество – настоящий символ романтизма. Вот как сказал о нем великий русский поэт А.С.Пушкин в поэтическом романе “Евгений Онегин”: Рисунок 12

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Исполняется композиция танца “Фигурный вальс” (См. приложение №8 “Фигурный вальс”, Фонограмма №10). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №2).
УЧИТЕЛЬ: Увы, как и многое другое, балы   остались в далеком прошлом. Без них немыслима история императорского периода России. Рисунок 13

Сегодня мы с вами совершили воображаемое путешествие в эпоху русских балов. Вы познакомились с историей, обычаями и традициями бала. Узнали, как одевались, что и как танцевали, как себя вели, чем еще занимались на балу гости и хозяева.

Этому воображаемому путешествию, конечно, не суждено воплотиться в явь, но может быть, когда вы в следующий раз увидите бал в кино или на театральной сцене, либо прочтете о нем в классическом романе, вам яснее станет происходящее, да и само прошлое сделается ближе и понятнее. Рисунок 14

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Современный бальный танец. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской: Учебное пособие. - М., Просвещение, 1977.
  2. Воронина И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.
  3. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987.
  4. Г. Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.
  5. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
  6. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для хореографических учебных заведений. – М., Искусство, 1948.
  7. Рославлев М.И. Современный бальный танец. – М., Искусство, 1980.
  8. Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.
  9. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.
  10. А.С.Пушкин. Евгений Онегин.
  11. А.С.Пушкин. Сборники стихов.