Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество

Разделы: Начальная школа


Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. П.Блонский говорил: “Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве”.

Главное в педагогике не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку поэзии” (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью.

К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают данным критериям, а именно:

  • умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальность в решении задач;
  • специализация интересов, интеллекта, эмоций;
  • активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленные цели;
  • хорошая память, развитые познавательные умения;
  • готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее.

В работе определяю главные цели своей и ученической деятельности на весь период обучения. На первый план выдвигаю формирование личности каждого ребенка, вооружения его глубокими и прочными знаниями. В основе успешного усвоения знаний познавательный интерес. Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать интеллектуальный потенциал, повышать творческо-поисковую активность. Стараюсь заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать положительную мотивацию учения.

Для формирования личностных качеств школьника – креативности, готовности к нестандартным решениям, – необходима система.

В своей работе выделяю три этапа:

I – Подготовительный: элементы творчества в обычной исполнительской деятельности.

II – Исследовательский: творчество в изучении языка.

III – Самовыражение через различные виды деятельности, связанные с языком.

Каковы же условия?

А. Свободная атмосфера в школе, в классе: без менторства, без авторитарности, возможности выбора вида деятельности.

Б. Доверия и уважение к ученикам, постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.

В. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения. Игровые моменты (методики), решение субъективно- творческих задач.

Г. Внимание к интересам каждого ребенка, его склонностям, здоровью, разностороннему развитию, к его способностям.

Д. Атмосфера общей культуры в школе. Достижение результата лишь в том случае, если учитель не чужд к творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. При изучении родного языка творчество детей развиваю при восприятии художественного произведения, пересказе, особенно в драматизации, в различных видах сочинения, в языковых играх, в моделировании явлений языка, в составлении словарей, книжных страничек, алгоритмов, в исследовании слов.

Главное – вера в ребенка, уважение его как личности, стремлении помочь ему в достижении успеха. Осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку.

В I классе дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию.

1. Загадки на договаривание.

2. Придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”.

3. Сочинение чистоговорок.

4. Разгадай ребус и составь стишок.

5. Игра “Буриме”.

6. Опиши предмет с помощью прилагательных.

7. Допиши строки по началу (“Как прекрасен зимний лес!”).

Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – поэтические страницы ребят, с которыми знакомятся родители и ученики на классных родительских собраниях, праздниках. Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Поэтические страницы – это первые шаги маленьких стихотворцев. Нельзя не отметить определенную искренность начинающих поэтов, их увлеченность и неподдельное стремление выразить чувства, владеющие ими.

Потребность выдумывать, сочинять – особенность моих воспитанников. Детей привлекает тема “Мы исследуем, изобретаем, конструируем”. На факультативе подробно знакомились со значениями слов, исследовали их, изобретали личные словари. На уроках литературного чтения ввели в практику проведение минуток поэзии. Стихи должны всколыхнуть чувства, задеть душу ребенка. Важно поддержать эмоциональный настрой. Это возможно, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает желание поделиться чувствами, переживаниями. Дети активно включаются в работу, обобщают, оценивают, делают выводы, делятся мыслями, рассуждают. Все это результат подготовки ребенка к уроку. Дети стремятся сами подготовить творческое домашнее задание, по принципу – какое нравится, по своему желанию, интересу. Радует разнообразие заданий, интерес к изучаемому, желание защитить свое задание. Детям нравится быть в роли автора. Ребята развиваются в поисковой деятельности. Много работают с дополнительной литературой: подбирают материал об авторе, готовят сообщения, творчески оформляют работы, составляют кроссворды, вопросы по теме, рисуют, пишут отзывы. Это желание и потребность ребят в творческой деятельности достигается благодаря предоставленной свободе для самовыражения. Интересные рассуждения детей при анализе произведений, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно сопереживают героям. В речи используют выражения “я удивлен”, “я поражен”, “я тронут”, “я хотел бы помочь”, “я надеюсь”. Видна непосредственная связь между самодеятельным творчеством моих учеников и их возросшим интересом, взыскательностью, самостоятельностью суждений в отношении подлинно профессиональной поэзии. В этом я вижу наибольшую ценность поэтических минуток.

В сотрудничестве с родителями изготовили книжки – самоделки по теме “Устное народное творчество”, проиллюстрировали стихи собственного сочинения о временах года. Свое творчество дети активно используют на уроках. В процессе игры учатся самостоятельно принимать решения, проявлять оригинальные мысли, этому способствует применение креативных технологий (метод фокальных объектов, метод “Мозговой штурм”).

Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания.

Творческие задания.

  1. Словесное описание литературных и сказочных героев.
  2. Конкурс детских рисунков “Мой любимый герой”. Придумывание продолжения сюжета.
  3. Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
  4. Написание рассказа по первой строчке стихотворения.
  5. Продолжить стихотворение по строчке стихотворения.
  6. Сочинение по пословице, включение пословиц в сочинение.
  7. Составление аннотации к произведению. Отзыв о произведении.
  8. Игра в слова. Составь предложения с любыми тремя словами, например, коньки, озеро, лиса.
  9. Фантограммы: “Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?”, “Что было бы, если бы в классе появился говорящий крокодил?”.
  10. Составление фантограмм.
  11. Составление текстов – монологов “О счастье”, “Нужен ли человеку друг?”, “Хорошо ли быть мастером на все руки?”.
  12. Написание мини – сочинений “Что я вижу из окна”, “О чем мечтает капелька росы?”.
  13. Игра “Архимед”. Детям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблемы. Проблема может быть такой: как помочь герою преодолеть трудности? Придумывание проблем.
  14. Игра “Придумай название”. Дети слушают рассказ, сказку и придумывают название. Для названий можно использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Стараюсь учить детей видеть необычное в обычном. Подбираю интересные и понятные для детей темы для творчества. Известно, что дети любят сказки. Многие из моих учеников не только их читают, но и сами сочиняют “Приключение снежинки”, “ Путешествие листочка”, “Сказка о Витязе, о злом Драконе и о царевне”. В своих сказочных сочинениях учащиеся ориентируются на народную сказку, следуя ее традициям.

Одно из важнейших средств творческого мышления, речи учащихся, усвоения материала, закрепление и проверки знаний, создание основы для развития интереса – самостоятельная работа на уроках русского языка. Использование различных видов творческих работ: творческое списывание, творческие диктанты, сочинения, изложения развивают творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает вкус к поиску, к самостоятельным открытиям. Самостоятельную работу планирую по уровням: 1 уровень – базисные знания, 2 уровень – задания с повышенной трудности, 3 уровень – творческий. Целесообразность поуровнего обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для творческого развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и интересов. Поощряю собственную точку зрения, оригинальный замысел, нетрадиционное выполнение задачи.

Творческая деятельность на уроках находит свое продолжение и во внеклассной работе. Дети принимают активное участие в проведении праздников, сборов, классных часов. Умеют организовать и провести конкурсы, викторины, игры.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А.Энштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и учителю, и ученику. Очень важно, чтобы использование различных креативных технологий в начальной школе находили продолжение в среднем звене. Ведь любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.