Экспедиция в лесную зону. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: обобщение знаний об особенностях природы лесной полосы, животном и растительном мире. Учить общению: учись сам и обучи другого. Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: карта природных зон, атласы, дневники наблюдений, выставка дополнительной литературы, иллюстрации животных и растений лесной полосы, фонограмма “ Звуки леса”, блокноты для обратной связи, карточки (16 шт.) – лесные “заморочки”, бочонок для “заморочек”, индивидуальные текстовые задания (1,2 вариант), 4 карточки для групповой работы, 4 блок-схемы для групповой работы, карточки для “Прогноза погоды”, оценочные листы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1) Введение в тему урока.

Цели.

У. – Сегодня мы совершим научную экспедицию

Куда? Догадайтесь сами.

“Широко раскинулся на карте этот зеленый океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые березовые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатсв, которым наделена Россия, наш родной Красноярский край”.

Мнения детей.

Постановка учащимися целей урока

2) Нацеливание на самостоятельность в работе.

У. – Ребята, оценивать свою работу на уроке вы будете самостоятельно на оценочном листе. За содержательный, логически построенный ответ- +, за интересный заданный вопрос другой группе- +, за дополнение к ответу- + .

В конце урока подведем итоги.

3) Наблюдение за погодой.

У. – Отправляясь в экспедицию, что мы обязательно должны знать, что учесть?

Д. – Прогноз погоды.

Иллюстративный прогноз погоды на сегодня (с помощью карточек с условными обозначениями)

2. Актуализация опорных знаний.

У. – В путешествие отправятся 4 научные группы.

Ученики по желания делятся на группы:

1 группа – географы; 3 группа – зоологи.

2 группа – ботаники; 4 группа – экологи.

У. – Перед тем, как отправиться в путь, что должен обязательно уметь любой человек, путешественник?

– Как по солнцу и времени определить стороны горизонта?

– Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?

– Что может заменить компас ночью?

– Какая единственная звезда всегда остается на зимнем ночном небе?

Работа с атласом стр.9

Мнения детей разные

У. – Получить более точный ответ на этот вопрос поможет блок – схема с условиями и двумя циклами.

Работа в группах

У. – Числу 94 соответствует название звезды Сириус. Найдите Сириус на карте в созвездии Большой пес. Что вы знаете о звезде Сириус?

В ясный зимний вечер эту звезду нетрудно найти на небе. Она выделяется среди других звезд ярким голубоватым мерцанием.

Египетские жрецы называли Сириус священной звездой, по движению Сириуса они предсказывали наводнение. По наблюдениям за Сириусом и Солнцем жрецы рассчитали, что год продолжается 365 дней, и разработали календарь. Это был первый в истории календарь, очень простой и удобный.

Установка перед самостоятельной работой.

У. – Теперь мы можем начать научную экспедицию по лесной зоне.

Каждая группа получает задание и 2 мин. на его выполнение. Ваша задача: установить соответствие и дополнить ответ по лесной зоне.

В ваших ответах, суждениях должны быть доказательства того, как климат, природные условия влияют на растительный и животный мир, как животные и растения приспособились к жизни в лесной зоне, как деятельность людей влияет на природу лесной зоны. Ответы должны быть четкими, доказательными, краткими.

Самостоятельная работа в группах.

1 группа – географы.

Задание: установить соответствие и дополнить ответ по лесной зоне.

Положение зоны

Природная зона

Климат

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана

Крайний Север

( Арктика)

Лето короткое, холодное. Зима длинная, очень холодная. Полгода- полярный день, полгода- полярная ночь.

К югу от зоны тундры

Тундра

Лето теплое, зима короче и мягче, чем в тундре.

Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нем.

Лесная зона

Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная, морозная зима глубокие снега зимой и сильные метели.

2 группа – ботаники

Задание: установите соответствие и дополните ответ по лесной зоне.

Природные зоны

Растения

Крайний Север (Арктика)

Ель, сосна, кедр, липа, береза, осина, клен, дуб, черника, брусника.

Тундра

Мхи, лишайники

Лесная зона

Карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника голубика

3 группа – зоологи

Задание: установите соответствие и дополните ответ по лесной зоне

Животные

Природная зона

Птицы

Барсук, лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось.

Крайний Север

Чистик, кайра, тупик, гагарка.

Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит.

Тундра

Филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.

Северный олень, песец, лемминг, волк

Лесная зона

Белая сова, куропатка, гуси, утки.

4 группа – экологи

Задание: установите причину и следствие, что к чему приводит

Неумеренная охота на диких зверей и птиц

* Уменьшение количества лесов
  • Исчезновение некоторых видов животных

Выброс выхлопных газов автомобилями, химическими предприятиями

Истребление диких животных ради меха или мяса

Лесные пожары

3. Оперативная систематизация знаний учащихся

1) Работа по плану, продумать дополнительные вопросы.

План.

1. Расположение.

2. Климат.

– продолжительность зимы и лета

– какая зима, какое лето

– осадки, ветер

3. Растения

4. Животные.

5. Влияние человека на природу.

2) У. – Первым слово предоставляется географам.

1 уч. - Лесная зона тянется от западных границ нашей страны нам восток. Она находится южнее зоны тундры. Зона лесов занимает 1\3 территории России. Но это не значит, что вся территория покрыта сплошными лесами, здесь много водоемов, лугов. Немалую часть люди вырубили, чтобы построить города и поселки, железные дороги, создали поля и сады

2 уч. - К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи поэтому приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы в лесной зоне богаче питательными веществами, чем в тундре.

Дополнения.

Возможный вопрос. Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

3) Слово – ботаникам

У. – В своих ответах вы должны доказать, какие леса входят в лесную зону, в чем видна приспособленность растений к условиям жизни здесь.

1 уч. - Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. В тайге растут сосны, ели, пихта, лиственница, кедры. Они менее требовательны к теплу.

К югу от тайги расположены смешанные и широколиственные леса. В смешанных лесах вместе с хвойными деревьями растут разнообразные лиственные (береза, осина)

Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями.

Работа с атласом стр. 27

Рассказ ученика о еловом лесе (сопровождается показом иллюстраций растений елового леса).

Еловые леса мало пропускают света на поверхность земли, поэтому в лесах обычно царит полумрак, сырость. К таким условиям приспособились маленькие кустарнички – брусника, черника.

В еловом лесе растут хрупкие, нежные травы, которые не выносят яркого света. Это кислица, (ее листочки кислые на вкус), майник, седмичник. Эти травы цветут белыми цветками. Благодаря белой окраске цветков их лучше замечают в тенистом лесу насекомые- опылители. Зеленым ярким ковром покрывают почву мхи.

3 уч. – А в смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников: орешник, бересклет, жимолость. Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница и другие. И мхов гораздо меньше- слой опавших листьев мешает им расти.

У. – Какой же вывод из этого следует?

Д. – От того, какие деревья растут в лесу, зависит жизнь других лесных растений.

У. – Каким образом расположены растения в любом лесу?

Д.В лесу можно проследить ярусное расположение растений

- верхний шатер образуют крупные деревья (сосна, кедр)

- под ним, на освещенных местах растут кустарники (смородина, малина, шиповник, можжевельник, калина)

- еще ниже травы и кустарнички

- 4 ярус – мхи и лишайники.

Возможные вопросы:

-Почему к югу от тундры растут леса?

-Как можно объяснить ярусное положение растений в лесу?

Проблемная ситуация

У. – Ребята, а что это там вдалеке краснеет? Подойдемте поближе. Да это же калина. Что вы знаете об этом удивительном кустарнике?

Подготовленный ученик:

Красные ягоды на калине, словно красный светофор. Только светофор этот не для людей, а для птиц. Многие красные ягоды для человека несъедобны, а то вовсе ядовиты, а для птиц самое вкусное угощение. Лакомятся соком калины и муравьи, ведь муравьи большие лакомки.

У. – Оказывается на калине очень редко можно встретить гусениц. Найдите этому объяснение. Почему на калине редко встречаются гусеницы?

Обсуждение в группах

Мнения учащихся.

У. – Вы любите мармелад? А пастилу? Без ягод калины они не были бы такими вкусными. Калина – кустарник. А гусениц мало, потому что калина дружит с муравьями. Муравьи – большие лакомки и любят мармелад.“ Муравьиный мармелад”- это сок растения.

4. Обобщение.

Слово зоологам.

Д.Животный мир лесной полосы очень разнообразен. Из птиц встречаются растительноядные – сойка, снегирь клест; насекомоядные- синица, дятел, кукушка; хищные- ястреб, сова.

Из млекопитающих травоядные – белка, заяц, мышь, лось; хищные- волк, лиса, рысь, куница; насекомоядные- крот; всеядные- кабан, медведь. Много насекомых: жук- короед, тля, гусеницы, муравьи.

В лесах кроме зверей, птиц, насекомых живут и земноводные: лягушки, жабы; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка. А в Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.

У. – Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных?

Д.В лесах благоприятные условия для жизни животных:

-достаточно корма

– нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору

– густой подшерсток, плотное оперенье

-подкожный жир помогает переносить сильные зимние морозы

Дополнения

Слово – экологам

У. – Докажите, как деятельность людей влияет на природу.

Д.Люди с давних пор охотились на животных. Из-за неумеренной охоты лось, кабан, соболь были почти полностью истреблены. Их удалось спасти только благодаря строгой охране. Сейчас охота на лесных жителей строго ограничена, во многих районах строго запрещена.Из-за вырубки лесов, браконьерства возникла опасность уничтожения рыси, глухаря, рябчика и др.(рассказ сопровождается показом иллюстраций из книги “Редкие животные России”.

Животные леса охраняются. В России создано много заповедников, в которых запрещена охота. Здесь свободно живут и размножаются многие дикие животные( Ученик показывает на карте заповедники: Беловежская пуща (зубр), Воронежский (бобр), Баргузинский, Алтайский, в нашем Красноярском крае “Столбы”

У. – Каковы же причины исчезновения многих видов растений и животных?

Д.пожары,

-вырубка лесов для строительства,

– неумеренная охота, браконьерство,

-заготовка леса,

– неумеренный выпас скота,

– распахивание плодородных почв,

– загрязнение атмосферы.

Экологическая задача “ Надо ли спасать птенцов?”

Сценку разыгрывают 2 ученика.

На тропинке в лесу девочки неожиданно увидели птенца

- Ой, Инна, смотри, птенчик!

- Бедняжка!

- Да он не умеет летать!

- Пропадет ведь, съест его кто-нибудь!

- Давай возьмем его с собой.

У. – Надо ли спасать птенцов?

Работа в группах

Мнение детей.

Правильный ответ: Не надо. Птичка не пропадет в лесу. Юные дрозды, овсянки, зяблики, мухоловки покидают свои гнезда, не умея летать. Им так положено природой. Они не умеют летать, зато умеют прятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их и кормят.

Физминутка

Привал!

Фонограмма “ Звуки Леса”

5. Закрепление изученного материала

Игра “ Лесные заморочки

На доске 16 заморочек- вопросов по теме. Помощник достает из деревянной маленькой кадушки бочонки (от 1 до 16), читает текст – описание объекта лесной полосы. Играющие, обсудив в группе, отгадывают о каком растении или животном идет речь

Для обратной связи используют блокноты “ Фантазия”. Выигрывает та команда, которая больше отгадает объектов лесной полосы

“ Лесные заморочки”:

1) “ ….. птицы, про которых принято говорить, что это наши зимние гости. Появляются они у нас осенью и первое время мало заметны, но когда обнажаются деревья и на землю ложится снег их яркое оперение бросается в глаза”.

2) “Причудлив и красив осенний лес. И особую красоту придает ему в это время ……. Огнем горят ее гроздья среди ажурной листвы”.

3) Каждой весною

4) Далеко мой стук

5) Растут на ветках группками

Лапы еловые

Слышится вокруг

Покрытые скорлупками.

Старые лампы

Червякам я враг

 

Меняют на новые.

А деревьям друг.

и др.

Проверка усвоения знаний. Самостоятельная индивидуальная работа

Выбери правильный ответ

В лесу

1. Много деревьев, летом часто идут дожди.

2. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.

3. Лето теплое, зима короче, чем в тундре.

4. Лесная природная зона расположена южнее зоны тундры.

Взаимопроверка. На доске верные ответы

Игра

На доске изображения объектов растительного и животного мир (волк, снегирь, дятел, кабан, ель, бабочка, черника, брусника, белка, сайгак).

У. – Узнайте, какой объект я задумала, не называя его, ставя вопросы на исключение, требующие только ответа да, нет.

Вопросы:

- Этот объект является хищным животным лесной полосы? – Нет.

- Значит можно исключить соболя? – Да.

- Этот объект относится к травоядным птицам? – Нет

- Значит можно исключить снегиря?- Да.

- Этот объект всеядное млекопитающее? – Нет.

- Значит можно исключить кабана? – Да.

И т. д.

- Исключите лишний объект (сайгак).

- Почему вы так решили? (травоядное животное степи и пустыни).

Оценивание работы учащихся на уроке.

У. – Вот и подошла к концу наша научная экспедиция в лесную природную зону

Покажите оценочные листы. Успешно поработали ребята, оценившие свою работу на 4 и 5. У остальных ребят есть возможность доработать на следующем уроке.

Домашнее задание.

У. – Ученые посчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 га леса. Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов. Об этом пойдет речь на следующем уроке. А пока подумайте, какую роль играет лес в жизни людей.

Спасибо за урок!