Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


После создания в группе театрализованной зоны я составила перспективный план на младший, средний и старший дошкольный возраст и разработала конспекты занятий. Работу по театрализованной деятельности строила от простого к сложному. Сначала мы с детьми просто рассматривали иллюстрации, затем показывала сказки на фланелеграфе, использовала пальчиковый и настольный театр. Далее проводились этюды у зеркала на мимику и т.д. Большое внимание уделяла идеологической речи. От возраста к возрасту задачи усложнялись. Театрализованная деятельность в нашей группе проходила красной нитью через всю воспитательно-образовательную работу.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Такая речь включает в себя вербальные (интонации, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слушателей. Эффективную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, звуки музыки, а умело поставленные воспитателем вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребенке сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Конспект по театрализованной деятельности (старшая группа)

Тема: “По небу плыли облака ”

Цель: развивать диалогическую речь детей старшей группы

Программное содержание: знакомить детей с пиктограммами. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Побуждать детей к активному участию в театрализованной деятельности. Развивать мелкую моторику.

Форма организации: групповое

Методы и приемы: чтение стихотворения “Облака”, рисование пиктограмм с различными эмоциями заучивание диалога “морковка – кабачок”, загадка, вопросы.

Оборудование: ободки овощей, фонограмма, пиктограммы, карандаши, силуэты облаков на каждого ребенка.

Словарная работа: веселый, грустный, сердитый, удивленный.

Структура занятия

Ход занятия

Методы, приемы

Организационный момент























































































Итог

В. Ребята, к нам пришло письмо! Отгадайте от кого?

Белое, пушистое
По небу плывет?

(Ответы детей.)

В. Правильно, это облако прислало стихотворение о себе. Хотите послушать?

(Ответы детей.)

В. Я буду читать стихотворение, а вы попробуйте изобразить облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,
А я на них смотрел
И два похожих облачка
Найти я захотел.

Вот облачко веселое
Смеется надо мной
– Зачем ты щуришь глазки так?
– Какой же ты смешной

(Дети жестами, мимикой изображают облака.)

В.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьез –
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями дождинками
Расплакалось оно…

(Дети показывают.)

В.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.

(Дети показывают.)

В.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

(Дети показывают.)

В. Какие облака плыли по небу?

(Ответы детей.)

В. Теперь на силуэтах облаков, которые лежат на столах, изобразите веселое, грустное, сердитое и удивленное облако.

(Дети рисуют.)

В. Ребята, эти картинки – символы, которые вы нарисовали, называются пиктограммами, и они вам еще пригодятся.

– Вася, как называются эти картинки-символы?

(Ответ ребенка.)

В. Я прочитаю вам диалог, а вы определите, с какой интонацией его нужно читать.

(Воспитатель читает диалог.)

Почему такой ты толстый, кабачок?
Ах, морковка, сам не знаю
Отлежал себе бочок!

В. Кто определил? (Ответы детей.)

В. Правильно, морковка спрашивает удивленно. Кабачок грустно отвечает. Кто хочет быть морковкой, а кто кабачком?

(Выбирает желающих детей, подсказывает текст.)

В. Покажите пиктограмму, которая подходит к образу морковки, а теперь покажите пиктограмму, которая подходит к образу кабачка.

(Дети показывают нужную пиктограмму.)

В. Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилась вам оно? Чем понравилось?

(Ответы детей.)

В. На следующем занятии еще ждет много интересного. Спасибо большое.




Загадка
























































Рисование пиктограмм





Вопрос





Чтение диалога







Вопрос









Вопрос

Приложение