Интегрированное занятие (театр + ИЗО) по сказке "Волшебное зеркальце"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие творческих способностей детей средствами театральной и изобразительной деятельности.

Программное содержание:

  • развивать у детей способность свободно, раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
  • закреплять умение детей находить способы выражения образа в слове, жесте, мимике;
  • закреплять прием нетрадиционной техники рисования «набрызг», при выполнении коллективной работы (задника для сцены).

Персонажи: заяц, белочка, ворона, медведь, сказочница.

Костюмы: зайца, вороны, белочки, медведя.

Декорации: деревья – береза, елочка, пенечки, задник.

Материалы и оборудование: софит, магнитофон, аудиокассета, белая ткань, синяя гуашь в блюдцах, зубные щетки, палочки, большие силуэты солнца, деревьев, елок, пня, спец. одежда.

Предварительная работа: постановка спектакля «Волшебное зеркальце» детьми подготовительной к школе группы и изготовление силуэтов для задника сцены.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках в театральной студии «Лукоморье».

I. Вступительное слово

Звучит тихая сказочная музыка.

Педагог театральной студии: Я хочу рассказать вам о чуде. О чуде, которое живет вместе с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно имеет душу и сердце. Это чудо способно заставить нас смеяться и плакать.
Найти его и встретиться с ним нельзя ни дома, ни на улице. Чудо рождается и живет только в одном полном таинственности и необыкновенных превращений месте. Называется это место – театр. Имя ему – спектакль, сотканный из музыки, танца, живописи, песни.

Педагог предлагает детям закрыть глаза.

II. Сюрпризный момент «Тайна театра»

– Полон напряженного ожидания зрительный зал. Горят свечи, наступает магическая тишина театра и вдруг откуда-то неожиданно раздается голос… (звучит аудиозапись).

Пробудился и заговорил дух театра:
В этот самый таинственный мир,
Перед тем, как распахнута сцена,
До того, как еще не возник,
Мир, в котором творит Мельпомена,
Дух Театра, волшебной игры,
Пробужденный наполненным залом,
И невидимый вам до поры,
Я взлетаю над старым порталом.
Возникаю я в стуке сердец
И во взмахе руки дирижера,
Перед тем как прийти, наконец,
К вам в знакомом обличье Актера.

III. Беседа с детьми

– Чей голос вы сейчас слышали? (Духа, хозяина театра)
– Какие виды театра вы знаете? (Кукольный, драматический)
– Как называется театр, в котором актеры в костюмах показывают спектакль? (Драматический)
– А вы хотите побыть актерами драматического театра?
– Что нам нужно, чтобы спектакль состоялся? (Костюмы, музыка, декорация)
– А еще кто нам нужен? (Актеры)
– Кто готовит костюмы? (Костюмер)
– Кто подбирает музыку? (Звукорежиссер)
– Кто отвечает за готовность декорации? (Художник-декоратор)
– Как называется сказка, которую мы приготовили? («Волшебное зеркальце»)
– Где происходит действие сказки? (В лесу)
– Все ли готово для показа спектакля? (Нет задника с изображением лесной полянки, где происходит действие сказки)
– Как же нам быть? (Нарисовать)
– Где будем рисовать? (В изостудии «Чародейка»)

IV. Изготовление декорации в художественной мастерской

Дети переходят в изостудию, одевают спец. одежду.

а) Беседа:

Педагог изостудии: Сегодня мы попробуем свои силы в оформлении сцены. Побудем художниками-декораторами и сделаем одну большую работу. Давайте вспомним, что должно висеть на дальней стене сцены? (Задник)
Задник – это большая ткань, где может изображаться место действия сказки.

– Что должно быть изображено на заднике сегодня? (Пейзаж)
– Что такое пейзаж?
– Какой пейзаж мы можем изобразить для нашей лесной сказки?
– Все, что вы назвали, на большом заднике можно нарисовать при помощи силуэтов.
– Что такое силуэт?
– Какого размера должны быть силуэты?
– Почему силуэты должны быть большого размера?
– Мы сможем за короткое время нарисовать кистью?
– Какими техниками можем нарисовать коллективную работу?
– Какая техника подходит больше всего? (Техника «набрызг»)
– Что для «набрызга» понадобится?

б) Показ силуэтов, выкладывание рисунка детьми на ткани по правилам перспективы.

в) Повторение правил пользования щеткой и палочкой при «набрызге».

  • Набрать щеткой небольшое количество краски.
  • Держать щетку на расстоянии от себя, ближе к картине.
  • Палочку вести по щетке к себе.
  • Не мешай соседу, не сдвигай силуэты.

г) Самостоятельная работа детей (звучит тихая, спокойная музыка).

д) Уборка рабочего места.

Переход детей в театральную студию, оформление задника на сцене.

Педагог: Мы закончили оформление сцены, актеры готовы, превращаемся в зрителей и актеров.

V. Просмотр спектакля «Волшебное зеркальце»

Звучит тихая музыка с голосами лесных обитателей.

Сказочница: На лесной полянке в траве лежало зеркальце. Кто и когда его потерял – неизвестно. В зеркальце смотрелись лишь небо, солнце, ветви деревьев, облака да пролетавшие мимо птицы. Однажды на эту полянку прискакал заяц. Видит, лежит в траве что-то блестящее (осторожно приблизился, потрогал лапкой – не шевелится, не кусается, понюхал – ничем не пахнет).

Заяц: (смотрит в зеркальце, разглядывает в нем свои уши, усы, глаза; от неожиданности садится на пенечек)

– Ой, да это же мой портрет? И кто это меня так здорово нарисовал?

Мимо зайчика бежит белочка.

– Белочка подойди, пожалуйста, ко мне.

Белка: Что это у тебя заяц?

Заяц: Да вот нашел свой портрет. Только не знаю: кто меня так замечательно нарисовал?

Белка: Дай посмотреть. Как тебе, заяц, не стыдно обманывать! Да разве ты сам не видишь, что это мой портрет? На, посмотри лучше!

Заяц: Белка, в уме ли ты? Разве ты не видишь на этом портрете мои длинные уши? Да и усов таких пушистых и красивых глаз у тебя нет.

Белка: Нет, вы только послушайте!

Сказочница: Расшумелись заяц с белкой на весь лес. Каждый изо всех сил зеркальце к себе тянет.

Мимо пролетает ворона.

Ворона: Эй, о чем вы спорите?

Заяц: Да вот нашел я на полянке свой портрет, дал ему посмотреть. А она и говорит, что это ее портрет. У нее, наверное, с глазами не все в порядке!

Белка: Глаза у меня зорче, чем у зайца. У него видно с головой не все в порядке. Это же я здесь нарисована. Посмотри, пожалуйста!

Ворона: Как я посмотрю, вы оба не в своем уме! Это же мой портрет! Разве вы не видите здесь мой клюв! А ведь ни у кого из вас клюва нет!

На поляну выходит медведь.

Медведь: Что за шум? Что это вы так расшумелись?

Заяц: Я первый пришел на полянку, нашел свой портрет. Потом прискакала белка и заявила, что это ее портрет, а затем прилетела ворона и тоже сказала, что это ее портрет.

Белка: Неправда! Посмотри-ка сам медведь, и ты убедишься, что это я здесь нарисована.

Ворона: Ничего подобного! Здесь ясно виден мой клюв. А разве у зайца и белки есть клюв?

Медведь: Ох, какие вы глупые! Ха-ха-ха! Зачем вы ссоритесь? Ведь это же мой портрет! Что вы притихли, не кричите, не спорите? Сядь-ка ко мне на плечо, ворона, полюбуйся, каким красавцем я здесь получился! А вдруг и себя на портрете увидишь!

Ворона: Ой, медведь, и как же я тебя раньше не заметила?

Медведь: А я секрет знаю. Захочу и сейчас на этом портрете заяц с белкой появятся. А ну-ка, друзья, прыгайте к нам сюда!

Белка: Вот чудеса! На портрете теперь кроме меня и ты ворона появилась и даже заячьи уши видны.

Заяц: Это, наверное, волшебный портрет! Кто на него ни взглянет, тот там себя и увидит.

Медведь: Этот волшебный портрет называется зеркалом. Ты, заяц, прав: кто в него посмотрится, тот увидит в нем свое отражение.

Ворона: А зачем нужно зеркало?   Может ребята знают? Откуда оно здесь взялось?

Медведь: Да, наверное, человек какой-нибудь потерял. А нужно оно вот для чего… Ну-ка, заяц, взгляни на себя. Куда это ты свой любопытный нос совал? Усы у тебя вместо белых – черными стали. Надо бы тебе умыться. А у тебя, ворона, пока ты кричала да спорила, все перья взъерошились. Посмотри на себя в зеркало, да пригладь-ка перья!

Заяц: (обрадовано) Какая, оказывается, это полезная вещь – зеркало! Давайте, друзья, его здесь повесим, чтобы все звери могли в него посмотреться, когда захотят.

Сказочница: Так они и поступили.

Дружно жить должны на свете,
На родной для нас планете,
Взрослые и детвора,
И даже мошкара,
Серенький волчок,
И пузатый паучок,
Маленький комарик,
И воздушный шарик.
Косолапый Мишка,
Колючий ежик Тишка,
И хитрющая лиса,
И зеленые леса,
И сердитый старый шмель,
И душистый яркий хмель,
И конечно стрекоза,
И рогатая коза.
Всех ребята нам не счесть
Хорошо, что они есть!

VI. Представление актеров

Аплодисменты.  Звучит тихая сказочная музыка.

VII. Итог занятия

– Чем мы сегодня занимались?

– Что мы рисовали в изостудии?

– Какой спектакль просмотрели?

– Что вам понравилось?