"Мир Леонардо да Винчи" (игра для школьников "Умники и умницы")

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: умники и умницы


Положение

о проведении игры для школьников

«Умники и умницы»

1. Общие положения

1.1. Игра «Умники и умницы» является традиционной игрой для школьников, проводимой ежегодно в рамках работы школьного методического объединения учителей «Филологии» муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 г. Канска Красноярского края, с целью выявления талантливых учащихся в области «История».

2. Цели игры

2.1. Игра «Умники и умницы» призвана

- помочь учащимся, начиная с пятого класса, проявить свои способности в истории;
- способствовать формированию социально активной позиции личности ученика;
- приобщать учащихся к духовно-нравственным и культурным ценностям отечественной и мировой истории и культуры;
- добиваться того, чтобы престиж школы был лично значимым для каждого участника образовательного процесса.

3. Организатор игры

3.1. Для организации и проведения игры, решения процедурных вопросов, контроля выполнения настоящего Положения определяется организатор игры - учитель истории, который утверждается на заседании школьного методического объединения учителей «Филологии».

4. Жюри игры

4.1. В состав жюри игры входят следующие участники образовательного процесса школы №18:

- представитель Совета школьного научного общества учащихся «Эрудит»,
- представитель ученического самоуправления,
- представитель родительского комитета,
- учитель истории и обществознания,
- учитель географии,
- преподаватель мировой художественной культуры,
- библиотекарь школы.

4.2. Председатель жюри назначается организатором игры из числа членов жюри.

4.2. В компетенцию жюри входит

- анализ, оценка в баллах материалов, представленных на первый оборочный тур;
- принятие решений по итогам конкурсных испытаний;
- поощрение учащихся – активных участников игры;
- награждение победителей.

5. Участие в игре

5.1. Участником игры может стать любой учащийся 5-9 классов школы №18.

6. Проведение игры.

6.1. За три недели до начала игры предлагается перечень вопросов по обозначенной теме.

6.2. Ответы на вопросы в письменном виде передаются организатору игры.

6.3. Все участники игры называются теоретиками.

6.4. Через две недели, по итогам отборочного тура, жюри игры определяет шесть лучших теоретиков - участников конкурсных испытаний второго тура игры.

6.5. В день проведения второго тура игры шести лучшим теоретикам дается задание – создать собственную визитную карточку по обозначенной теме.

6.6. Второй тур игры проводится в два выхода, по 3 человека в каждом.

6.7. Перед игрой проводится жеребьевка участников для определения порядка выхода.

6.8. Жюри определяет рейтинг визитных карточек участников.

6.9. Согласно рейтингу, определяется очередность выбора участниками цвета дорожки, по которой они будут проходить конкурсные испытания, отвечая на вопросы. (Дорожка красного цвета - самая короткая, но на ней нельзя ошибаться. Дорожка желтого цвета - на один шаг длиннее, и на ней можно один раз ошибиться. Зеленая дорожка - самая длинная, на ней можно ошибаться два раза).

6.10. В случае отсутствия ответа или неправильного ответа участником конкурсных испытаний, право ответить на вопрос получает теоретик – участник игры, сидящий в зале.

6.11. За каждый правильный ответ любой участник получает «Медаль» умника или умницы.

6.12. По итогам двух выходов определяются два финалиста игры.

6.13. Для определения победителя игры финалистам задаются вопросы.

6.14. При равном количестве вопросов, по количеству ответов на них, определяется победитель игры.

7. Подведение итогов игры

7.1. По итогам отборочного тура определяются активные участники игры

7.1. Победители игры определяются после второго тура игры.

7.2. По количеству «медалей» определяются лучшие историки.

7.4. Лучшие историки получают оценку «пять» по истории.

7.4. Награждение активных участников, победителей, лучших историков школы №18 происходит на торжественной церемонии, посвященной закрытию методической декады «Филологии».

Игра «Умники и умницы»

Тема: «Мир Леонардо да Винчи»

(вопросы отборочного тура)

1. Что представляет собой родной городок Леонардо да Винчи сегодня.

Ответ:

Маленький, затерянный в горах городок Винчи. Рядом – Флоренция, которая находится всего лишь на расстоянии дневного перехода. Время пощадило мир Леонардо. Если бы сейчас кто-нибудь встал на то же место, где когда-то стоял он, и посмотрел на городок Винчи, дремлющий в лучах солнца, то обнаружил бы, что за последние пятьсот лет он, в сущности, не изменился. Здесь как бы дважды испытываешь чувство полета. Во-первых, потому, что отсюда, кажется, что можно воспарить над башнями и отдаленными холмами города. А во-вторых, оттого, что здесь наверняка приходит на ум мысль о бегстве, о котором так мечтал Леонардо. Ведь в городке Винчи он наблюдал крестьян, занятых повседневным трудом, плотничающих, раскалывающих камни, изготовляющих грубую одежду. А рядом – Флоренция – цветущий город, полный художников и ремесленников, которые ежедневно производили сотни предметов обихода и искусства. Гобелены, картины, манускрипты с яркими иллюстрациями, ювелирные украшения, скульптуры, резные сундуки, одежда из дорогих тканей самых изысканных тонов. Эти предметы казались мальчику почти волшебными.

2. Всю свою жизнь Леонардо любовался движением воды. Объясните, чем так привлекало художника буйство вод.

Ответ:

Леонардо всегда любовался движением воды. Нередко он сочетал свою любовь к воде с осуществлением полезных целей. Силы природы сначала вызывали у него интерес, потом зачаровывали и, в конце концов, повергли в ужас. В конце жизни зачарованность водой, временами захватывала его полностью. Серия рисунков «Потоп», в которой гигантские, бушующие воды обрушиваются на содрогающийся от ужаса мир, позволяет нам соприкоснуться с тем, что глубоко волновало Леонардо всю его жизнь. Он сделал страшные, устрашающие рисунки, изобразив потоп, который, по его предсказанию, однажды обрушится на землю и принесет ей гибель. [1]

3. Расскажите о последних годах жизни Леонардо да Винчи.

Ответ:

В 1516 или 1517 году Леонардо да Винчи прибыл в королевский замок в Амбуазе, расположенном примерно в ста шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа на реке Луаре. Король Франции Франциск I сразу присвоил Леонардо титул «Первый художник, инженер и архитектор Короля» - не за то, что от него ждали каких-то новых работ, а за то, что он уже сделал. Франциск отвел ему апартаменты в уютной усадьбе Клу, находящейся в менее, чем в километре от дворца. Молодой король, покровитель Леонардо, наносил художнику постоянные визиты, чтобы побеседовать с ним на темы философии и искусства. Король высоко ценил мнение мудрого старца. Франциск не обременял его поручениями, кроме, пожалуй, проекта канала в Роморантене. Возможно, время от времени, Леонардо вносил свою лепту в устройство королевских праздников, как он делал это долгие годы, служа в Милане. Одной из выдумок Леонардо стал механический лев, в груди которого был сокрыт французский герб. Художник уже не писал картин, однако его рисунки этого периода все еще точны и ясны. По ним нельзя сказать, что частичный паралич вследствие перенесенного удара, оказал на него сильное влияние. Таковы были его последние годы. Несмотря на то, что художник жил фактически в ссылке, их можно назвать счастливыми для него. Он умер 2 мая 1519 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял Франческо Мельци, кое-какие деньги – сводным братьям, а виноградник близ Милана – Салаи.

Игра «Умники и умницы»

Тема: «Мир Леонардо да Винчи»

(второй тур – конкурсные испытания)

1. Что означает слово «винчи»?

Ответ:

1) городок Винчи в Италии в горах Тосканы, где 15 апреля 1452 года родился Леонардо;

2) отец Леонардо – Пьеро да Винчи; 3) «винчи» - ива

2. Расскажите о детских годах Леонардо, когда ему представилась возможность впервые изобразить.

Ответ:

Однажды к отцу Леонардо подошел крестьянин из его поместья и показал ему круглый щит, вырезанный им из древесины фигового дерева. Он попросил взять Пьеро этот щит с собой во Флоренцию для того, чтобы какой-нибудь художник расписал там этот щит. Пьеро согласился только потому, что крестьянин был замечательным птицеловом и рыболовом и поставлял дичь и рыбу семейству Пьеро. Но вместо того чтобы отдать щит профессиональному художнику, он отдал его Леонардо, который по такому случаю, стал думать, что бы ему изобразить. И решил Леонардо нарисовать голову Медузы да так, чтобы напугать зрителей. В подвал он натаскал ящериц, пиявок, гусениц, змей, бабочек, кузнечиков, летучих мышей и создал, глядя на них, изображение ужасного чудища, выползающего из глубины мрачной пещеры. Из разверстой пасти чудища струился яд, из глаз вырывался огонь, из ноздрей валил дым… Леонардо был так поглощен своей работой, что не замечал зловония, которое распространяли мертвые твари, принесенные им в жертву искусству.

3. Расскажите, что вы знаете о дальнейшей судьбе щита, нарисованного Леонардо.

Ответ:

Случилось так, что Пьеро забыл о щите. Когда Леонардо, закончив работу, внезапно, без всякого предупреждения, показал щит отцу, тот так испугался, что начал пятиться. Леонардо остановил его и сказал: «Работа получилась такой, как я хотел. Теперь унеси ее. Она производит впечатление». [1]

Пьеро подумал, что это просто чудо. Он горячо одобрил сына. Но после этого щит Леонардо не вернул крестьянину, а купил ему другой у старьевщика, где было нарисовано пронзенное сердце. Крестьянин был благодарен Пьеро за разрисованный шит до конца дней своих.

А работу Леонардо Пьеро тайно вывез во Флоренцию и продал купцам за 100 дукатов.

4. Приведите примеры, свидетельствующие о леворукости Леонардо да Винчи.

Ответ:

Набросок единорога, упершегося рогом в лужу. Изогнутый контур животного обозначен несколькими штрихами. Штриховка, или затенение, заставляет пространство вокруг тела как бы стремиться слева направо вниз – естественное направление для художника-левши, каким был Леонардо.

5. Какими инструментами, кроме кистей пользовался Леонардо да Винчи при рисовании картин?

Ответ:

Некоторые рисунки рисовал остро заточенным красным мелом (сангиной), черным мелом. На тонированной бумаге разных цветов: от бледно-зеленого до розовато-коричневого, голубого, пурпурного, оранжевого любил рисовать серебряным карандашом. Перо и чернила – его любимые орудия труда, которые позволяли ему переходить от рисования прямо к писанию своих комментариев.

6. Расскажите о единственном дошедшем до нас портрете Леонардо да Винчи.

Ответ:

Единственный портрет Леонардо создан им, очевидно, во время его пребывания в Риме, когда ему было около шестидесяти двух лет. Портрет выполнен красным мелом (сангиной). Мы видим широкий, изборожденный морщинами лоб, пристальный и одновременно грустный, исполненный боли взгляд, опущенные уголки губ, пышную бороду. Говорят, что Леонардо, несмотря на свою физическую силу, преждевременно состарился, и вот подтверждение этому. Его лицо кажется лицом древнего пророка. Это лицо человека, утратившего иллюзии.

7. У Леонардо была привычка бродить по улицам в поисках не только красивых, но и уродливых лиц. Почему такой интерес к уродству?

Ответ:

Уродства, по его мнению, не следовало избегать. Леонардо рассматривал уродство как оборотную сторону медали красоты. Он был «настолько счастлив, когда замечал какое-нибудь забавное лицо, все равно, бородатое или в ареоле волос, что начинал преследовать человека, столь привлекшего его внимание, и мог заниматься этим весь день, стараясь составить о нем ясное представление, а когда возвращался домой, то рисовал его голову так хорошо, как будто человек этот сидел перед ним». [1]

8. Прокомментируйте рисунок. <Рисунок 1>

Ответ:

А это как раз тот пример, когда уродливые лица людей не только привлекали внимание Леонардо, а и находили отражение в рисунках художника. Цыганский барон по имени Скарамуччья. Леонардо изображал эти лица не карикатурно, безо всякой иронии. Для него они представляли собой оборотную сторону красоты, достойную такого же внимания, как и сама красота.

9. Расскажите примеры из жизни Леонардо, которые подтверждают его неравнодушное отношение к животным.

Ответ:

1) Леонардо держал лошадей, к которым был неравнодушен; 2) часто, проходя мимо рынка, на котором продавали птиц, он возвращал пленницам утраченную свободу, выпуская их всех из корзин, а торговцу платил запрашиваемую цену; 3) в письме одного его флорентийского знакомого высказано предложение, что именно эта любовь привела Леонардо к вегетарианству.

10. При дворе в Милане у Леонардо появляется возможность продолжать свои научные познания. Он изучал затмение солнца. Что заметил Леонардо: как можно наблюдать за солнцем без ущерба для зрения.

Ответ:

Чтобы наблюдать солнце без ущерба для зрения, следует смотреть на него через булавочные проколы в листе бумаги.

11. Прокомментируйте рисунок. <Рисунок 2>

Ответ:

Этот замысловатый музыкальный инструмент – лютня. Сделан инструмент из конского черепа с прикрепленными к нему бараньими рогами. Леонардо оправил его серебром и привез в Милан в качестве подарка Людовико Сфорца от Медичи. Нос инструменту декорировал так, чтобы он напоминал голову птицы. В центре видна глазная впадина. Струны натягивались по верхней челюсти.

12. «Конь» - грандиозный скульптурный проект Леонардо, сделанный им для Людовико Сфорца, потребовал от него почти 16 лет работы с перерывами. Почему конная статуя так никогда и не была отлита?

Ответ:

Людовико Сфорца начал собирать бронзу, которая требовалась на отливку скульптуры коня, но в 1494 году ему пришлось отослать эту бронзу своему сводному брату Эрколю д` Эсте, чтобы тот отлил из нее пушки. Несколько лет модель коня стояла в Милане, считаясь одним из сокровищ итальянского мира. Но в 1499 году, когда французы захватили город, отряд гасконских стрелков, воодушевленных своей победой и ломбардским вином, использовал ее в качестве мишени. Стрелы гасконцев проделали в статуе множество дыр, сквозь которые начала проникать вода: несколько дождливых и морозных сезонов – и великая лошадь развалилась на части.

13. Приведите примеры удачных изобретений Леонардо в области механики.

Ответ:

Без сомнения, чрезвычайно удачен пирамидальный парашют, и вполне может быть, что именно Леонардо первым его изобрел. Величайший интерес для современных инженеров-аэронавтов представляет модель спирального пропеллера. Очевидно, Леонардо считал эту свою разработку второстепенной, а саму идею заимствовал из конструкции игрушек, изобретенных другими. Тем не менее, многие ученые считают, что Леонардо изобрел геликоптер (вертолет) и дал первый вариант современного пропеллера.

14. Почему научные замыслы Леонардо да Винчи были обречены на неуспех?

Ответ:

Все его записи и рисунки оставались в секрете: он никому их не показывал, не позволял в них заглядывать, изучать их или применять на практике. Ведь достижения научного ума оцениваются практическими результатами, а склонный к отшельничеству Леонардо вступал только в те отношения с миром, которые считал необходимыми, и чаще всего предпочитал оставаться в одиночестве.

15. Почему, по мнению Леонардо, для рисования людей необходимо знать внутреннее устройство человека?

Ответ:

«Художник, который знаком с тем, что такое сухожилия, мускулы и мышцы, - писал Леонардо, - будет точно знать, какие мышцы человеческого тела, какой мускул, напрягшись, вызвал сокращение мышцы». Он часто рисовал худых пожилых людей. [1]

16. Прокомментируйте рисунок. <Рисунок 3>

Ответ:

Один из самых знаменитых анатомических рисунков Леонардо. Ошибочный в некоторых деталях, а в других (особенно в изображении плода и пуповины) рисунок совершенно точен и выполнен настолько профессионально, что и в наши дни используется в качестве иллюстрации в медицинских учебниках.

17. Как на картине «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи выделил Иуду»?

Ответ:

Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных. Однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо более сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества. В одной руке Иуда держит кошель с деньгами, в другой – соль – символ ссоры и раздора.

18. История названия «Моны Лизы» («Джоконды»).

Ответ:

Мона Лиза (сокращение от мадонны Лизы), была третьей женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо – откуда и пошло второе название картины «Джоконда».

Список литературы:

1. Уоллэйс Роберт. Мир Леонардо. 1452-1519 / Пер. с англ. М. Карасевой. – М.: ТЕРРА, 1997