Организация и содержание элективных курсов по выбору как составная часть предпрофильной подготовки учащихся

Разделы: Администрирование школы


1. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов.

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация этого направления возможна при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей старшей школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Эту работу необходимо начинать ещё в основной школе. Для этого разрабатывают систему предпрофильной подготовки как основу функционирования профильных классов.

Предпрофильная подготовка учащихся – одно из направлений модернизации структуры и содержания общего образования. В ходе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов стало возможным:

  1. рассмотрение перспектив развития педагогической технологии, а именно реализация личностно-ориентированного подхода к обучению, с целью актуализации процесса самоопределения, расширения границ восприятия самого себя и других людей, побуждения потребности к самосовершенствованию;
  2. уточнение образовательного запроса для принятия адекватного профориентационного решения;
  3. создание портфолио учащихся с целью сбора индивидуальных достижений учащихся.

Значение (концепция предпрофильной подготовки): реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершенствования ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилированного направления собственной деятельности.

Цель: вызвать интерес к предмету, возможность самореализоваться, практика; пробудить у детей познавательную активность, выработать умение выбирать (должна быть ситуация выбора, необходима избыточность и многообразие курсов), самоопределение относительно профиля обучения в старшей школе.

Принципы: проблемность, наглядность, исследовательская деятельность, интересные формы работы.

Виды элективных курсов: предметно-ориентированные и межпредметные.

Особенность: обязательный выбор (пройти, сдать зачет, не менее 2 курсов в год).

Организация элективных курсов за счет часов обязательных занятий по выбору (школьного компонента). С этой целью в базисном учебном плане выделяется 2 ч в неделю (68 ч в год) при 5-дневной учебной неделе или 3 ч в неделю (170 ч в год) при 6-дневной учебной неделе на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. В течение учебного года ученик может прослушать до восьми разных курсов продолжительностью один месяц, четыре курса продолжительностью одна четверть или два курса по полгода.

Возможные варианты проведения курсов по выбору (таблица 1)

Количество часов в год

Продолжительность курса

Месяц

8-9 ч

Четверть

16-17 ч

Полугодие

34 ч

Максимально возможное количество курсов за учебный год

5-дн 68 ч

8

4

2

6-дн 170 ч

20

10

5

2. Составление программы элективных курсов, её структура.

При составлении программы элективного курса необходимо учитывать следующие структурные части:

  1. тема (должна отражать побудительный характер для изучения, должна нравиться учащимся);
  2. пояснительная записка (назначение, его вид, актуальность, цель, задачи, формы и методы занятий);
  3. учебно-методический план;
  4. содержание (конкретизация каждой темы);
  5. методические рекомендации;
  6. критерии оценки (познавательные, творческая активность, прилежание, предмет труда);
  7. список литературы;
  8. приложение (конспекты, сценарии).

При разработке программы элективного курса необходимо:

  • проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля; каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам; сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля;
  • определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса;
  • определить формы учебной деятельности, возможные в работе с данным содержанием;
  • определить, какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, диагностические материалы);
  • помочь ученику сориентироваться в выборе профиля;
  • показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха;
  • определить, какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении; какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу; какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса; какова форма отчётности.

3. Методические рекомендации по организации элективных курсов.

  1. У ученика должна быть возможность выбора (многообразие курсов). Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями.
  2. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения с учетом возможностей и ответственности.
  3. Наполнение ученического учебного плана курсами по выбору должно изменяться несколько раз в год.
  4. При выборе курса ученик должен иметь возможность ответить сам себе на вопросы «Могу ли я, хочу ли я?», а также подготовиться к поступлению в избранный профиль.
  5. Выбор курса учеником совершается самостоятельно. Это означает, что, отбирая содержание, надо ответить на вопрос, какой и почему личный интерес возникает у ученика на занятиях по этому предмету?
  6. Содержание курсов должно знакомить со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля, включая материал, выходящий за рамки школьной программы.
  7. Учитель должен применять на занятиях такие образовательные технологии, чтобы ученик мог приобретать умения (компетентности), которые позволяют ему быть успешными на следующей степени образования, а также мог научиться демонстрировать свои успехи.
  8. Учитель должен активизировать действия на уроке, организуя работу в форме дискуссии, диспута, индивидуальных и групповых исследовательских работ и т.д.

Задачи заместителя директора по учебно-воспитательной работе, организующего предпрофильную подготовку.

В функцию заместителя директора школы, которому поручена организация предпрофильной подготовки, входит:

1. Разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе:

  • анализа педагогического потенциала школы - её кадровых, методических и материально-технических ресурсов;
  • изучения образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседований;
  • взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учащихся на их базе.

2. Формирование плана и расписания курсов по выбору и других мероприятий предпрофильной подготовки. Фиксировать в школьном расписании день (дни) проведения курсов по выбору так, чтобы ученик мог выбирать тот или иной курс.

3. Разработать для учеников, проходящих предпрофильную подготовку, зачетный документ, фиксирующий перечень курсов по выбору, освоенных учащимися, результаты, полученные ими на курсах. Эта информация будет учитываться при составлении личного портфолио ученика.

4. Сопровождение предпрофильной подготовки:

  • мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;
  • анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовность к выбору профиля;
  • контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
  • организация консультирования учащихся для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.

5. Анализ результатов итоговой аттестации девятиклассников.

6. Организация работы по комплектованию 10-х классов.

Заместитель директора по УВР

внутришкольное взаимодействие

9-е классы;

родители учащихся;

классные руководители;

учителя;

педагог-психолог.

сетевое взаимодействие

координатор муниципальной сети;

другие школы, учреждения

дополнительного образования,

муниципальные учебные комбинаты,

средне-специальные и высшие учебные заведения.

Организация предпрофильной подготовки (из опыта работы).

Педагогический коллектив нашей школы работает по этому направлению в течение нескольких лет. И это должна быть хорошо продуманная, логически выстроенная система предпрофильной подготовки. Она должна строиться на каких-то общих принципах, но в тоже время носить индивидуальный характер. Предпрофильную подготовку учащихся 9-х классов было решено организовать через модульные курсы по выбору в рамках вариативного компонента базисного учебного плана с целью создания более широкой системы выбора.

Учащимся 9-х классов предлагается самостоятельно или при помощи родителей составить индивидуальный план по некоторым предметам (набор предметов определяется в зависимости от возможного дальнейшего продвижения ученика и выбора профильного класса). Руководством для выбора являются: интерес ученика, его желание из «я хочу» получить результат «я могу».

Учащиеся в один из дней недели обучаются во вновь сформированных группах. Учащийся в этот день становится членом различных групп (в зависимости от выбора того или иного предмета). Курсы разрабатываются педагогами школы на полугодие и носят вполне завершенный характер. Набор курсов дает возможность создания внутришкольных профильных классов.

Предпрофильная подготовка – это особая школа, совокупность специализированных курсов по интересам, совпадающих со спецификой будущих профильных классов. Учащиеся, начиная с 9-го класса, учатся выбирать спецкурсы, образуя небольшие творческие группы по 8-10 человек. Изучив мнение всех участников эксперимента (учащихся, педагогов, родителей), мы пришли к одному из важных выводов: спецкурсы должны носить не предметный, а межпредметный характер.

Инновационная деятельность в организации учебного процесса была направлена на:

  1. индивидуальную работу с учителем;
  2. организацию и проведение серии теоретических, теоретико-практических семинаров по изучению и внедрению инновационных технологий: «педагогические мастерские», «метод проектов» и т.д.;
  3. создание творческих групп учителей с целью организации совместной экспериментальной деятельности;
  4. изучение основ исследовательской деятельности.

То есть была сделана попытка, построить содержательные линии каждого будущего профильного направления.

Предпрофильная подготовка стала возможна при соблюдении двух основных условий образования и воспитания в школе:

  1. обеспечение свободы выбора в ситуации ответственности за свой выбор для каждого ученика школы;
  2. формирования теоретического мышления и способности к диалогу как основ процессов сознательного выбора и принятия решений.

Набор элективных курсов для 9-х классов, реализуемых в школе.

Таблица 2.

Функции элективных курсов

Названия программ элективных курсов

Поддержка профиля обучения в школе Естественнонаучный профиль:

1 Эволюционные процессы в царстве растений и животных.
2 Химия и медицина.
3 Качественный анализ неорганических веществ.
4 Решение задач по физике.

Информационно-технологический профиль:

5 Маркетинг.
6 Техническое черчение и графика.

Удовлетворение познавательных интересов 1 Модуль в школьном курсе алгебры.
2 Линейные уравнения с параметрами и уравнения, сводящие к ним.
3 Искусство слова.
4 Основы пространственного анализа в географии.
5 Куклы в доме.
6 Мир вещей.
7 Воскресенский район: природа, население, хозяйство.

Таким образом в настоящее время в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития человека в рамках школьного образования становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании.