Организация деятельности школьной библиотеки в аспекте новых педагогических идей

Разделы: Организация школьной библиотеки


Тот, кто не смотрит вперёд,
оказывается позади.
Д. Герберт

Наше время по праву именуется «веком информатизации», когда все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг - пронизаны информационно-коммуникационными технологиями.

Лицей №23 является инновационным образовательным учреждением. Свою миссию педагоги лицея видят в том, чтобы способствовать развитию каждого учащегося. Развивать у учеников способность к самостоятельному поиску и открытию истины, способности, позволяющие приобрести практические навыки, решать принципиально новые жизненные задачи.

Несмотря на то, что в течение многих лет в лицее идет развитие информационно-коммуникационной базы, анализ учебной среды лицея показал, что те возможности, которыми мы обладаем, не позволяют представлять учащимся качественные образовательные услуги. Таким образом, возникла необходимость в принятии программы развития лицея на 2005-2010 г.г. «Создание информационной образовательной среды в МОУ лицей № 23».

Общая цель этой программы:

  • повышение уровня доступности, качества и эффективности образования в лицее.

Конкретные цели программы:

  • организация информационного пространства лицея, способствующего формированию необходимых навыков работы с информацией;
  • создание банка высококачественных электронных учебных материалов, необходимых для подготовки учащихся к участию в современной экономической и общественной жизни;

Эти цели будут достигнуты за счет:

создания в лицее современного информационно-коммуникационного пространства, располагающего учителей к овладению навыками информационных технологий, а учащихся к познанию мира, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности.

Исходя из принятой программы, библиотека лицея приобретает функции медиатеки и является одной из основных составляющих информационного пространства лицея, отвечающей за информационное пространство учебно-воспитательного процесса. Преобразования библиотеки начались с 2002 года. Первый этап преобразования - это обучение сотрудников библиотеки практическому использованию ИКТ. В областном «Центре информатизации» специалисты библиотеки прошли курсы пользователей ПК. Этот этап совпал с приобретением библиотекой 1 компьютера.

В 2005 году в библиотеке была произведена полная реорганизация. Была увеличена площадь помещения, выделены зоны обслуживания читателей 1-4; 5-7; 8-11 классов, зоны читального зала, книгохранилища, книгохранилища учебного фонда, компьютерной зоны и мультимедийного зала. Обновлена полностью мебель библиотеки. В этом же году проведено оснащение современными мультимедийными технологиями.

Таким образом, была создана комфортная библиотечная среда.

Оснащение библиотеки включает в себя: ноутбук, 6 компьютеров, 4 из них - рабочие места пользователей, цветной сканер, 3 принтера, 2 ксерокса, телевизор, а\магнитофон, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Виды информационных средств, которыми располагает медиатека: магнитные (видео и а\кассеты -120 экземпляров, цифровые (компакт-диски, дискеты) – 250 экземпляров, бумажные (справочники, энциклопедии, периодические издания- 54 наименования, художественная, научно-популярная литература – 25937 экземпляров)

Библиотека, являясь участником Мегапроекта «Пушкинская библиотека» с первого года его существования, обновила и пополнила фонд более чем на 3 тысячи экземпляров.

Задачи, которые ставит перед собой медиатека:

  • обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам;
  • сбор, накопление, компьютерная каталогизация и обработка информационных средств;
  • организация самообразовательной деятельности учащихся с учебной, справочной литературой, техническими и информационными средствами;
  • обучение пользователей методике нахождения и получения информации на разных носителях;
  • обеспечение учебного процесса методическими материалами посредством баз данных, электронных энциклопедий и т. д.

За небольшой период функционирования медиатеки, нами достигнуты определенные успехи: внедрение Автоматизированной информационно-библиотечной системы « МАРК SQL»- версия для школьных библиотек позволило начать автоматизацию библиотечных процессов:

  • создана первоначальная база данных основного фонда (более 2 тысяч);
  • электронный каталог на учебный фонд;
  • электронный каталог на аудио\видео материалы, мультимедийные средства;
  • мультимедийные презентации уроков педагогов.

За период с октября 2006 года в мультимедийном зале проведено 36 уроков учителями лицея, 23 урока - библиотекарем.

В стадии завершения находится работа по созданию локальной сети, объединяющей все информационное пространство лицея.

Среди первоочередных задач медиатеки - создание электронного каталога на основной фонд и включение в него материалов из периодических изданий.

Важным этапом в деятельности библиотеки считаем создание собственного сайта.

Обеспечиваем учащимся и учителям условия для свободного выбора методов и средств развития личности. Становится актуальным не освоение какого-либо объема знаний, а добывание знаний, умение найти нужную информацию, используя и новые информационные и коммуникативные технологии.

Что в данный момент могут получить участники образовательного процесса от медиатеки? Отвечая на этот вопрос, считаем, что это:

  • бесплатный доступ к сети Интернет;
  • информация из первоисточников, периодики, на электронных носителях. (В библиотеке имеется большое количество различных электронных энциклопедий как универсальных, так и тематических. Таких как: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «ДЭ», «Киномания», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Путешествие по Библии», «Энциклопедия классической музыки», «Эрмитаж», «АС. Пушкин в зеркале двух столетий» и др.);
  • прослушивание участниками образовательного процесса аудиозаписей, просматривание видеоматериалов;
  • получение индивидуальных консультаций от специалистов медиатеки в поиске информации;
  • подача заявки на подбор требуемой информации, как из книжных источников, так и материалов из сети Интернет, оставив свой запрос в журнале;
  • пользование учителями видеоматериалами или компакт-дисками в домашних условиях;
  • оказание услуг по ксерокопированию, распечатке материалов с дисков или Интернета.
  • помощь преподавателям, не владеющим навыками информационных технологий в поиске информации, музыкальных и мультимедийных материалов из Интернета для организации и проведения уроков и внеурочной деятельности;
  • использование базы данных «Образовательные Интернет-ресурсы».

Одним из важных направлений в деятельности библиотеки в условиях быстрого увеличения информации является переход к овладению навыками самообразования, необходимыми для эффективного продолжения своего образования на протяжении всей жизни.

С этой целью проводятся консультативные услуги педагогам лицея у каталогов и картотек, библиографические игры и конкурсы для учащихся.

В фонде библиотеки имеется большой справочный раздел, каталоги, достаточное количество периодических изданий, что способствует организации таких занятий, как работа с каталогами, картотекой статей, знакомство со справочной литературой.

Следующее направление в деятельности библиотеки является воспитание информационной культуры, культуры чтения. Реализуется это направление через систему библиотечно-библиографических уроков.

Взяв за основу типовую программу, была разработана система библиотечных уроков для учащихся 1-8 классов. Разработано поурочное планирование элективного курса для 9 классов «Основы информационной культуры», продолжительностью в 34 часа.

.Сегодня мы учимся создавать и использовать все многообразие информационных ресурсов, в том числе и электронные продукты собственного производства.

Создав свой первый урок для учащихся 1 класса « Чего книга боится?» о правилах пользования книгой, поняли, что такие уроки необходимы нашим детям. Совершенствуя методы своей работы, создали еще 4 урока: « Как построена книга?» 2 класс (Приложение1), «Знакомство с каталогами» 6 класс (Приложение 2) и др. Успех этих уроков велик, дети их любят. Усвоение информации проходит быстрее и лучше. Уроки создаются в презентационной программе Power Point. (Приложение 1 - « Как построена книга».) (Приложение 2 - «Знакомство с каталогами»)

Все занятия проводятся в нашем мультимедийном зале, рассчитанном на 15 посадочных мест. В условиях лицея, где практикуется деление классов на группы при изучении многих предметов, есть возможность проводить занятия с небольшим количеством учащихся, что очень результативно.

Работая группами, удобнее проводить практические занятия, это позволяет добиваться продуктивного усвоения материала.

В элективном курсе для 9 классов есть урок «Технология подготовки доклада, реферата». Теперь этот урок составлен в электронном варианте и им могут воспользоваться все желающие.

При проведении уроков этого цикла часто используем видеоматериалы. Например, при организации занятия по теме «Развитие книгоиздания. Первые книги. История возникновения и развития библиотек», использую фрагменты видеофильма « Из истории русской письменности».

Информационно-коммуникационные технологии открывают новые возможности для реализации активных форм работы с читателями, включая вечера, читательские конференции, литературно-музыкальные композиции и др. На базе нашей библиотеки действует литературная гостиная для старшеклассников. Первая встреча в этом году была организована в декаду русского языка и литературы, посвященная А. С. Пушкину. Поэтому и тематика гостиной была выбрана не случайно. «Души моей царицы» - это разговор о женщинах, которые воодушевляли великого поэта на творчество. Мероприятие было построено в виде литературно - музыкальной композиции, с использованием театрализованной игры старшеклассников. По сценарию этой композиции была составлена интересная мультимедийная презентация. Под прекрасную музыку из уст учащихся, учителя литературы, библиотекаря звучали проникновенные строки о поэте, о женщинах, сыгравших большую роль в его жизни. На слайдах появлялись их изображения, звучали голоса великих людей. Все это вызывает возвышенные чувства у участников и создает необычайно трогательную атмосферу. Кроме того, составленные таким образом мероприятия, можно неоднократно повторять.

Следующая встреча в гостиной была организована к 100 - летию Д. С. Лихачева «Классик русской культуры».

Сейчас готовится занятие в гостиной, посвященное творчеству местных писателей. Данной теме уделяем особое значение, т. к. литература местных авторов у нас является обязательным региональным компонентом образования. Создаем совместный электронный продукт со старшеклассниками по этой тематике.

Таким образом, выстроилась определенная система организации мероприятий с использованием мультимедиа. В багаже библиотеки имеются созданные самостоятельно следующие продукты:

  • визитная карточка библиотеки;
  • конкурс по сказкам А. С. Пушкина « Там, на неведомых дорожках» 3-5 классы;
  • выставка кошек и конкурс « Везет же кошкам в год Собаки» 6,9 классы;
  • «Поклонись России», речь идет о Государственных символах страны, о только что принятых символах Калининградской области.
  • «Модель информационного поиска».

В стадии завершения находятся электронные материалы «Информационные ресурсы библиотеки».

Освоение новых возможностей компьютера - текстового редактора Word, Power Point, Publisher позволяет использовать все преимущества компьютерного дизайна и при оформлении книжных выставок. Богатство содержания, необычный дизайн, нетрадиционный подход в оформлении выставки делает ее зрелищной, привлекает внимание читателей и позволяет представленным материалам быть востребованными.

Информационные технологии дают библиотекарю большое поле деятельности, не позволяют быть инертным, заставляют находить новые способы и формы влияния на развитие информационной культуры ребенка-читателя.

В процессе собственных нововведений активно сотрудничаем с различными организациями и учреждениями, которые используют продукты, созданные специалистами медиатеки лицея в своей работе.

По результатам городского конкурса на лучший проект «Школьный медиацентр» была опубликована разработка «Внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в работе библиотеки». Стали победителем в номинации «Использование школьного медиацентра в работе начальной школы».

Участие в городской научно-практической конференции «Использование информационных технологий в муниципальной образовательной системе» и проведение мастер-класса « Современный библиотечный урок».

В данный момент отправлена работа « Поклонись России» на региональный конкурс электронных материалов «Инновации и традиции» в разделе «тематические мероприятия».

Информация о работе медиатеки была опубликована в газете «Страна Калининград».

Таким образом, с приходом компьютера в библиотеку, открылись совершенно новые возможности. А именно компьютер помогает провести любое мероприятие, урок на высоком уровне – интересно, увлекательно, зрелищно и современно.

Литература.

  1. Практика организации инновационной среды лицея: Сборник методических материалов и статей педагогов МОУ лицея № 23/. Под ред. Е. Н. Селезневой. Калининград,2006.- 125 с.
  2. Мяоэтс О. Н. Уроки информационной грамотности: Методические рекомендации./ О. Н. Мяотс.- М.: Чистые пруды, 2005.-32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября»; серия « Библиотека в школе». Вып.2)
  3. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях./Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипоро, Г. А. Стародубова.- М.: Школьная библиотека, 2002.-288 с. - (Приложение к журналу « Школьная библиотека» Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).