Литературно-музыкальная композиция "Они клялись Арбатом…"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


  • Цель:
  • воспитание гражданственности и патриотизма.

Задачи:

  • формирование уважительного отношения к своему отечеству и прошлому Родины;
  • развитие творческого потенциала молодых педагогов школы.

Оборудование:

  • муляжи заклеенных окон
  • плед, кресло
  • гимнастерки
  • медицинские сумки
  • цветы
  • аудиокассеты или СD
  • аккордеон
  • микрофоны

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Юноша
  • Девушка
  • Медицинские сестры (2)

 Сцена стилизованна под квартиру предвоенных лет. На сцене девушка, сидящая в кресле с книгой. Ведущий стоит у правого края сцены.

Ведущий:

Была пора, что входит в кровь, и помнится, и снится
Звенел за Сретенкой трамвай, светало на Мясницкой.
Ещё пожар не отгудел. Да я отвоевал,
В те дни, когда еще Арбат существовал.
Живые бросились к живым, и было правдой это,
Любили женщину одну - она звалась Победа!
Казалось всем, что всяк уже своё отвоевал
В те дни, когда в Москве ещё Арбат существовал…
(Булат Окуджава)

Голос диктора (за кадром):

“Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР ввиду чрезвычайного положения, в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, признали необходимым создать Государственный Комитет Обороны...”

Девушка откладывает книгу

Девушка: Какой ужас! Неужели фашисты могут войти в Москву? Неужели такое возможно?

Ведущий: В тот момент даже генералы не могли знать всё. Но одно они знали точно - будет сделано всё возможное, чтобы этого не случилось.

Девушка: Мы должны сделать всё возможное... Только что же мы можем?

Ведущий: И не знала ещё тогда эта юная девочка, на что она способна. Мир поражался её мужеству, равно как и мужеству женщин, стариков, детей...

Первая воздушная тревога...Все части ПВО столицы приведены в боевую готовность.

На подступах к Москве вражеские бомбардировщики встречены нашими истребителями. За всё время налётов на Москву, с июля по декабрь 1941 года, ПВО столицы отразили атаки 7146 вражеских самолётов.

Девушка заклеивает полосками бумаги. На сцене появляется юноша с повесткой в руках.

Юноша: Видишь ли, Вероника, я думал...

Девушка (перебивая): Что это?

Юноша: Я думал, думал, что ещё немного побуду здесь, а теперь.. .Пришла повестка в армию.

Девушка: Тебе?

Юноша: Да, добровольцем.

Девушка: Ты уезжаешь. Сам? А я? А как же я?

Юноша: Пойми, война пришла. Я хотел тебе сказать... Завтра твой День рождения... И вот - надо идти. Как же я мог иначе? Я должен быть там.

Девушка: Иди, воюй, проявляй героизм. Может быть, получишь орден.

Иди!

Юноша: Ты всё поймешь. Ты умная...

Звучит “Прощание славянки”, юноша на фоне музыки читает стихотворение:

Всего лишь на одно мгновение
Раскрылись две створки ворот,
И вышло моё поколенье
В свой самый последний поход.
Да, вышло моё поколенье,
Усталые сдвоив ряды.
Непросто, наверно, движенье,
В преддверии новой беды.
Гудят небеса грозовые,
Сливаются слёзы и смех.
Все - маршалы, все - рядовые,
И общая участь на всех.

Девушка: Конечно, я всё понимаю. Иди, дома, наверно, волнуются. А я.. .Я хочу побыть одна. Иди...

Юноша разворачивается, собираясь уходить.

Девушка: Нет, постой...

Юноша: Ну, что ты. Не надо!

Девушка: Нет, не буду. Что ты так смотришь на меня?

Юноша: Запоминаю тебя, такую, какая ты есть.

Юноша уходит.

Девушка:

Всю ночь не размыкали руки,
Всю ночь не спали мы с тобой:
Я после долгой, злой разлуки
Опять пришла к тебе домой.
Теперь душа светла, мудра,
И зрелое людское счастье,
Как солнце встретит нас с утра.
Теперь на век - ты веришь, веришь? -
Любовь одна и жизнь одна...
.. .И вдруг стучит соседка в двери,
Вошла и говорит: “Война!”
Война уже с рассвета длится.
Войне уже девятый час.
Уж враг за новою границей.
Уж сотни первых вдов у нас.
Войне идёт девятый час.
И в вечность канул день вчерашний.
Ты говоришь: “Ну как? Не страшно?”
“Нет.. .Ты идёшь в военкомат?”
Ещё ты муж, но больше - брат...
Ступай, родной.. .И ты - солдат,
Ты соотечественник мне,
И в этом - всё. Мы на войне.
(В.Розов)

Девушка уходит.

Ведущий: И никогда не смогла бы страна выстоять в той жестокой схватке, если бы не её люди,.. .и все они были абсолютно разные: весёлые и серьёзные, пожилые и юные. Но разве ж это главное...

Шли женщины - и на плечах лопаты,
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на людей с плаката
Седая, с непокрытой головой.
Она звала народ глазами строгими,
Сжав твёрдо губы, чтоб не закричать,
И им казалось, что похожа Родина
На тётю Дашу из квартиры “5”.
На тётю Дашу, рядом с ними жившую,
Двух сыновей сражаться проводившую,
Да, на неё вдову красноармейскую,
Усталую, упрямую и резкую.
Хотелось всем участвовать в десантах,
Кричать в эфир: “тюльпан”, Я - “Резеда”!
И многим шёл тогда едва второй десяток,
И их на фронт не брали поезда.
Смотрели с серьёзностью недетской
В её лицо с морщинками у губ.
На двойки отвечали многие немецкий,
Чтоб выразить презрение к врагу.
Страна звала их глазами строгими,
Сжав губы, чтоб не закричать.
И им казалось, Родина похожа
На тетю Дашу из квартиры “5”.
(Евгений Храмов)

Звучит музыка “Эх, дороги”, появляются по очереди девушки, они в военной форме с медицинскими сумками.

Девушка 1:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в самоходный взвод.
Грозные раскаты слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41 год.
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
Из прекрасной дамы в “мать и перемать”,
Потому что имя, ближе чем Россия,
Не смогла сыскать.
(Юлия Друнина)

Девушка 2:

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
(Юлия Друнина)

Девушка 3:

Я только раз видала рукопашный.
Раз на яву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Юлия Друнина)

Нам, медсестрам медсанбата, шедшим часто в одних рядах с бойцами, как-то не везло. Когда уходили из госпиталя бойцы, чудом спасённые, то они, как правило, запоминали на всю жизнь имя врача, оперировавшего их, возвратившего их на этот свет. А мы? Медсестры?

Девушка 2: Оли, Ирины, Наташи, Нины.. .Все на одно лицо. А вот

похвалу из рук своего подопечного я помню: “У тебя ласковые руки, девочка!” А эти руки скатали тысячи метров бинтов, перегладили десятки тысяч наволочек, простынь...

Девушка 3: А я вспоминаю подругу-медсестру из самого

грозного лета июля-августа 1941 года. Она горько и безутешно плакала, когда везла раненых из-под Владимира-Волынского на полуторке под бомбёжками и обстрелами. И как увидела на дороге, на обочине, ещё человек 25 русских бойцов, кто с ранением в живот, кто в череп, а кто в руки-ноги. И так ей стало жаль их, кем-то брошенных, что она объясняла своим, тоже тяжело раненым: “Вы меня под деревом подождите, я вот этих быстренько отвезу и сразу вернусь за вами!” Отвезти она отвезла, а назад не вернулась, через час под этим деревом уже были вражеские танки.

Девушка 2: Нам очень страшно на войне.

Девушка 1: Но бывают такие моменты, когда просто устаёшь бояться, и тогда на помощь приходит хорошая песня.

Исполняется песня “В землянке”. После песни девушки (3 и 2) уходят.

Ведущий: В августе берлинское радио лживо сообщало: немецкая авиация подвергает Москву “уничтожающим бомбардировкам”. Кремль и Красная площадь не существуют. А вот выдержка из письма ефрейтора Отто Залфингера:

“ - До Москвы осталось немного. Но всё-таки, мы бесконечно далеки от неё.. .Мы шагаем по немецким трупам и оставляем в сугробах раненых. Завтра мы сами станем трупами, и нас также раздавят”. Нет! Не дождь и снег остановили фашистские войска под Москвой. Более чем миллионная группировка гитлеровских войск разбилась о железную стойкость советских войск и таких вот девчонок как эта.

Девушка: Прекрасна Москва даже в знойном июле, - когда пьянят сердце призжающих хмельные ароматы лип и тишина вечерних улиц. В особенности хороша была Москва 17 июля 1944 года. Пятьдесят семь тысяч мужчин, по двадцать в шеренге, проходили по улицам Москвы, жители вдоволь нагляделись на тех, кого Гитлер хотел посадить нам на шею в качестве устроителей нового порядка. Брезгливое молчание стояло на улицах, насыщенное шарканьем ста с лишним ног...(уходит)

Звучит музыка “День Победы”

Ведущий (держит в руках красные тюльпаны): Мы не знаем, кто первым пал в предрассветный час июня 41. Не знаем, кто погиб в последний, самый последний миг войны... Но без них не было бы Победы.

Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла победа.
И пусть бегут безжалостно года
Им не затмить тот яркий лучик света.
Победа в сердце каждого живёт,
Она во мне, как праздник самый светлый.
Он никогда - я верю - не умрёт.
Ведь он бессмертной памятью согретый.
Всё меньше вас, участников войны,
Но всё ж они в строю, герои-ветераны.
Всё так же нежно в эти дни весны
Вам внуки дарят красные тюльпаны.
В них боль и кровь седых фронтовиков.
В боях добытая священная победа,
Она в сердцах детей и стариков.
И потому людской судьбой согрета.
Нет, не забыть мне подвиги солдат,
Их ратный труди мужество воспеты.
И пусть я чту немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду, что засияла в 45.
Средь тысяч звёзд её всегда найду,
Победа для меня всегда Победа.

Выходит к краю сцены, опускается на колено, кладёт цветы

(или при наличии ветерана - вручает цветы).