Рассказ А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Занятие элективного курса "Основы текстовосприятия" с использованием технологии развития критического мышления

Разделы: Литература


Цели изучения темы:

  • образовательные: познакомить с рассказом “Скрипка Ротшильда”, определить особенности стиля А.П. Чехова;
  • развивающие: способствовать формированию информационной культуры, критического мышления;
  • воспитательные: формировать коммуникативную культуру.

Оборудование: распечатка рассказа смысловыми блоками

Структура занятия:

I этап. “Вызов”

  • смысловой анализ заголовка, фамилии автора;
  • ассоциации;
  • прогнозирование содержания по заголовку, “древо предсказаний” по сюжету рассказа, его тональности;
  • цепочка ключевых слов;
  • свободное письменное задание.

II этап. “Чтение и осмысление текста”

  • чтение с остановками;
  • проблемные вопросы;
  • подбор синонимов;
  • “дерево мнений”;
  • свободное письменное задание;
  • выбор ключевых слов;
  • прогнозирование концовки.

III этап. “Обобщение и рефлексия”

  • возвращение к ключевым словам;
  • эссе;
  • “шесть шляп мышления”;
  • кластер.

I этап. “Вызов” (до чтения)

Учитель:

- Какой информацией мы располагаем?

- Какие ассоциации возникают?

- Скрипка?

- Утонченность, изысканность, чуткость, духовность, хрупкость,
беззащитность…

- Может передать тончайшие движения души…

- Ротшильд?

- Фамилия очень богатого человека, как Рокфеллер.

- Богатство! Роскошь! Власть!

- Это не мастер, такой как Страдивари, Амати… или?

- Соединение этих слов парадоксально:

- Хрупкость и власть,

- Искусство и деньги,

- Что-то возвышенное и расчетливое, приземленное.

- Главное слово в этом словосочетании Скрипка ………, а такое всесильное имя в роли зависимого слова: Ротшильда

- Это несогласованное определение, так как что-то с трудом соединимое…

- Возможно, эти оба слова – символы чего-то более тонкого.

- Автор Антон Павлович Чехов. Что нам дает это знание?

- Что он не навязывает свою точку зрения читателям

- Объективно рисует кусочек реальной жизни

- Часто ироничен

- Иногда смешно, но чаще грустно.

Прогнозируем

  1. О чем пойдет речь в рассказе? (3 минуты) Запишите свой вариант сюжета.
  2. “Дерево предсказаний” (несколько сюжетов с обоснованием читаем вслух)

1-ый сюжет: Очень богатый человек мечтал заняться искусством, но музыка отвлекла его от дел, он разорился. Все от него отвернулись. Он все продал, но дорогую скрипку не смог продать, очень дорожил ею. Умер в нищете.

2-ой сюжет: У меня, наоборот, бедный человек был очень талантлив, скрипка в его руках творила волшебство. Пришло богатство, слава. Душа очерствела. Скрипка перестала волновать людей.

3-ий сюжет: Скрипка – мечта бедного музыканта. Тяжело жил, все копил на скрипку. Занимался не своим делом, несчастен. Потерял всех близких, купил скрипку в старости. Умер счастливый.

(смотри приложение).

3. А каким будет этот рассказ по тональности?

- Это не юмористический рассказ, так как Чехову здесь уже 34 года

- А может, наоборот, высмеивающий человеческие слабости

- Что-то должно быть грустное, лирическое

- Мне тоже кажется, что будет грустно, но грусть эта легкая,
вернее, светлая будет, то есть с надеждой

4. Прием “цепочка ключевых слов”

- Чтобы вам спрогнозировать сюжет, я предлагаю цепочку ключевых слов:

умирали редко, железный аршин, скрипка, проклятые жиды, талант, потери и убытки, радостное лицо жены, стало жутко, снял мерку, сильная тоска, река, солнце, верба, пятьдесят лет, без пользы, останется сиротой, слезы, пела скрипка, брат, слушатели плачут.

- Попробуйте теперь на основе ключевых слов написать сюжет. Время – 5 минут.

II этап. “Осмысление текста”

Прием “чтение с остановками”.

1. Прочитайте первое предложение. Это всегда сильная позиция текста. Какая она? Почему алогизм? Абсурдная фраза? “Маленький – хуже деревни”, “досадно – мало умирают”. Кощунственно звучит, не гуманно. Чьи это слова? Автор? Герой? Почему нет кавычек? Почему несобственно прямая речь?

2. Читаем до первой остановки.

- Почему автор дал своему герою “безликую” фамилию? Яков Матвеевич Иванов?

- Обычный человек, таких много

- Потому что это не важно

- Как автор объясняет уличное прозвище? Почему Бронза?

- “Почему то”, то есть логики в этом нет, абсурдность жизни

- Что особенного было в гробовщике? Почему гробы делал на свой рост?

- Выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке

- Почему такое уточнение?

- Получается, что самые сильные и крепкие сидят в тюрьме

- Да, и это тоже ненормальность, абсурдность жизни.

- С какой целью автор наделяет нищего, бесправного еврея-музыканта блестящей фамилией Ротшильд?

- Возможно, иронично это звучит

- А может, все та же абсурдность, неправильность самой жизни
это подчеркивает?

- Какая фраза наиболее важна в этом смысловом куске?

- Хороший мастер, человек крупный, сильный
“выше и крепче людей не было нигде”

- В каком контексте дано первое упоминание о скрипке?

- “Небольшой доход приносил ему также игра на скрипке”

- Почему первое упоминание о скрипке связано со словом доход?

- Он же бедный был, поэтому дорожил лишней копейкой

- Скрипка, о которой мы говорили перед чтением,
как-то совсем не сочетается со словом доход

- Здесь есть инверсия: “доход приносила скрипка”.
То есть доход вынесено, как главное слово.
Оно для него важнее, чем скрипка?

- Но здесь говорится, что “очень хорошо играл на скрипке”.
И опять абсурдность жизни: гробовщик играет на свадьбах.

- Да, необычность в этом есть. Но автор не только информирует нас, говоря “так как очень хорошо играл на скрипке”, но рисует игру Якова. Что парадоксально в этом описании?

- Ничего возвышенного в его музыке не было

- Откуда нам знать, раз люди приглашали, значит, играл хорошо

- Попробуйте быть убедительными!

- Смотрите, автор, говоря о его игре, какие слова употребляет:

“потело, багровело лицо”, “скрипка взвизгивала”, “пахло чесноком”,
“хрипел контрабас”, “плакала флейта”

- Хорошо, а почему, как вы думаете, автор использовал здесь сниженную лексику? Почему в этой игре нет гармонии ни для глаз, ни для слуха, ни для обоняния?

- Может опять подчеркивает абсурдность, неправильность жизни?

- А еще это игра для дохода, это он подкалымливает

- Да и по профессии он гробовщик

- А еще он недобрый человек, он ненавидит Ротшильда, презирает жидов

- Автор говорит, ненавидел “без всякой видимой причины” Ротшильда? А, возможно, была причина?

- Может, он ему завидовал? Ротшильд “самое веселое
умудрялся играть жалобно”

- А это хорошо или плохо?

- Наверное, это хорошо, то есть он играл с душой

- Да, это так, потому что флейта, на которой играл Ротшильд,
“плакала”, тогда как “скрипка взвизгивала”, а “контрабас хрипел”

- Да, тем важнее, что именно Ротшильд произнесет слово “талант” применительно к Якову Бронзе. Прав ли он?

- Прочитайте второй смысловой отрывок.

- Какое слово чаще других повторяется здесь?

- Убыток, 5 раз в небольшом абзаце

- Почему?

- Наверное, это очень важно. Самое главное в этом человеке объясняет

- А какое слово автор использует как контекстуальный синоним этому слову?

- Чепуха

- То есть мысли об убытках сам Яков этим словом называет

- “Трогал струны – становилось легче”, то есть музыка
не только для дохода, но что-то очень для него важное

- Какое отношение к главному герою у вас сложилось?

- А у автора какое отношение к герою?

- Трудно сказать, то он иронично пишет: “в комнате помещались он,

Марфа, печь, кровать, гробы, верстак и все хозяйство”, а иногда
вроде трагичность жизни осознает

- Чехов свое отношение намеренно скрывает: то богатырь,
то самодур, то талант, то злодей

- Не совсем понятно, сочувствует он ему или порицает

- Да, это особенность стиля Чехова, он не навязывает читателю свои оценки. Он старается быть объективным. Итак, сочувствие или презрение? Читаем дальше.

Третья остановка.

- Два потрясения испытал Яков Бронза. Какое из них сильнее?

- Годовой итог убытков привел его в неистовство. Он даже счеты
бросил, вернее, “хватил счетами об пол и затопал ногами”

- Я тоже так думаю, так как автор зримо показывает накал эмоций,
не только действие его описывает, но и портретные детали

заставляет нас увидеть: “Лицо у него было багрово и мокро от пота”.
Это от очень сильного волнения

- А другое потрясение чем вызвано?

- Его потрясло радостное лицо умирающей жены

- Как бы вы объяснили слова “ему стало жутко”. Синонимы к слову жутко?

  • Тягостно
  • Страшно
  • Тоскливо

- Почему автор это слово употребил?

- Это потрясение для него страшнее, чем мысль об убытках

- Он впервые задумался о своей жизни. Впервые видит жену счастливой, потому что близок конец ее постылой жизни. Ни разу он ее не пожалел, а только кричал

- Да, одним словом автор передал ужас этого открытия. Это прозрение достаточно глубоко. Способно оно изменить жизнь Якова? (выслушать мнения)

- Читаем дальше.

Четвертая остановка.

- Итак, изменило ли Якова страшное прозрение, что он напрасно, неправильно прожил жизнь?

- Нет, он, конечно, пытается что-то сделать для жены, пытается за соломинку схватиться, но каким был черствым, таким и остался. “С живой мерку для гроба снял!”

- Убытки в тетрадочку записал!

- Мысли так и крутятся вокруг все тех же “убытков”

- Даже, прощаясь с женой, ничего не сказал, как принято: “Прости…” 52 года прожили! А он гроб похвалил: “Хорошая работа”

- Злой, черствый, вернее, обозленный на жизнь человек

- Даже не помнил, что был у них ребенок когда-то

- Вот почему его Бронзой прозвали, он непробиваемый, бесчувственный, как железяка

- Да, аршин, которым измерял живую еще жену – это символ его бездуховности. Почему же потрясение, которое он пережил, мало что изменило в нем?

- Читаем дальше.

Пятая остановка.

- Почему же потрясение, которое он пережил, мало что изменило в нем?

- Душа его болит, ему тоскливо, но он не знает, что с ней делать. Для него это непривычное состояние, это не прежняя угрюмость, но, как и раньше, он находит на ком сорвать зло.

- Последний абзац о том, что не один Яков такое озлобленный. Это норма жизни, скорее. Там свистят, улюлюкают

- Но ведь был же талант. Неужели он не спасет?

- Читаем дальше.

Шестая остановка.

- Какая духовная работа произошла, когда попал на реку?

- Чувство тоскливой злобы сменилось болью души

- Река, верба, солнце – все вспомнил. Меняется восприятие. Наверное, впервые за 50 лет увидел красоту и хрупкость природы

- Понял, что жизнь должна быть другой!

- Осознал, что “если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу”

- Почему даже теперь, в минуту, когда понял, что жизнь прошла зря, опять повторяются “потери и убытки”?

- Это привычные слова, душа проснулась, но бедны мысли и чувства

- Слова прежние, но мысли другие: жаль вербу, жаль леса

- Слов других он, действительно, не знает, по 5 раз вставал с постели, чтобы поиграть на скрипке. Он думает звуками!

- Читаем дальше.

Седьмая остановка.

- Почему Марфа радостно ждала смерть, а у Якова “сжалось сердце”, ведь его жизнь тоже убыточна?

- Потому что он только сейчас понял, что надо жить по-другому

- Потому что у Марфы не было ничего, что бы она любила. А у Якова – “осиротеет скрипка”

- Скрипка – символ его души, хотя он этого сам и не осознавал

- Скрипка и река, верба, солнце – это символы другой, настоящей жизни, но “потери и убытки” заслоняли эту жизнь

- Как вы думаете, хороший или плохой конец у этого рассказа?

Прогнозируем окончание (5 минут).

Учащиеся читают свои варианты развязки.

- А теперь послушайте чеховский текст (учитель читает конец рассказа)

- Как вы думаете, о чем этот рассказ, какие проблемы волновали автора?

- Свои впечатления изложите письменно, у вас получится небольшое эссе (5 минут).

- Слушает все эссе.

- Давайте вернемся к цепочке ключевых слов. Какие из них наиболее значимы, на ваш взгляд?

- потери убытки польза, выгода - скрипка
- река - верба - аршин

- Да, действительно отдельные слова вырастают до символов. Описывая мелочи будничной жизни, автор незаметно привел нас к философским проблемам

Железный аршин скрипке
противостоят т.е. душе человека
потери и убытки реке, вербе,

Скрипка, душа и река должны говорить на одном языке.

Приложение

Варианты сюжета на основе цепочки ключевых слов.

Версия 1.

Бедный музыкант. Живет тускло. Трудно. Играет на скрипке в забегаловке. В одной пьяной драке у него сломали скрипку. Безысходность, отчаяние, спивается. Однажды заступился за избиваемого толпой еврея. Разговорились. Это оказался мастер Ротшильд, который решил сделать для своего спасителя скрипку. Вдохновенно работал, но забросил другие заказы, потери и убытки не заставили себя ждать. Кредиторы, но радостное лицо жены помогало все преодолеть. Работа над скрипкой разорила его, когда скрипка была готова, в доме остался один железный аршин. Но скрипка была великолепна, принес музыканту, тот потрясен, дрожащими руками берет инструмент, полилась прекрасная музыка. Оба взволнованы. Очередной еврейский погром, мастер от побоев умирает. На его похоронах музыкант так грустно играл, что казалось, что плачет скрипка. Музыка примирила всех.

 Версия 2.

Маленький город, в котором тишина и скука. Сюда сослан за участие в революционной борьбе скрипач, молодой человек по фамилии Ротшильд. Его отец в гневе, считает, что сын опозорил семью, от него только потери и убытки. Ссорятся часто. Отец богат, но из принципа не помогает сыну. В наследство отдал только железный аршин, чтобы сын помнил, с чего когда-то начинал его отец-портной. Доведенный до нищеты скрипач умирает от чахотки. Отец снимает с него мерку. На похоронах отец суров, но боль заставляет его вновь и вновь приходить на квартиру сына. Бережет скрипку, ноты – все что осталось. Однажды просит незнакомого музыканта поиграть на скрипке сына. Ему стало жутко. Мысль о том, что жил напрасно, не понял сына, предал его. И ничего нельзя изменить. Слезы.

Версия 3.

Богатый человек, лет пятидесяти, заинтересовался игрой старого еврея. Для ресторанного музыканта игра была смыслом жизни, талантлив, беден, много страдал, поэтому скрипка пела щемяще. Ротшильд, расчувствовавшись, дал музыканту денег. И когда музыкант поклонился, Ротшильд увидел внутри скрипки свой розовый герб. Он решил любой ценой купить эту скрипку. Но музыкант не соглашался. Ротшильд готов был железным аршином отмерить деньги, скрипач не соглашался. Ротшильд стал притеснять бедного музыканта, надеясь, что потери и убытки сделают его сговорчивым. Каждая маленькая победа над музыкантом делала Ротшильда счастливым. Наконец, скрипка в его доме – радостное лицо жены! Ликование, тщеславие. Но потом пустота и душевное беспокойство. Скрипка (немая, беспомощная) стала его раздражать. Недовольство собой росло. Пошел искать бедняка музыканта, нашел на реке, закат – долго говорили. Брат!

Эссе.

Мне кажется, что Чехов написал рассказ о спасительной роли таланта. Почему “слушатели плачут?” Пока Бронза подсчитывал потери и убытки, он и в музыке был мастеровой. Искусство рождается только там, где есть живые чувства. Скрипка запела болью человеческой души. Душа у Бронзы была на положении его жены: всегда молчала и за все время “он ни разу не подумал о ней”. Страдание очищает Якова. Лихорадочно перебирает он в памяти свою долгую жизнь, а там ничего, кроме убытков. Осознает, что сам себя обокрал. Поздно. Н и ч е го уже не исправить: жизнь прошла. Щемяще-тоскливо жалуется скрипка, это поет победившая душа.

(Тетерина Снежана)

 Я думаю, автор хотел показать, как не надо жить. Яков Бронза - трагический герой. От природы он получил богатые задатки: богатырское сложение, крепкое здоровье, талант. Но что он сделал с этими дарами? Сам вечно угрюм, жене жизнь опостылела, в городе его не любят. Лишь перед смертью заговорила душа, заметался человек, затосковал. Музыка выразила боль души. Душа все-таки прорвалась через весь хлам житейского дрязга.

(Исаев Никита)

 Я думаю, что рассказ о том, как человеку быть счастливым. Бронза сам виноват, что погряз в мелочах, что нужда задавила его. Наверное, богатым он и в молодости не был, но когда-то, вспоминает жена, они “все на речке сидели да пели песни”, а последние 50 лет он “все бранился, рычал, бросался с кулаками”. Да, он хороший мастер, хороший музыкант, но человек он черствый, непрошибаемый, злой. Это зло разрушает не только тех, кто рядом с ним, но и его самого. Когда он это поймет, ничего уже нельзя будет исправить: жизнь кончилась. Но раскаяние приходит, страдание его души выплеснулось в музыку. Человек жил долго и плохо, а умер красиво: оставил песню, которая волнует людей, бередит их души, чтобы не каменели эти души под тяжестью железного аршина.

(Пеганова Ада)

 Эссе.

“Что имеем, не храним, потерявши – плачем”. О чем плачут купцы и чиновники, слушая мелодию Бронзы? О чем плачет скрипка Ротшильда? О чем перед смертью плакала душа Якова? О том, что человек неправильно живет, что житейские мелочи подрезают ему крылья, о том, что разучились люди слушать свою душу, забыли, что она есть, что богатства аршином железным не измерить. Неправда, что человек родится голеньким и уходит из жизни, ничего не взяв с собой. Рождается человек с великим даром. Это дар – хрупкая человеческая душа, в которой мерцает Божий свет. Правда, что дар этот он может потерять: зачерствеет душа, а то и вовсе зачахнет, как у Якова Бронзы. Забыл человек, подсчитывая потери и убытки, что душе нужен свет, любовь, милосердие. Страдание озарит его душу: пропала жизнь, не так надо жить. Ценою горько прожитой жизни и жуткого прозрения Яков открыл для себя истину: не так надо жить, мир держится любовью!

(Галичева Вика)

 Я думаю, Чехов, зная о своем неизлечимом заболевании, особенно ценил жизнь. Рассказ о том, что люди не имеют жить, не умеют ценить дар жизни, не умеют быть счастливыми.

Я думаю, не деньги сделали несчастным Якова Бронзу, их отсутствие. Будь он богат, он с той же активностью, как сейчас, подсчитывает потери и убытки, подсчитывал бы доходы и барыши. Несчастным себя он сам сделал, потому что позволил зачерстветь собственной душе. Но она восстала, душевные страдания перед смертью оправдали его тусклую жизнь. Его мелодия заставляла всколыхнуться души тех, кто еще не понял, зачем человек приходит в мир.

(Кручинин Максим)

 Чехов говорит об ответственности человека за свою жизнь, за жизнь окружающих тебя людей, за мир вокруг тебя. Какие жизненные ценности выберет человек? От его устремлений зависит гармония жизни. Железный аршин или скрипка? Грустно, что прозрение пришло перед смертью. Светло, что оно все-таки пришло.

(Кузнецова Лиза)

 Зачем приходит человек в мир? Что главное в жизни? Горькое прозрение накануне смерти: не так надо было жить, не так! Душа задавила бессмысленной суетой, человек живет в разладе с собой и миром. Жизнь – сплошной убыток. Но вера в человека, в свет его души. Бесчувственный, черствый, бездуховный человек накануне смерти перерождается. Что осталось? Мелодия, от которой “слушатели плачут”.

(Шевчик Андрей)

 методический анализ занятия

I этап. “Вызов”

Приемы, используемые на данном этапе Цель приема Деятельность учителя Деятельность учащихся
Смысловой анализ
заголовка,
фамилии автора
- вызов интереса

- активизация мышления

- развитие воображения

- запуск творческого мышления

- развитие устной и письменной речи

Обращает внимание на парадоксальность заголовка, обыгрывает семантику составляющих слов, их сочетание.

Добивается от каждого активного включения воображения.

Закручивает интригу.

Вынуждены присмотреться к каждому слову, к их сочетанию, увидеть, что дает их соединение.
Ассоциации - вызов активности каждого

- развитие воображения

- актуализация прежних знаний

Добивается активного включения воображения, т.к. информация пока минимальная. Учитель как бы поворачивает разными гранями заголовок, чтобы ярче засверкал замысел автора. Записывают свои ассоциации, включаются в обсуждение, сравнивают свои образы с чужими ассоциациями.
Прогнозирование
содержания
по заголовку,
“древо
предсказаний”
по сюжету
рассказа,
его тональности
- развитие воображения

- вызов интереса к рассказу
у каждого учащегося

- развитие творческих способностей

- развитие творческого, критического,
логического мышления,
упреждающего, аналитического

- актуализация прежних знаний

- развитие устной и письменной речи

- формирование коммуникативных
навыков

Учитель предлагает каждому выстроить свой прогноз сюжета на основе анализа заголовка, создает условия для самовыражения, доброжелательно, заинтересованно подхватывает разные версии; предлагает нарисовать “древо предсказаний” Рисуют свой прогноз, пытаются его обосновать.

Выслушивают разные версии, углубляя собственную версию сюжета.

Цепочка
ключевых слов
- вызов интереса к рассказу

- пробуждение активного восприятия
каждого слова

- развитие воображения

- развитие способностей к творчеству

- развитие логического, аналитическо-
го, упреждающего мышления

- актуализация прежних знаний
о творчестве А.П. Чехова

- развитие устной и письменной речи

- воспитание толерантности

- формирование коммуникативных
навыков

Учитель пишет на доске цепочку ключевых слов и предлагает выстроить сюжет законченного рассказа по этим словам. Учащиеся ищут логические связи между ключевыми словами. Припоминают особенности стилистической манеры А.П. Чехова. Пытаются выстроить сюжет рассказа по опорным словам. Записывают свой вариант сюжета, озвучивают его в группе, продумывая обоснование.

II этап. “Осмысление текста”

Приемы, используемые на данном этапе Цель приема Деятельность учителя Деятельность учащихся
Чтение
с остановками
- отслеживание понимания текста

- формирование творческого чтения

- обеспечение активного чтения

Учитель предлагает для чтения блоки рассказа, формирует творческое чтение. Каждый учащийся интерпретирует текст.
Проблемные
вопросы
- вызов внимания к авторской детали

- организация диалога с текстом

Учитель задает проблемные вопросы, уводит от ограниченности одной точки зрения, формирует открытое мышление, создает условия для прогнозирования. Пристально вчитываются в текст, отвечают на проблемные вопросы, постигают особенности стиля А.П. Чехова, всматриваясь в каждое слово и их сочетание.
Прогнозирование концовки - осмысление всего рассказа

- развитие воображения

- развитие аналитического, критического,
прогнозирующего мышления

- актуализация прежних знаний
о стиле А.П. Чехова

- развитие устной и письменной речи

- воспитание толерантности

- формирование коммуникативных
навыков

Учитель углубляет осмысление авторских деталей, формирует почву для интерпретации рассказа. Создает условия для самовыражения. Каждый записывает свой прогноз на основе анализа текста.
“Дерево
предсказаний”
- развитие критического
и аналитического мышления
Создает условия для самовыражения, поощряя разные версии, добивается обоснования версии Сопоставляют свою версию концовки с другими и, отталкиваясь от них, углубляют восприятие.
Чтение концовки - вызов чувства восхищения гармонией
смысла и образа
Читает концовку Слушают текст, сопоставляют свою версию с авторской.

III этап. “Рефлексия”

Приемы, используемые на данном этапе Цель приема Деятельность учителя Деятельность учащихся
Эссе - формирование собственной
интерпретации

- развитие мышления и речи

Учитель создает условия для самостоятельной систематизации, для самовыражения учащихся. Учащиеся пытаются разобраться в своих впечатлениях, анализируют собственные чувства.
Возвращение к ключевым словам - обеспечение закрепления
полученных знаний

- выявление особенностей
стиля А.П. Чехова

- постижение авторского замысла

Учитель организует разговор, обращает внимание на символическое значение отдельных слов. Сопоставляют свои версии с авторской, выстраивают свою интерпретацию рассказа.