Функции преобразования типов данных в языке программирования Visual Basic

Разделы: Информатика


Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Метод:

Проблемно-поисковый.

Форма учебной деятельности учащихся:

Индивидуальная.

Цели урока:

Образовательный аспект:

  • помочь учащимся самостоятельно узнать функции преобразования типов данных в языке программирования Basic;
  • научить учащихся работать с таблицей кодов ASCII;
  • сформировать у учащихся умения по применению функций преобразования типов данных при составлении программ на языке программирования Visual Basic.

Воспитательный аспект:

  • формирование таких качеств личности, как воля, усидчивость, оптимизм.

Развивающий аспект:

  • развивать умения самостоятельно добывать знания, анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы;
  • содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самокоррекцию учебной деятельности;
  • обеспечить развитие у школьников умения ставить перед собой цель.

Валеологический аспект:

  • установка и поддержание благоприятного психологического микроклимата на уроке;
  • снижение степени утомляемости учащихся на уроке, недопущение форм сильного и выраженного утомления.

Источники информации:

  1. Рабочая тетрадь ученика;
  2. Раздаточный материал (карточка 1, см. файл Приложение 1)
  3. Компьютерная презентация.

Оборудование:

  1. Компьютеры с установленной и загруженной операционной системой Windows и пакетом Microsoft Office;
  2. Мультимедиа-проектор и экран;
  3. Компьютерная презентация (см. файл Приложение 2);
  4. Карточки с теоретическим материалом и заданиями (см. файл Приложение 1);
  5. Рабочие тетради.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Актуализация знаний.
  4. ИНМ и первичное закрепление полученных знаний.
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании.

Подготовительный этап:

Для применения дифференциации методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика на уроке, в классе были проведены различные наблюдения и тестирование учащихся. В результате определен психологический тип каждого учащегося. Таким образом, были выявлены 2 (всего же их выделяют четыре) психологических типа учащихся: полезависимые импульсивные и поленезависимые рефлексивные подготовить на карточках теоретический материал и задания для учащихся (см. файл Приложение1)

на компьютере учителя подготовить презентацию на урок (см. файл Приложение2).

Оформление кабинета:

Установлен мультимедиа-проектор, экран. На экран спроецирован 1 слайд презентации (см. файл Приложение2).

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.

Мотивация

На экране при помощи мультимедиа-проектора спроецировано несколько чисел (см. 1 слайд презентации, файл Приложение2).

 Учитель: Ребята, посмотрите на экран, и скажите, что вы видите?

- Числа! Цифры! Код! (разные предположения учащихся).

Учитель: Совершенно верно, это код! А раз так, то можно сделать вывод, что здесь что-то закодировано. Может быть это число, а может быть здесь закодирована фраза. А как вы считаете, можно ли нам расшифровать данный код?

- Можно! (разные предположения учащихся).

Учитель: (Обобщая ответы учащихся) Да! Верно, можно произвести декодирование. Каким образом?

- С помощью специальных программ, функций (другие предположения учащихся).

Учитель: (Обобщая ответы учащихся, подводит учащихся к формулированию темы урока) Итак, можно расшифровать этот код при помощи специальных программ, а также, зная нужную функцию. Таким образом, как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Ученики высказывают свои предположения и сами формулируют тему урока: “Функции преобразования типов данных в языке программирования Visual Basic”.

Учитель: Совершенно верно! (учитель формулирует тему урока и проецирует ее на экран при помощи мультимедиа-проектора (2 слайд презентации, см. файл Приложение 2)).

 Откроем тетради и запишем тему урока в тетради. Итак, записав тему урока, определим, какова цель нашего урока, какие знания и умения нам нужно получить?

- Ученики высказывают свои предположения и сами выводят цель урока.

Актуализация знаний

Учитель: Какие знания нам нужны для достижения цели урока?

- Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Верно! Нужно знать типы данных. Какие же типы данных вы знаете?

- Числовые, символьные (строковые).

Учитель: Правильно! Какие функции мы с вами уже знаем?

- Математические, строковые.

Учитель: Хорошо! А теперь посмотрите на экран и попробуйте сопоставить номер инструмента с номером верного названия инструмента, например 1-3. Время на выполнение 10 секунд (учитель проецирует на экране 3 слайд презентации, см. файл Приложение 2).

 - Учащиеся письменно выполняют задание.

Учитель: Время вышло. Ребята, а сейчас посмотрите на экран и сверьте свои ответы с правильными ответами (учитель проецирует на экране правильные ответы (4 слайд презентации, см. файл Приложение 2)).

 - Учащиеся делают самопроверку.

Учитель: У всех верно? Молодцы! Именно эти инструменты вы будете использовать сегодня на уроке при разработке программ.

ИНМ и первичное закрепление полученных знаний.

Учитель: Итак, вспомнив основные инструменты, давайте узнаем, с помощью каких функций можно преобразовать данные одного типа в другой. Я предлагаю вам это сделать самостоятельно! Для самостоятельного изучения материала я рекомендую действовать по плану (см. файл Приложение 1, карточка 2), который я вам раздаю (учитель раздает учащимся карточки с теоретическим материалом (см. файл Приложение 1, карточка 1) и дифференцированные планы работы в зависимости от когнитивного стиля ученика.) Ознакомьтесь, пожалуйста, с этим планом. Вопросы есть? Если нет, то приступайте к работе. Желаю удачи!

Далее роль учителя - консультирующая. Учащиеся выполняют задания индивидуализировано – каждый по своему учебному плану, в зависимости от когнитивного стиля ученика. Учитель помогает каждому ученику по мере необходимости.

 Рефлексия

Учитель: Итак, ребята, закончите работу и вернитесь за парты. Давайте обобщим полученные знания. Посмотрите на экран (учитель проецирует на экран 5 слайд презентации, см. файл Приложение 2).

 Что это за символы? Что они обозначают? Для чего нужна таблица ASCII?

- ответы учащихся.

Учитель: Правильно! Скажите, а что за функция на следующем слайде? Что означают эти функции? (учитель проецирует на экран 6 и 7 слайды презентации, см. файл Приложение2).

 - ответы учащихся.

Учитель: Молодцы! А теперь скажите, (учитель проецирует на экран 8 слайд презентации, см. файл Приложение2) где верно на слайде записаны функции?

 - ответы учащихся (учитель выслушивает версии ребят - верные и неверные, обсуждаются все варианты ответов учащихся, совместно с ребятами делает выводы, находят “истину”).

Учитель: А теперь давайте вернемся ко 2 заданию, которое вы выполняли самостоятельно. Что нужно было сделать?

- ученики отвечают.

Учитель: Все справились? Все. Тогда давайте сверим ваши ответы с моими ответами, которые вы видите на экране (учитель проецирует на экране 9 слайд презентации, см. файл Приложение2).

- ученики сравнивают свои ответы с правильными (самопроверка)

Учитель: У всех верно? (учитель выявляет ошибки учащихся, совместно с ребятами находит “истину”). Хорошо! Сейчас, ребята, посмотрите на следующий слайд (учитель проецирует на экране 10 слайд презентации, см. файл Приложение 2)

 и скажите, сможем ли решить проблему, которая возникла перед нами в начале урока?

- ученики отвечают (Да!)

Учитель: Каким образом?

- предположения учеников.

Учитель: Верно! Можно воспользоваться таблицей ASCII, а можно использовать наши программы с функциями! Тогда давайте сядем за компьютеры и расшифруем этот код. Для более быстрой работы каждый из вас расшифрует лишь по 2 числовых кода. Время на выполнения задания полминуты.

- ученики выполняют декодирование.

Учитель: Итак, время вышло. Давайте соберем полученное сообщение.

- ученики собирают сообщение и говорят свой ответ учителю.

Учитель: Верно! Это слово ОБРАЗОВАНИЕ. Молодцы!

Подведение итогов урока и информация о домашнем задании

Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. Какова была цель урока?

- ученики отвечают.

Учитель: Может ли каждый из вас сказать, что он добился цели урока. Да! Что вы узнали на уроке? (учитель выслушивает ответы учеников) Хорошо! А показался ли вам материал сложным? Почему сложным или несложным? Что, по вашему мнению, вам помогло справиться с материалом и достичь цели урока? Что понравилось (не понравилось) на уроке и почему, что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому?

- ученики отвечают, рассуждают.

Учитель: Хорошо. А теперь давайте ознакомимся с домашним заданием. (учитель раздает карточки с домашним заданием (см. файл Приложение 1, карточка 3), аргументирует его).

Учитель: Итак, наш урок закончен. Спасибо за урок! До свидания!