Об актуальности вопроса "Индивидуальная образовательная программа как условие для обеспечения образовательной мобильности обучающихся"

Разделы: Администрирование школы


Необходимость и неотвратимость перемен в образовательной сфере в последние 20 лет, без сомнения, обусловлены как глобальными изменениями, происходящими в мире в целом (в экономической, социальной, политической, национальной, культурной сферах деятельности), так и в образовательной сфере. Коренные перемены, начавшиеся в этот период в российском образовании, были вызваны системным кризисом идеологии, разрушением старой государственности, сменой социально-экономического строя в России, кризисом педагогической науки и образовательной практики. Происходит смена образовательных парадигм, что закономерно подводит к необходимости современной образовательной реформы.

Большая часть педагогической общественности видит прямую зависимость обновления школы от расширения демократической организации образовательных процессов в жизнедеятельности образовательного учреждения, а это не что иное как внедрение индивидуального образования. Индивидуальное образование предполагает совместную с каждым учеником разработку и последующее самостоятельное выполнение им индивидуальной программы и плана, которые определяют формы и содержание учебной, проектной и практико-ориентированной деятельности, соответствующие его психолого-физиологическим возможностям и собственному мыслительному типу, познавательному стилю, личностно значимым познавательным, культурным и профессиональным интересам. Индивидуальное образование предполагает успех каждого ученика и продуктивное достижение им собственных целей и задач образования на основе соединения самооценки, педагогических отзывов и характеристик, а также накопительной системы баллов, получаемых за выполнение проектной деятельности.

Проблема формирования индивидуальных образовательных программ современной школы – это проблема перехода к новому типу образования. Основными средствами реализации индивидуальной образовательной программы являются: комплексное учебно-программное обеспечение образовательного процесса, его информационное обеспечение, режимные организационно-педагогические условия, научно-методическое обеспечение, психологическое и валеологическое сопровождение, а также реализация воспитательной программы школы.

Именно в индивидуальной образовательной программе находит отражение образовательная политика, специфичная для данного образовательного учреждения.

Одним словом, индивидуальная образовательная программа школы понимается как индивидуальный образовательный маршрут учащегося и проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей. Представляет собой организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. Сама индивидуальная образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей ученика (его личностных запросов), родителей (гарантов интересов ученика), учителя (права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности) и школы (права на собственный имидж). Являясь действенным механизмом обеспечения прав ребенка, индивидуальная образовательная программа школы строится с учетом основных нормативных документов - “Конвенции о правах ребенка” и Закона “Об образовании”.

Уже 5-й год средняя общеобразовательная школа № 52 г. Кирова работает в статусе школы с углубленным изучением отдельных предметов.

На данный момент работы это многопрофильное образовательное учреждение, в котором 5 образовательных направлений, отражающих образовательные потребности учащихся и их родителей.

  • Классы углубленного изучения предметов иностранного языка, русского языка и изобразительного искусства (16 классов - 33 % учеников );
  • Классы музыкально-эстетического цикла (музыкальные, театральные, хореографические;

15, 5 классов- 32 % учеников);

  • Направление коррекционно-развивающие (3 класса- около 3 % учеников);
  • Классы образовательной нормы (15,5 классов - 32 % учеников);
  • Школа развития (3 группы - 40 человек).

С каждым годом со стороны родителей активизируется спрос на расширение спектра образовательных услуг в каждом из направлений, потребность в открытии новых востребованных образовательных профилей. Обучаемые и их родители все более активно желают видеть в каждом классе свои дальнейшие перспективы продолжения образования детей.

С будущими возможными профилями обучения своих детей родители знакомятся еще до поступления в 1 класс, посещая “Школу развития”. У родителей есть возможность находиться рядом с детьми на всех занятиях, обратить внимание на возможности своего ребенка, его интересы, склонности. В соответствии с действующим проектом “Единое образовательное пространство микрорайона”, который предполагает тесную общую деятельность школы и детских учреждений, находящихся поблизости со школой, организованы встречи администрации и педагогов начальных классов с родителями, на базе школы проводятся концерты, спектакли для 5-6-летних детей и их родителей. К началу набора в первый класс школа уже знает контингент будущих первоклассников, их индивидуальные особенности, а родители прекрасно знают перспективы обучения ребенка. Ознакомление их с реализуемыми образовательными программами, индивидуальные консультации, прием заявлений с указанием желаемого образовательного маршрута, собеседование с детьми и родителями, выбравшими программу или углубленного изучения предметов или программу одного из направлений музыкально-эстетического цикла или программу класса образовательной нормы - одно из важнейших условий действенности и эффективности реализации индивидуальной образовательной программы школы.

Рассмотрим кратко отдельные составляющие элементы индивидуальной образовательной программы нашей школы, каждый из которых является крайне актуальным для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

1. Комплексное учебно-программное обеспечение:

  • Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения, включая углубленное изучение отдельных предметов и изучение предметов музыкально-эстетического цикла. Все названные предметы распределяются по параллелям в соответствии с перспективными учебными планами каждого из направлений на все годы обучения ребенка в школе. В 2005-2006 учебном году для 50 существующих в школе классов разработано и действует 42 варианта учебного плана, объединенных в единый общий учебный план. Использование таких вариативных учебных планов обусловлено личным желанием, склонностями и способностями учащихся, а следовательно, удовлетворяет индивидуальные запросы потребителей услуг школы, что является одним из направлений реализации школьной индивидуальной образовательной программы.
  • предметные учебные программы
  • В соответствии с многовариантным учебным планом существует ряд расширенных программ, являющихся программами разного уровня сложности и предполагающих углубленное усвоение знаний учащимися по определенному предмету или курсу, а также авторских программ по предметам музыкально-эстетического цикла (театр, режиссура, сценический танец т.д.). На данный момент разработано 23 авторских программы для классов различных профилей. Все программы адаптированы с учетом возрастных особенностей и запросов детей, создают возможность каждому ученику осуществить выбор своего индивидуального образовательного маршрута по освоению учебных программ.
  • программы дополнительного образования (кружки, секции, клубы, ученические общества). В школе в этом учебном году функционирует 123 кружка, из них в классах углубленного изучения предметов - 65, в направлении музыкально-эстетического цикла-45, в классах образовательной нормы - 13. В кружках занято 1012 учеников, каждый из которых осуществлял свой личный выбор, ориентируясь на свои интересы, склонности, возможно, и выбор будущей профессии. Роль педагогического коллектива и администрации школы в том, чтобы осуществить выбор тех направлений кружковой деятельности, которые являются наиболее запрашиваемыми среди учащихся школы, предоставить возможность ребенку удовлетворить свои личные запросы на ту или иную деятельность.

2. Информационное обеспечение:

На данный момент в школе создана база учебных материалов, тестов, программных продуктов, компьютерных презентаций, видеофильмов и т.д В 2005-2006 учебном году планируется подключение к информационному ресурсу “Рубрикон”, который включает более 800 энциклопедий, 600 словарей, имеет очень удобную информационно- поисковую базу. У каждого ученика в соответствии со своим образовательным маршрутом появляется возможность воспользоваться всеми необходимыми ему информационными ресурсами для подготовки проектов, исследовательских работ и других видов деятельности, что является условием обеспечения образовательной мобильности школьников.

3.Режимные организационно-педагогические условия.

Это четкая и научно-обоснованная организация образовательного процесса в сочетании с рациональным режимом работы учреждения, строится в школе по модульному принципу, который предусматривает нетрадиционное построение учебного года и особый подход к составлению расписания. Реализация в школе индивидуальной образовательной программы предусматривает кроме классно-урочной системы существование различных форм организации образовательного процесса, таких как обучение на дому, обучение в форме экстерната, индивидуальное обучение, что уже изначально предполагают реализацию принципов индивидуального подхода к ученику и особого к нему внимания. Следует отметить существующую систему оценивания (отметочное и безотметочное обучение по таким предметам как изобразительное искусство и физическая культура). Такая форма оценивания запрашиваема в связи с состоянием здоровья учеников или другими возникающими трудностями и является еще одним аспектом принципов индивидуального образования. Особого внимания заслуживает система форм выпускной аттестации (сдача экзаменов в форме государственного тестирования, в форме единого государственного экзамена, в форме экзамена по билетам и собеседования, а также сдача экзамена в негосударственном образовательном учреждении), что дает возможность старшеклассникам сделать свой выбор с учетом личностных качеств и потребностей.

4. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в школе, обучение его способам реализации принципов индивидуального подхода к ученику, претворения идей индивидуальной образовательной программы в школе через деятельность методических служб - одно из важнейших условий успешного выполнения индивидуализации образования.

Изменения в учебном процессе в сторону индивидуализации невозможны без глубинных подвижек в педагогическом сознании. Именно это послужило причиной становления такого понятия, как педагогическое сопровождение. Оно подразумевает умение педагога быть рядом, следовать с учеником по его индивидуальному образовательному маршруту. Быть рядом- не значит навязывать свое присутствие, а быть востребованным ребенком. Это особая тактика педагогической работы, которой нужно учить, организуя эффективно научно-методическое сопровождение образовательного процесса.

В настоящее время в школе реализуется проектно-матричная структура управления, которая предполагает наличие кафедральной структуры. Это административно-методический совет, в состав которого входят 38 человек (администрация школы, руководители кафедр, предметных отделов, отделов классных руководителей, психолог и зав.библиотекой), 7 кафедр (гуманитарного цикла, естественно-математического, иностранных языков, начальных классов, музыкально-эстетического цикла, валеологии и кафедра воспитательной работы), 17 предметных отделов. Особенность такой структуры в том, что один и тот же педагог участвует в деятельности нескольких кафедр: и предметной кафедры, и кафедры валеологии, и кафедры воспитательной работы. Такая многосторонняя деятельность очень важна для учителя: это и формирование потребности к постоянному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, и владение образовательной ситуацией, и умение проектировать совместно с учениками их индивидуальные образовательные маршруты. Разнообразны формы и методы организуемой в школе методической работы. Одна из интереснейших форм- тематический педагогический совет (См. Приложение № 1, Приложение № 2, Приложение № 3).

Для эффективной реализации индивидуальной образовательной программы школы также необходимы условия, которые обязательно ее сопровождают. Это система психологического и валеологического сопровождения образовательного процесса, система коррекционных мер, система взаимодействия воспитательной деятельности с индивидуальной образовательной траекторией ученика.

Итак, обобщая сказанное, нужно отметить, что миссия школы - создать условия для индивидуального развития и успеха каждого ребенка.

Введение в образовательный процесс индивидуальных образовательных программ способствует снятию растущей тревожности у уч-ся, о чем постоянно говорят психологи. Обеспечивает равные возможности в получении образования для детей с различными индивидуально-психологическими особенностями.

Меняется и роль родителей. Именно от них исходит тревога, что уравнительный подход, типичный для массовой школы, все больше вредит ребенку, которому предстоит жить не в коллективном прошлом, а индивидуальном настоящем. Организация индивидуального образования естественным способом включает родителей в коллективные дела школы, преодолев их имидж как пассивного объекта бесконечных жалоб учителя на нерадивость и плохое поведение школьников на уроках. Они наконец-то становятся тем, кем и являются изначально: заказчиками образования для своих детей и партнерами для педагогов.

Обобщая сказанное, отмечу, что цель реализации в школе индивидуальной образовательной программы - это выход на модель выпускника по каждой ступени обучения, рассматривающую знания и умения обучаемого, состояние его здоровья, уровень познавательной деятельности, культуру личности, жизненную и нравственную позицию, одним словом личность свободную, творчески развитую, социально-ориентированную, способную к саморазвитию и самореализации.

“Давайте же начнем строить школу для каждого, единственного и неповторимого ребенка в демократически организованном сообществе детей и взрослых, помня, что дружное сообщество возникает только тогда, когда оно дорожит каждой личностью и создает условия для ее расцвета. И ребенок станет уникальной индивидуальностью, когда он защищен этим сообществом, которое заинтересовано в том, чтобы каждый смог успешно реализовать себя”.

Н. С. Крылова