Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Об актуальности вопроса "Индивидуальная образовательная программа как условие для обеспечения образовательной мобильности обучающихся"

Разделы: Администрирование школы


Необходимость и неотвратимость перемен в образовательной сфере в последние 20 лет, без сомнения, обусловлены как глобальными изменениями, происходящими в мире в целом (в экономической, социальной, политической, национальной, культурной сферах деятельности), так и в образовательной сфере. Коренные перемены, начавшиеся в этот период в российском образовании, были вызваны системным кризисом идеологии, разрушением старой государственности, сменой социально-экономического строя в России, кризисом педагогической науки и образовательной практики. Происходит смена образовательных парадигм, что закономерно подводит к необходимости современной образовательной реформы.

Большая часть педагогической общественности видит прямую зависимость обновления школы от расширения демократической организации образовательных процессов в жизнедеятельности образовательного учреждения, а это не что иное как внедрение индивидуального образования. Индивидуальное образование предполагает совместную с каждым учеником разработку и последующее самостоятельное выполнение им индивидуальной программы и плана, которые определяют формы и содержание учебной, проектной и практико-ориентированной деятельности, соответствующие его психолого-физиологическим возможностям и собственному мыслительному типу, познавательному стилю, личностно значимым познавательным, культурным и профессиональным интересам. Индивидуальное образование предполагает успех каждого ученика и продуктивное достижение им собственных целей и задач образования на основе соединения самооценки, педагогических отзывов и характеристик, а также накопительной системы баллов, получаемых за выполнение проектной деятельности.

Проблема формирования индивидуальных образовательных программ современной школы – это проблема перехода к новому типу образования. Основными средствами реализации индивидуальной образовательной программы являются: комплексное учебно-программное обеспечение образовательного процесса, его информационное обеспечение, режимные организационно-педагогические условия, научно-методическое обеспечение, психологическое и валеологическое сопровождение, а также реализация воспитательной программы школы.

Именно в индивидуальной образовательной программе находит отражение образовательная политика, специфичная для данного образовательного учреждения.

Одним словом, индивидуальная образовательная программа школы понимается как индивидуальный образовательный маршрут учащегося и проектируется с учетом его склонностей, потребностей и индивидуальных возможностей. Представляет собой организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. Сама индивидуальная образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей ученика (его личностных запросов), родителей (гарантов интересов ученика), учителя (права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности) и школы (права на собственный имидж). Являясь действенным механизмом обеспечения прав ребенка, индивидуальная образовательная программа школы строится с учетом основных нормативных документов - “Конвенции о правах ребенка” и Закона “Об образовании”.

Уже 5-й год средняя общеобразовательная школа № 52 г. Кирова работает в статусе школы с углубленным изучением отдельных предметов.

На данный момент работы это многопрофильное образовательное учреждение, в котором 5 образовательных направлений, отражающих образовательные потребности учащихся и их родителей.

  • Классы углубленного изучения предметов иностранного языка, русского языка и изобразительного искусства (16 классов - 33 % учеников );
  • Классы музыкально-эстетического цикла (музыкальные, театральные, хореографические;

15, 5 классов- 32 % учеников);

  • Направление коррекционно-развивающие (3 класса- около 3 % учеников);
  • Классы образовательной нормы (15,5 классов - 32 % учеников);
  • Школа развития (3 группы - 40 человек).

С каждым годом со стороны родителей активизируется спрос на расширение спектра образовательных услуг в каждом из направлений, потребность в открытии новых востребованных образовательных профилей. Обучаемые и их родители все более активно желают видеть в каждом классе свои дальнейшие перспективы продолжения образования детей.

С будущими возможными профилями обучения своих детей родители знакомятся еще до поступления в 1 класс, посещая “Школу развития”. У родителей есть возможность находиться рядом с детьми на всех занятиях, обратить внимание на возможности своего ребенка, его интересы, склонности. В соответствии с действующим проектом “Единое образовательное пространство микрорайона”, который предполагает тесную общую деятельность школы и детских учреждений, находящихся поблизости со школой, организованы встречи администрации и педагогов начальных классов с родителями, на базе школы проводятся концерты, спектакли для 5-6-летних детей и их родителей. К началу набора в первый класс школа уже знает контингент будущих первоклассников, их индивидуальные особенности, а родители прекрасно знают перспективы обучения ребенка. Ознакомление их с реализуемыми образовательными программами, индивидуальные консультации, прием заявлений с указанием желаемого образовательного маршрута, собеседование с детьми и родителями, выбравшими программу или углубленного изучения предметов или программу одного из направлений музыкально-эстетического цикла или программу класса образовательной нормы - одно из важнейших условий действенности и эффективности реализации индивидуальной образовательной программы школы.

Рассмотрим кратко отдельные составляющие элементы индивидуальной образовательной программы нашей школы, каждый из которых является крайне актуальным для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

1. Комплексное учебно-программное обеспечение:

  • Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения, включая углубленное изучение отдельных предметов и изучение предметов музыкально-эстетического цикла. Все названные предметы распределяются по параллелям в соответствии с перспективными учебными планами каждого из направлений на все годы обучения ребенка в школе. В 2005-2006 учебном году для 50 существующих в школе классов разработано и действует 42 варианта учебного плана, объединенных в единый общий учебный план. Использование таких вариативных учебных планов обусловлено личным желанием, склонностями и способностями учащихся, а следовательно, удовлетворяет индивидуальные запросы потребителей услуг школы, что является одним из направлений реализации школьной индивидуальной образовательной программы.
  • предметные учебные программы
  • В соответствии с многовариантным учебным планом существует ряд расширенных программ, являющихся программами разного уровня сложности и предполагающих углубленное усвоение знаний учащимися по определенному предмету или курсу, а также авторских программ по предметам музыкально-эстетического цикла (театр, режиссура, сценический танец т.д.). На данный момент разработано 23 авторских программы для классов различных профилей. Все программы адаптированы с учетом возрастных особенностей и запросов детей, создают возможность каждому ученику осуществить выбор своего индивидуального образовательного маршрута по освоению учебных программ.
  • программы дополнительного образования (кружки, секции, клубы, ученические общества). В школе в этом учебном году функционирует 123 кружка, из них в классах углубленного изучения предметов - 65, в направлении музыкально-эстетического цикла-45, в классах образовательной нормы - 13. В кружках занято 1012 учеников, каждый из которых осуществлял свой личный выбор, ориентируясь на свои интересы, склонности, возможно, и выбор будущей профессии. Роль педагогического коллектива и администрации школы в том, чтобы осуществить выбор тех направлений кружковой деятельности, которые являются наиболее запрашиваемыми среди учащихся школы, предоставить возможность ребенку удовлетворить свои личные запросы на ту или иную деятельность.

2. Информационное обеспечение:

На данный момент в школе создана база учебных материалов, тестов, программных продуктов, компьютерных презентаций, видеофильмов и т.д В 2005-2006 учебном году планируется подключение к информационному ресурсу “Рубрикон”, который включает более 800 энциклопедий, 600 словарей, имеет очень удобную информационно- поисковую базу. У каждого ученика в соответствии со своим образовательным маршрутом появляется возможность воспользоваться всеми необходимыми ему информационными ресурсами для подготовки проектов, исследовательских работ и других видов деятельности, что является условием обеспечения образовательной мобильности школьников.

3.Режимные организационно-педагогические условия.

Это четкая и научно-обоснованная организация образовательного процесса в сочетании с рациональным режимом работы учреждения, строится в школе по модульному принципу, который предусматривает нетрадиционное построение учебного года и особый подход к составлению расписания. Реализация в школе индивидуальной образовательной программы предусматривает кроме классно-урочной системы существование различных форм организации образовательного процесса, таких как обучение на дому, обучение в форме экстерната, индивидуальное обучение, что уже изначально предполагают реализацию принципов индивидуального подхода к ученику и особого к нему внимания. Следует отметить существующую систему оценивания (отметочное и безотметочное обучение по таким предметам как изобразительное искусство и физическая культура). Такая форма оценивания запрашиваема в связи с состоянием здоровья учеников или другими возникающими трудностями и является еще одним аспектом принципов индивидуального образования. Особого внимания заслуживает система форм выпускной аттестации (сдача экзаменов в форме государственного тестирования, в форме единого государственн