Программа развития интеллектуальной и личностной сферы детей старшего дошкольного возраста "Пусть к успеху"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Примерное содержание занятий

1. “Путешествие в сказку”

Цель: создание положительного настроения, доверительных отношений между детьми.Развитие ассоциативного мышления, внимания, речи.

Приветствие: “Мое имя

Разминка: “Я возьму с собой в сказочное путешествие”

Основная часть: “Верни сказке пропущенные слова”, “Корзинка Красной Шапочки”, “Доскажи словечко”

Прощание: “Тепло”

Стихотворение для заучивания наизусть: “ Бабушка девочку очень любила”

2. “Во саду ли, в огороде”

Цель: создание доверительных отношений между детьми, повышение сплоченности среди детей. Развитие скорости мышления, тренировка внимания, ловкости.

Приветствие: “Мое имя и мой любимый цветок”.

Разминка: “Дружный хлопок”.

Основная часть: “Что растет на грядке”, “Съедобное-несъедобное”, “Букет цветов”. Прощание: “Колокол”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Утром дед спросил у внучки…”

3. “В лесу”.

Цель: формирование умения работать в группе, развитие сотрудничества между детьми, формирование умения находить в других что-то положительное.

Развитие внимания, двигательной памяти.

Приветствие: “Все мы здесь”.

Разминка: “Мне нравится в тебе”.

Основная часть: “Прогулка по лесу”, “Деревья, растения, насекомые”, “Вспомни и покажи”.

Прощание: “Спасибо за приятный день”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Нет, грибные имена непонятны для меня…”.

4. “Путаница”.

Цель: создание позитивного настроения, развитие уверенности в себе.

Тренировка скорости мышления; развитие внимания, речи.

Приветствие: “Все мы здесь”.

Разминка: “Ветер дует”.

Основная часть: “Небывальщина”, “Быль и небылица”, “Два слова”.

Прощание: “Огонек, гори!”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Повар готовил обед”.

5. “Путешествие по временам года”.

Цель: развитие навыка общения, умения говорить друг другу комплименты, развитие умения адекватно оценивать себя. Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти.

Приветствие: “Зеркало”.

Разминка: “Назови слово”.

Основная часть: “Что и когда происходит”, “Времена года”, “Сортировщики”. Прощание: “Пожелаю себе!”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Придумала мать дочерям имена”.

6. В цирке.

Цель: развитие доверительных отношений друг к другу, формирование уверенности в себе.

Развитие внимания, активизация долговременной памяти, тренировка скорости реакции.

Приветствие: “Запомни имя”.

Разминка: “Рука”.

Основная часть: “Кто работает в цирке”, “Рыбы, птицы, звери”, “Мое любимое животное”, “Волшебник”.

Прощание: “Попрощаемся по-разному!”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Йог решил всех удивить”, “Разошелся таракан”.

7. “Разведчики”.

Цель: азвитие у детей уверенности в себе, создание атмосферы принятия. Развитие наблюдательности, внимания, скорости мышления. Приветствие: “Я умею”.

Разминка: “Пылинки”.

Основная часть: “Разведчики”, “Не ошибись”, “Детектив”, “Чьи ладошки”. Прощание: “Мое настроение”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Занимайся волейболом…”.

8. “ В гостях у Знайки”.

Цель: создание позитивного настроения, повышение сплоченности детей в группе. Развитие способностей к обобщению и классификации, наблюдательности, внимания.

Приветствие: “Импульс”.

Разминка: “Пылинки”.

Основная часть: “Кто знает больше всех”, “Помоги Оле- Лукой”, “Найди, докажи, составь”.

Прощание: “Огонек, гори!”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Дружно спросим мы у Знайки…”

9. “Почемучка”.

Цель: формирование атмосферы взаимной поддержки, развитие фантазии. Развитие понятийного мышления, сообразительности.

Приветствие: “Попробуй по-разному поздороваться”.

Разминка: “Назови меня”.

Основная часть: “Что можно с этим сделать”, “Подбери слово”, “Закончи предложение”.

Прощание: “Я тебе желаю!”

Стихотворение для заучивания наизусть: “Почему я не медведь ..”.

10. “ В стране “Математика”.

Цель: повышение сплоченности детей, развитие чувства доверия друг к другу.

Развитие концентрации внимания, образной памяти, скорости мышления.

Приветствие: “Подари улыбку”.

Разминка: “А ну-ка, повтори!”.

Основная часть: “Много и мало”, “Знакомые цифры”, “Вот так счет”, “Вам барыня прислала”.

Прощание: “Мне пригодится”

Стихотворение для заучивания наизусть: “Жила-была Муха – Чистюха..”.

11. “Сочиняйка”.

Цель: формирование атмосферы взаимной поддержки, повышение сплоченности детей.

Развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти.

Приветствие: “Мое имя и мой любимый персонаж”.

Разминка: “Главная буква”.

Основная часть: “Мы грузили пароход”, “Сочиняем стихи по опорным словам”, “Найди, докажи, составь”, “Два слова”. Прощание: “Колокол”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Белый, словно облака..”.

12. “Необычное-рядом”.

Цель: создание атмосферы принятия, развитие навыков коллективной работы.

Развитие ассоциативного мышления, внимания, творчества, фантазии, расширение кругозора.

Приветствие: “Никто не знает, что я умею…”.

Разминка: “Хлопни со мной”.

Основная часть: “Попробуй, догадайся”, “Сочиняем вместе”, “Не перепутай!”. Прощание: “Огонек, гори!”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “ Что за музыка такая..”.

13. “Музей”.

Цель: создание доверительных отношений, развитие творчества,фантазии.

Развитие словесно-логического мышления, внимания, творчества, фантазии, расширение кругозора.

Приветствие: “Подарок…”.

Разминка: “Клубок”.

Основная часть: “Необычная экспозиция”, “Что можно сделать из..”, “Картинная галерея”, “Необычные слова”. Прощание: “Ласковое море”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Дружно сходили в музей..”.

14. “Мир роботов”.

Цель: развитие умения работать в группе, повышение сплоченности детей.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Приветствие: “Зеркало”.

Разминка: “Угадай, кто?”.

Основная часть: “Послушай, произнеси, запомни”, “Выполни команду.”, “У кого длиннее ряд”.

Прощание: “Добрые друзья”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Мы ссорились, мирились….”.

15. “Мы выросли!”.

Цель: повышение сплоченности детей, создание чувства принадлежности к группе у каждого.

Развитие внимания, воображения, умения обобщать

Приветствие: “Запомни имя”.

Разминка: “Хлопок”.

Основная часть: “Сортировщик”, “Сочиняем стихи по опорным словам.”, “Я возьму с собой в школу”.

Прощание: “Огонек, гори!”.

Стихотворение для заучивания наизусть: “Почему сегодня Петя…”.

Подробное описание структурных компонентов занятий

Приветствие

Цель: создание атмосферы принятия, развитие положительной самооценки, развитие чувства доверия друг к другу.

1. “Мое имя”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя.

2. “Запомни имя”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя и имена предыдущих игроков.

3. “Я умею”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч заканчивает фразу: “Никто не знает, что я …..(умею, люблю, знаю и т.д.)”

4. “Зеркало”. Упражнение выполняется по кругу. Сейчас один будет зеркалом другого. Тот, кто исполняет роль зеркала, поворачивается к соседу, сидящему слева и встречается с ним взглядом. Затем зеркало произносит комплимент своему соседу. А тот, кто смотрится в зеркало, отвечает: “Да, я знаю”. Затем игроки меняются ролями.

5. “Подарок группе”. Упражнение выполняется по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, лица. При этом разговаривать нельзя.

6. “Мое имя и мой любимый персонаж”. Каждый участник по кругу произносит свое имя, имя литературного героя, который ему нравится и три качества этого героя, которые он считает в нем главными.

7. “Поздороваться разными способами”. Ведущий предлагает участникам по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия предлагает ведущий (за руку, локтем, носом и т.д.)

8.“Импульс”. Взявшись за руки, надо передать друг другу дружеское рукопожатие. При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кто передает импульс.

9.“Подари улыбку”. Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга следующим образом: повернуться к соседу, посмотреть в глаза и подарить ему улыбку, а затем сказать что-то приятное .

10. “Все мы здесь”. Все стоят в кругу, держась за руки. Первый участник начинает говорить: (называет свое имя) здесь и поворачивается к соседу слева, улыбаясь при этом и т.д. Затем тоже самое повторяет следующий. В конце ведущий подводит итог: “Все мы здесь”.

11. “Мое имя и мой любимый персонаж из сказки”. Каждый участник по кругу, перебрасывая мяч, произносит свое имя и называет свой любимый сказочный персонаж. Как вариант данной формы приветствия, могут быть темы:

“Мое имя и мой любимый цветок”.

“Мое имя и мое любимое животное” и т. д.

Разминка

Цель: создание позитивного настроения, повышение сплоченности детей, формирование атмосферы взаимной поддержки.

  1. “А ну-ка, повтори!”. Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего поочередно выступает каждый ребенок.
  2. Мне нравится в тебе”. Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-нибудь по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке (глаза, прическа, лицо, руки и т.д.)
  3. “Рука”. Дети стоят в кругу, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит, какая у него рука (мягкая, теплая и т.д.)
  4. “Клубок”. Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом слова приветствия ребенку, стоящему рядом.
  5. “Назови меня”. Дети встают в круг. Один ребенок в центре. Все остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре больше, становится на его место.
  6. Главная буква”. Дети, стоящие в кругу, перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанную букву.
  7. “Хлопни со мной!”. Дети сидят в кругу. Ведущий подходит к одному из них, хлопает в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, апплодируют ему. Таким образом, игра продолжается, пока будут не охвачены все дети.
  8. “Пылинки”. Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос и пылинки закружились. Пылесос выключили и пылинки остановились.
  9. “Ветер дует”. Ведущий предлагает игру. Ветер дует на того, кто …(любит читать, бегать, прыгать и т.д.). Если ребенок узнал себя, то он должен встать. Роль ведущего по очереди выполняют все дети.
  10. “Угадай, кто?”. Дети сидят в кругу. Ведущий волшебной палочкой дотрагивается до ребенка и тот превращается в кого-нибудь. Задача детей: угадать, в кого превратился ребенок.
  11. “Дружный хлопок”. Ведущий хлопает в ладоши, остальные повторяют заданный ритмический хлопок по кругу. Хлопок усложняется, ритм ускоряется.
  12. “Возьму с собой в портфель”.Дети сидят в кругу. Первый участник говорит: “Я возьму с собой в портфель…” и называет любой школьный предмет. Следующий повторяет название предмета предыдущего и называет свой и т.д.
  13. “Я возьму с собой в сказочное путешествие”. Дети сидят в кругу. Тот , у кого мяч, произносит: “ Я возьму с собой в сказочное путешествие…” и называет любой сказочный предмет. Мяч передается следующему и игра продолжается.
  14. “Назови слово”. Все стоят в кругу. Дети называют слова по заданию учителя на определенную тему (овощи, фрукты, имена, транспорт и т.д.) и перекидывают друг другу мяч.

Прощание

Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе.

  1. .“Колокол”. Дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и опускают их, при этом произнося слова: БУМ. Первый раз тихо, второй – громче, третий раз – очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.
  2. “Я тебе желаю”. Участники по кругу передают мяч и говорят пожелание своему соседу.
  3. “Пожелаю себе”. Все встают в круг. Каждый по очереди проговаривает для себя пожелание.
  4. “Попрощаемся по-разному”. Ведущий предлагает участникам попрощаться разными способами. Каждое прощание не должно повторяться.
  5. “Мое настроение”. Дети встают в круг и по очереди говорят, с чем можно сравнить их настроение.
  6. “Мне пригодится”. Дети прощаются друг с другом и говорят о том, где им пригодятся знания, полученные на занятии.
  7. “Ласковое море”. Дети встают в круг и на память о прошедшем занятии дарят улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день.
  8. “Спасибо за приятный день”. Все стоят в кругу, один в центре. Первый к нему подходит и говорит, взяв за руки: “Спасибо за приятный день”. Затем подходит следующий ребенок и, взяв любого из круга за руку, говорит тоже самое. Последний круг замыкает.
  9. “Добрые друзья!”. Все стоят в кругу. Ведущий говорит: “Попрощайтесь с тем, кто вам стал дорог, обнимитесь, как добрые друзья и скажите “спасибо”.
  10. “Огонек, гори!”. Встаньте поближе друг к другу в кругу, опуститесь на колено. Вытягивайте вперед правую руку и кладите на руки друзей. Затем тоже самое проделайте и с левыми руками. Раскачивая руки вверх-вниз, дружно произносим слова: “Раз, два, три! Огонек гори!”. Далее показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени. Почувствовав тепло, садимся на пяточки, одновременно кладем руки на плечи соседей и, встречаясь глазами друг с другом, дружно благодарим: “Спасибо! До свидания!”.
  11. “Тепло”. Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и т.д. посмотрим, как мы дружно сработаем

Приложение 1

Приложение 2