Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 1-м классе по теме "Слова с сочетаниями -жи-, -ши-"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  1. Повторить изученное правило: жи, ши пиши с гласной И.
  2. Закреплять умение видеть, слышать и применять правило на письме.
  3. Развивать орфографическую зоркость – умение видеть изученное правило в словах и применять его на практике.
  4. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики.
  5. Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
  6. Развивать речь: обобщение словаря учащихся, умение правильно излагать свои мысли.
  7. Развивать самостоятельность.
  8. Воспитывать организованность, умение работать сообща, помогая друг другу, и в должном темпе.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Доска:

Оборудование:

  • Вывеска “Бюро находок”.
  • Картинки к словам “машина”, “ежи”, “жираф”, “ножи”.
  • Письмо от пиратов, запечатанное треугольником.
  • 2 таблицы со словами на стенде.
  • Картинка “Кораблик”.
  • Таблички:

  • Карты плавания – таблицы со слогами и сочетаниями букв.
  • Карта необитаемого острова с 7 вёдрами с буквами И, Ы.
  • Плакат “Живи для людей, поживут и люди для тебя”.
  • Учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
На меня все осмотрели.

– Урок русского языка. Открываем тетради… Что такое? А где же ваши тетради? И учебников нет! Что случилось? Ничего не понимаю! Что же делать?

II. Актуализация знаний.

– Кажется, я придумала, куда нам нужно обратиться, в “Бюро находок”. А вот и оно… Читаем хором вывеску (открывается заранее приготовленная и закрытая вывеска).

– Может быть, здесь знают, где нам найти наши тетради и учебники. Сначала выполним задание: на доске мы видим слова с пропущенными слогами. Какие слоги потерялись?

(По мере нахождения слогов приписываются розовым мелом.)

– Прочитайте получившиеся слова. Что между ними общего? (Орфограмма, ударение на второй слог)

– Найдите “лишнее” слово. (МАШИНА – ШИ, ЖИРАФ – ударная “А”, ЕЖИ – начинается на гласную).

– Объедините слова в две группы. (Одушевлённые – неодушевлённые, множественное число – единственное число, 2 согласных звука – 3 согласных звука (1 из них глухой)).

– Молодцы! И действительно ваши тетради находятся в “Бюро находок”. Вот они. (Раздаются).

III. Сообщение темы и целей урока.

– Давайте ещё раз повторим, какая орфограмма объединяет все слова на доске?

– Кто догадался, какая тема урока? (ЖИ – ШИ пиши с И).

– Что же мы будем делать на уроке? (Учиться видеть и слышать орфограмму в словах, применять правило при написании слов)

(На доске появляются таблички с темой и целью урока.)

IV. Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму).

– В Бюро находок мне передали письмо. Давайте его прочитаем.

Мы захватили ваши учебники и не отдадим их. Вы никогда не научитесь грамотно писать.

Пираты с Острова Больших Неудач.

– Вот это да! Какие могут быть пираты в нашем городе, как они смогли пробраться в наш класс? Наверное, они приплыли на каком-то волшебном корабле. Давайте и мы, сделаем “лодочки” для нашего путешествия – приготовим наши руки для письма.

Лодочка

Две ладошки прижму

(соединить лодочкой

И по морю поплыву

и выполнять волнообразные движения)

Две ладошки, друзья,

(показать ладошки)

Это лодочка моя.

(снова “лодочка”)

Паруса подниму,

(поднять, выпрямив, ладошки вверх)

Синим морем поплыву

(волнообразные движения рук

А по бурным волнам

вместе и попеременно)

Плывут рыбки тут и там.

V. Оформление тетради. Минутка чистописания.

– Лодочки в порядке. А вы готовы спасать свои учебники? Тогда в путь! Открываем тетради.

– Минутка чистописания (ЖИ ШИ ЖИ ЖИ ШИ ШИ …)

– Продолжи ряд, соблюдая закономерность.

VI. Повторение изученного правила.

– Ребята, давайте проверим, все ли лодочки плывут правильным курсом? А для этого вам понадобятся карты плавания. (Таблицы со слогами). На них вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно?

– Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (4)

– Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3) Молодцы!

– Все лодочки плывут правильным курсом, наверно, уже скоро мы приплывём на остров Больших Неудач, где находятся пираты с нашими учебниками. А пока мы плывём, можно поиграть. Игра называется “Угадай и запиши последнее слово”. Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь.

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
И понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка) (Подчеркнуть орфограмму)

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)

Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин)

Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе … (живот)

– Напомните, пожалуйста, с каким правилом мы сегодня работаем? Все вы знаете это правило. А … даже знает стихотворение с нашим правилом.

– Внимательно прослушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова с ЖИ и ШИ.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи!
Лужи, жимолость, ежи,
Мыши
, лыжи, камыши,
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши! (9 слов)

– Запишем слова, которые вы запомнили, в тетрадь. (Коллективная работа)

Физкультминутка.

– Молодцы! Наш путь продолжается. Море спокойное, а вокруг рыб видимо – невидимо. Встаньте все на ножи, отдохнём немножко.

Рыбки плавали, ныряли (Движения как при плавании)

В чистой, тёпленькой воде (Перебирают пальчики)

То сожмутся, разожмутся, (Съёжился, выпрямил спину – грудь вперёд)

То зароются в песке. (Приседают в комочек)

VII. Упражнение на правописание слов с ЖИ и ШИ.

– Вот мы и приплыли на остров Больших неудач. Странно, но здесь никого нет. Где же пираты?

– Под пальмой что-то начерчено на песке, давайте скорее прочитаем.

(Снимается белый лист, под которым напечатано на доске:)

Вы умные и трудолюбивые. Вы победили. Учебники под пальмой.

Пираты.

Ну что ж, ребята, сражаться ни с кем не пришлось. Оно и к лучшему. Зачем нам бои и сражения, ссоры и вражда? Гораздо лучше жить в мире и согласии друг с другом. А учебники вернулись к нам благодаря нашим знаниям. И это прекрасно! А нам пора обратно в класс. Но что такое? Я вижу, что в наши лодки просачивается вода. Как же нам спастись? Что делать? (может быть, кто-то из детей заметит на острове “вёдра”, предложит вычерпать воду вёдрами)

– Обратите внимание, что вёдра не простые, а с буквами. Вычерпывать воду мы будем, выполняя упр. 58 (с. 35, учебник Рамзаевой Т.А., 2-й класс)

  • Читаем задание;
  • Работу построим следующим образом:
  1. Читаем слово из учебника;
  2. 1 ученик выбирает “ведро” с нужной буквой, садится за парту, диктует слово, обозначает ударение.

– Писать надо быстро, аккуратно, без ошиб