Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей с ЗПР к школе

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Занятие №1. Тема: “Во саду ли в огороде…”

Цель: уточнение и расширение представлений детей об огородных и садовых растениях;

воспитание бережного отношения к родной земле, уважения к труду земледельцев.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и
  • устойчивость;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • развивать восприятие вкуса, целостность восприятия и мелкую моторику;
  • формировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас детей;
  • формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения,
  • доказательства; развивать связную речь.

Направления коррекционной работы

Содержание этапов занятия

Оборудование

Релаксация

Организационный момент.

1. Мимические упражнения: “Семена растений”.

Дефектолог. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку.

Повторить расслабление.

На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-“толстячки”, превратитесь в овощи-“худышки”.

 

Зрительное восприятие, концентрация внимания

Обобщение

Сообщение темы.

Дефектолог. Сегодня мы отправляемся на дачу к тетушке Алене. Посмотрим, какие растения растут на ее даче, и поможем ей собрать урожай.

2. Игр. упр. “Узнай и назови овощи”

Дефектолог. Назовите растения, которые вырастила тетушка Алена.

Назовите одним словом эти растения? (Овощи.)

Таблица с контурными и наложенными изображениями овощей (рисунок 1)

Объем слуховой памяти

Целостность восприятия, мелкая моторика

Дефектолог. Давайте поможем собрать тетушке Алене овощи в мешок.

3. Игра “Я положил в мешок”

Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в мешок свеклу”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в мешок свеклу и капусту”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Дефектолог. Мышка забралась в огород и погрызла несколько овощей. Давайте сделаем их целыми.

4. Игр. упр. “Дорисуй вторую половину”

Листы бумаги с изображением недорисованных овощей (рисунок 2)

Восприятие вкуса

Дефектолог. Тетушка Алена очень довольна тем, что вы спасли ей овощи. И за это она вас угостила. А чем, вы должны угадать.

5. Игра “Угадай на вкус”

Дети с закрытыми глазами угадывают на вкус овощи.

Блюдце с кусочками овощей; повязка для глаз

Зрительная память

Обобщение

Дефектолог. Кроме овощей, тетушка Алена выращивает еще и другие плоды. Давайте посмотрим на картинку.

6. Игр. упр. “Запомни и назови картинки”

Детям предлагается запомнить порядок картинок, а затем разложить в такой же последовательности у себя на столе.

Дефектолог. Назовите одним словом эти плоды? (Фрукты.) Какие еще фрукты вы знаете? (Апельсин, мандарин, абрикос, виноград, персик, лимон, банан…)

Таблица с изображением фруктов

(рисунок 3);

набор предметных картинок с изображением фруктов на каждого ребенка

Моторная координация

Физкультминутка.

Яблонька

У дороги яблонька стоит.
А на ветке яблочко висит.
Сильно ветку я потряс –
Вот и яблоко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь.
Ах, какой приятный вкус!

Дети сопровождают текст движениями.

 

Обобщение, классификация

7. Игра “4-й лишний”

Дефектолог. На каждой картинке одно растение чем-то отличается от трех других. Назови лишнее растение на каждой картинке и объясни свой выбор.

4 карточки с изображением овощей, фруктов, ягод (рисунок 4)

Анализ, сравнение

8. Игр. упр. “Что общего и чем отличаются?”

Дефектолог. Назовите общие и отличительные признаки предметов: яблоко и мяч.

 

Выделение существенных признаков; связная речь

9. Составление описательного рассказа о любимом огородном или садовом растении (овощ, фрукт, ягода).

Дефектолог. Давайте подарим на память тетушке Алене свои рассказы о тех растениях, которые она вырастила на даче.

План-схема (рисунок 5)

 

Итог. Дефектолог. Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

- В какие игры мы играли?

- Какая игра понравилась больше всего каждому из вас?

 

Занятие №2. Тема: “Овощные и фруктовые угощенья”

Цель: систематизация знаний детей об огородных и садовых растениях; расширение представлений об овощных и фруктово-ягодных блюдах; воспитание бережного отношения к родной земле, уважительного отношения к труду.

Задачи:

  • развивать концентрацию и распределение внимания;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • формировать логическое мышление;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать навыки словообразования и связную речь

Направления коррекционной работы

Содержание этапов занятия

Оборудование

Релаксация

Организационный момент.

1. Мимические упражнения: “Ласковое солнышко”.

Дефектолог. Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко.

Дети имитируют расслабление.

Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

Дети напрягаются.

Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз.

 

Произвольная сфера; мелкая моторика рук

Сообщение темы.

Дефектолог. Ребята, вы очень понравились тетушке Алене. Она снова приглашает вас к себе в гости на дачу.

2. Игр. упр. “Выложи ровную дорожку”

Дефектолог. А пойдем мы по ровненькой дорожке, которую сами себе выложим. Необходимо пинцетом брать по одной фасоли и выкладывать в ряд на полоску бумаги.

Фасоль (10 шт.), пинцет, узкая полоска бумаги на каждого ребенка

Расширение словаря

Беседа по теме.

Дефектолог. Для чего выращивают овощи, фрукты и ягоды?

- Что можно приготовить из этих растений? (Борщ, щи, гороховый, свекольный и картофельный супы; салаты, морковные, капустные и картофельные котлеты; овощную икру; компоты, соки, варенье и прочее.)

- Для чего всем детям и взрослым полезно есть эти растения? (Чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми.)

 

Объем слуховой памяти

Дефектолог. Давайте тетушке Алене поможем приготовить борщ.

3. Игра “Я положил в борщ”

Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в борщ свеклу”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в борщ свеклу и капусту”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

 

Тактильное восприятие

5. Игра “Угадай на ощупь”

Дефектолог. Угадайте, какие овощи оказались в кастрюле.

Кастрюля, набор овощей

Зрительно-моторная координация

Словообразование

Дефектолог. Тетушка Алена решила приготовить разные соки.

6. Игр. упр. “Запомни и нарисуй картинки”

Детям предлагается запомнить порядок картинок, а затем нарисовать их в такой же последовательности у себя на столе.

Время запоминания 15-20 секунд

Дефектолог. Какой сок получился из моркови? (Морковный.)

- Какой сок получился из яблока? (Яблочный.)

- Какой сок получился из груши? (Грушевый.)

- Какой сок получился из вишни? (Вишневый.)

Таблица с изображением моркови, яблока, груши, вишни; бумага, карандаши (рисунок 6);

Моторная координация

Физкультминутка.

Дефектолог. Давайте поможем тетушке Алене посолить капусту.

Засолка капусты

Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Уф, устали!

Дети сопровождают текст движениями.

 

Переключение и распределение внимания

7. Игра “Найди одинаковые блюда”

Дефектолог. Тетушка Алена приготовила вкусные угощения. На некоторых блюдах у нее лежат одни и те же фрукты. Найдите, сколько таких блюд.

Картинка с изображением фруктовых блюд, несколько из них одинаковые (рисунок 7)

Установление логических связей и отношений между понятиями

8. Игра “Подбери пару”

Детям зачитываются три слова, первые два находятся в определенной связи. Детям нужно понять принцип этой связи (аналогии) и подобрать слово к третьему.

  • огурец – овощ, яблоко - …;
  • редиска – грядка, яблоко - …;
  • капуста – салат, вишня - …
 

Логическое мышление

9. Логическая задача

Марина и Таня пили разные соки – яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?

 

Связная речь

10. Составление рассказа на тему: “Как мы варили борщ”

Дефектолог. Давайте подарим на память тетушке Алене свои рассказы о том, как мы варили борщ.

План-схема
 

Итог. Дефектолог. О чем мы сегодня говорили?

- Что вы можете рассказать о фруктах, овощах и ягодах? Чем они отличаются? Чем они полезны?

 

  Приложение (рисунки)