Интегрированный урок русского языка с татарским языком по теме "Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


 

Цели:

I. Образовательные

  • Обобщение и систематизация знаний по указанным темам.
  • Отработать навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • Пробудить интерес к личности казанской царицы Сююмбике.

II. Развивающие

  • устную и письменную связную речь у учащихся;
  • умение применять полученные знания и на уроках русского языка и на уроках татарского языка.

III. Воспитательные

  • Воспитание чувства патриотизма, коллективизма

 

Форма урока: Интегрированный

Оборудование:

  1. Таблица «Тире между подлежащим и сказуемым» на русском и татарском языках.
  2. Компьютер
  3. Кодоскоп
  4. Индивидуальные карточки
  5. Материалы о казанской царице Сююмбике, о башне Сююмбике и иллюстрации
  6. Технологическая карта для каждого ученика.

 

Ход урока

I. Слово учителя.

Тему «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым» обобщим на материале, посвященной замечательном дате для всех татарстанцев – тысячелетии Казани. Поговорим об одной из достопримечательностей столицы – башне Сююмбике и легендах, рассказывающих о последней казанской царице.

Прочитаем текст и выполним задания. (символ Казани)

Архит…ктурный симв..л Казани стройная семиярусная башня Сююмбике из красного обожже…ого кирпича. Высота её достигает 58 метров, а над Казанкой она возвышается почти на 80 метров. Ра…пол…жение башни на возвышенном месте кремлевск… мыса делает её самой приметн… точкой города.

 

Задания:

1.  Докажите, что данная запись является текстом?

  • это текст, потому что предложения объединены одной темой - рассказом о башне Сююмбике);
  • во-вторых, предложения связаны цепной последовательной связью;
  • 2-е предложение продолжает смысл 1-го предложения, существительное башня заменено местоимением её;
  • в 3-м предложении вместо местоимения её вновь употребляется существительное башня.
  • основная мысль текста заключена в 1-м предложении. Текст можно озаглавить «Символ Казани».
  • тип речи – описание

2. «В копилку памяти».

Послушайте рассказ о Сююмбике, это интересно.

(ученик, заранее подготовленный, рассказывает о данном архитектурном памятнике)

Башня Сююмбике.

Вопрос о времени сооружения башни остается спорным, однако большинство ученых датирует это сооружение XVI веком. Во времена взятия Казани Иваном Грозным татарские князья обвинили последнюю царицу Казанского ханства Сююмбике в предательстве и выдали ее русскому царю. После падения города казанскую царицу и ее пятилетнего сына Утямыш-Гирея увезли в Москву, а из мавзолея удалили могилу Сафа-Гирея, мужа Сююмбике. Тогда же по приказу Ивана Грозного и была построена башня, получившая имя Сююмбике.

Долгие века башня Сююмбике первой встречала рассвет да последней провожала закат. Много легенд связано с башней. Так, по татарским поверьям, семь ярусов башни означают семь небес. Преданиями овеяно и имя царицы Сююмбике, ставшей воплощением верности своему народу. Легенды живут, вдохновляя художников па новые произведения.

Известно, что в настоящее время Сююмбике – одна из падающих башен мира: она отклонилась от своей вертикальной оси почти на 170 сантиметров. Ученые и архитекторы предпринимают попытки спасения памятника. Сейчас башню опоясывает железное кольцо и удерживает её от падения. Священный памятник татарского народа признан памятником культуры мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.

 

3. Дать лексическое значение слов:

  • архит…ктура –
        1. строительное искусство, зодчество
        2. стиль постройки
  • симв..л - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного.
  • мыс – часть суши, вдающаяся острым углом в море, озеро.

 

4. Составьте словосочетания с данными словами и разберите одно из них:

(архитектурный памятник, символ мира и т.д.)

5. Объясните правописание пропущенных орфограмм и пунтограмм:

6. Выполнить синтаксический разбор 1-го предложения.

 

Вопрос к классу:

- Почему нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым? Обратимся к таблице.
- Перечислите постановку тире между подлежащим и сказуемым( 6 случаев).
- А в татарском языке?
- Сделайте вывод

Тире между подлежащим и сказуемым

Ставится если:

подлежащее       сказуемое

выражено            выражено:

1. существительное- существительное
2. существительное- числительное
3. существительное – неопределенная форма глагола
4. числительное – существительное
5. неопределенная форма глагола – существительное
6. неопределенная форма глагола - неопределенная форма глагола.

II. Ребята, не забывайте заполнять технологическую карту.

Виды работы Оценка: субъективная Оценка: объективная
1. Анализ текста
2. Разбор словосочетаний
3. Разбор предложений
4. Задание по карточкам
5. Сочинение
   

От 2 до 5 баллов.

- Следующее задание – работа по карточкам;

- Свои знания вы можете проверить по тестам на компьютере.

Задания на карточке.

1 задание: Переведите предложения на русский язык, графически обозначьте постановку знаков препинания:

2 задание.

Расставьте знаки препинания, где это необходимо, объясните(обозначьте) графически их постановку:

  1. Дело художника –рождать радость.
  2. Для нас жить – значит работать.
  3. Облака как причудливые замки.
  4. Дружба не услуга, за неё не благодарят.

Проверяем по кодоскопу.

III. 1. Встреча с гостьей.

( В костюме Сююмбике выходит десятиклассница рассказывает о казанской царице на татарском языке).

Сююмбике

Как-то раз московский царь увидел портрет Сююмбике и влюбился в красавицу. Отправляет он послов в Казань, Сююмбике, сватает её. Сююмбике не соглашается. Тогда московский царь разгневался и сказал: «Коли своею волею не выйдешь за меня замуж, пойду на вас войной и насильно возьму тебя!» Объявил он войну Казанскому ханству. Осаждал город Казань семь лет, затем разрушил крепостные стены и захватил город. Сююмбике, увидев победу врагов, поднялась на минарет мечети, в которой был похоронен её муж, и бросилась вниз. После этого ханскую мечеть стали называть «Башней Сююмбике»

Вопрос к классу:

Что нового вы узнали о Сююмбике?

Расскажите.

2. Используя необходимый материал урока, напишите сочинение на одну из тем (какой тип речи вы используете при раскрытии той или иной темы?):

  1. У башни Сююмбике.
  2. Мои размышления о казанской царице.
  3. Какой я представляю себе Сююмбике.

(В своих сочинениях используйте предложения на нашу тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»).

Работу закончить дома.