Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок химии в 9-м классе по теме: "Качественные реакции на ионы металлов"

Разделы: Преподавание химии


ЦЕЛЬ УРОКА: изучить качественные реакции на ионы металлов и методы их распознавания.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные

  • на основе свойств соединений металлов познакомить учащихся с качественными реакциями на ионы металлов;
  • познакомить учащихся с методом распознавания веществ, содержащих ионы металлов;
  • продолжить формирование умения составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;

2. Воспитательные

  • формирование научного мировоззрения на основе причинно-следственных связей между состав и свойствами вещества;

3. Развивающие

  • развитие логического мышления: умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;
  • развитие памяти, внимания.

ТИП УРОКА: изучение нового материала

РЕАКТИВЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Растворы: сульфат магния, хлорид алюминия, хлорид меди (II), сульфат железа (II), хлорид железа (III), гидроксид натрия, серная кислота, хлорид бария, хлорид кальция, карбонат натрия.

Крист. вещества: нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция, нитрат бария.

Спиртовка, пробирки.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Объявление темы урока.

III. Постановка цели урока.

В течение нескольких уроков мы рассматривали строение, свойства и применений металлов, а также их соединений. И сегодня на уроке мы познакомимся с качественными реакциями на ионы металлов, а также методом их определения.

IV. Подготовка к изучению материала.

Понятие “качественные реакции”, как вы понимаете это слово – “качественные”, что оно означает?

Качественные реакции – это химические реакции, с помощью которых можно определить то, чем одно вещество отличается от другого по элементарному составу, иначе говоря, эти реакции позволяют определить отдельные ионы или молекулы, из которых состоит исследуемое вещество или смесь веществ.

V. Работа над изучением материала.

В качественном анализе применяют реакции, сопровождающиеся каким-либо эффектом, который можно легко обнаружить органами чувств.

Как вы считаете, что это за эффекты?

  • Изменение окраски раствора;
  • Выпадение или растворение осадка;
  • Выделение газов, обладающих характерным запахом.

Обратите внимание на тему урока “Качественные реакции на ионы металлов”, а ионы металлов преимущественно определяют методом осаждения.

За объект определения мы возьмем ионы тех металлов, которые были рассмотрены ранее при изучении темы “Металлы”, а результаты определения будем фиксировать в следующей таблице:

Определяемый ион

Реактив на ион

Результат определения

Реактив на ион

Результат определения

Мg2+

       

Al3+

     

Cu2+

     

Fe2+

     

Fe3+

     

Ca2+

       

Ba2+

     

Na+

     

K+

     

Обратите внимание на первые пять ионов Мg2+, Al3+, Cu2+, Fe2+, Fe3+ , все они имеют общий реактив, содержащий ОН- ион.

Лабораторный опыт: Определение ионов Мg2+, Al3+, Cu2+, Fe2+, Fe3+ с помощью раствора щелочи.

(Учащиеся выполняют опыты по группам (всего 5 групп, каждая группа определяет 1 ион) и результаты заносят в таблицу, а также составляют уравнения химических реакций в молекулярной и ионной форме)

На доске от каждой группы по 1 учащемуся записывают сокращенное ионное уравнение реакции.

Вторая группа ионов представленных в таблице (Ca2+ , Ba2+ , Na+ , K+) состоит из ионов щелочных и щелочноземельных металлов. Особое внимание заслуживаю