Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

"Учись решать задачи по химии" (программа курса по выбору)

Разделы: Преподавание химии, Администрирование школы


Введение данного курса, как вариативной части учебного плана, обусловлено необходимостью профильного обучения обучающихся основной школы. Умение решать задачи – важная часть химического образования. Без решения задач постижение любой из естественных наук, в том числе и химии, не может быть полным. Насыщенность школьной программы по химии теоретическими вопросами часто не позволяет уделять много времени навыкам решения задач во время основного урока. Решение задач требует не только умения свободно владеть теоретическим материалом, но также умения логически мыслить.

Особенность изучаемого курса состоит в опоре на знания обучающихся, полученные на уроках химии.

Программа курса адресована обучающимся 9-ых классов.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны

знать:

  • теоретический материал курса химии основной школы;
  • основные алгоритмы решения расчетных задач;

уметь:

  • определять тип задачи;
  • записывать уравнения реакций протекающих процессов;
  • выбирать основные расчетные формулы и их преобразовывать;
  • подставлять численные данные и производить математические вычисления.

В соответствии с этим, целью данного курса является обучение обучающихся решению задач курса химии основной общеобразовательной школы.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

  1. Обобщение и систематизация знания обучающихся при решении задач, полученные ранее в школе;
  2. Умение практически применять теоретический материал, приложения научных знаний на практике;
  3. Осуществление межпредметных связей, а также связи химической науки с жизнью.
  • В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
  • Задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке;
  • Задачи на вычисления, связанные с использованием понятия “выход продукта реакции”;
  • Задачи на вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси;
  • Расчеты по термохимическим уравнениям;
  • Задачи на вычисления, связанные с последовательными превращениями одного вещества;
  • Задачи на смеси веществ;
  • Задачи на растворы;
  • Задачи на вывод формул химических соединений.

Программа предусматривает проведение лекционно-практических занятий.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий по применению полученных знаний и дальнейшему их совершенствованию в рамках изучения курса химии. Курс завершается выполнением итоговой контрольной работой.

По окончании курса у учащихся формируется положительная мотивация к дальнейшему изучении химии, развиваются и закрепляются навыки решения задач, что необходимо при дальнейшем обучении.

Данный курс рассчитан на 66 часов в течение учебного года 9-го класса. Периодичность занятий – 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов Количество часов
Всего Лекционные Практические Формы контроля
1. Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке (задачи на избыток и недостаток) 6 1 5 Контрольная работа
2. Вычисления, связанные с использованием понятия “выход продукта реакции” 6 1 5 Контрольная работа
3. Вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси 7 1 6 Контрольная работа
4. Расчеты по термохимическим уравнениям 4 1 3 Контрольная работа
5. Вычисления, связанные с последовательными превращениями одного вещества 10 2 8 Контрольная работа
6. Задачи на смеси веществ 10 2 8 Контрольная работа
7. Задачи на растворы 10 2 8 Контрольная работа
8. Задачи на вывод формул химических соединений 7 1 6 Контрольная работа
9. Итоговое занятие 6 2 4 Контрольная работа
  Итого: 66 13 53  

Содержание программы

Наименование разделов Содержание Ссылки на задачи
1. Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке (задачи на избыток и недостаток) Решение задач на вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке. Понятия избыток и недостаток. 1,2
2. Вычисления, связанные с использованием понятия “выход продукта реакции” Решение задач на вычисления, связанные с использованием понятия “выход продукта реакции”. Теоретический выход, практический выход, массовая (объемная) доля продукта от теоретически возможного. 1,2,3
3. Вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси Решение задач на вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси. Массовая (объемная) доля примесей (чистого вещества) 1,2,3
4. Расчеты по термохимическим уравнениям Решение задач на расчеты по термохимическим уравнениям. Тепловой эффект химической реакции. Реакции экзотермические и эндотермические 1,2
5. Вычисления, связанные с последовательными превращениями одного вещества Решение задач на вычисления, связанные с последовательными превращениями одного вещества. Химические свойства и способы получения металлов, неметаллов и их соединений 1,2,3
6. Задачи на смеси веществ Решение задач на смеси веществ, разделяющиеся в процессе протекания химических реакций; не разделяющиеся в процессе протекания химических реакций; 1,2,3
7. Задачи на растворы Решение задач на определение концентрации растворенного вещества или массы (количества) вещества в растворе с определенной концентрацией; приготовление раствора определенной концентрации; разбавление (концентрирование) растворов; смешивание растворов одного и того же вещества; смешивание растворов разных веществ, приводящее к протеканию химической реакции 1,2,3
8. Задачи на вывод формул химических соединений Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов; по относительной плотности и массовой доле элементов в соединении; по массе (объему) продуктов сгорания 1,2
9. Итоговое занятие Решение задач различных типов 1,2,3

Список литературы для учителя

1. Аргишева А.И., Губанова Ю.К. Решаем задачи по химии. – Саратов: Лицей, 2002. – 384 с.

2. Борздун Л.А. Решение расчетных задач в курсе химии средней школы. – Кемерово, 1996. – 59 с.

3. Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – М.: Прсвещение, 1981. – 159 с.

4. Ковальчукова О.В. Учись решать задачи по химии. – М.: “Поматур”, 1999.- 175 с.

5. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии: 8 – 11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002. – 189 с.

6. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия. 8-9 классы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.

7. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. -160 с.

8. Радецкий А.М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001. -208 с.

9. Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии. 8-11 классы. – СПб.: “Паритет”, 2000. – 128 с.

10. Штемплер Г.И. Методика решения расчетных задач по химии: 8-11 классы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 207 с.

Список литературы для учащихся

1. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 1999. – 48 с.

2. Гара Н.Н.,Зуева М.В. Химия. Задачи и упражнения. 8-9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

3. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.В. Химия. Задачник. 8-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 272 с.

4. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.

5. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: “Издательство Новая Волна”, 1996. – 221 с.

6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: “Издательство Новая Волна”, 1996. – 303 с.

Перечень ключевых слов

  • Избыток и недостаток
  • Концентрирование растворов
  • Масса
  • Массовая доля
  • Моль
  • Молярная масса вещества
  • Молярный объем
  • Молярная концентрация
  • Относительная атомная масса элемента
  • Относительная молекулярная масса вещества
  • Относительная плотность
  • Объемная доля
  • Пропорция
  • Практический выход продукта
  • Примеси
  • Система алгебраических уравнений
  • Смешивание растворов
  • Теплота химической реакции
  • Тепловой эффект химической реакции
  • Термохимические уравнения
  • Теоретический выход продукта
  • Экзотермическая реакция
  • Эндотермическая реакция

Приложение