Урок литературы. Умное искусство человеческого общения (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Кондратьева "Привет с фронта")

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: музыка, эпистолярный жанр, любовь, война


Цели урока:

  • рассмотреть особенности структуры и стилистики писем литературных героев в указанных повестях;
  • объяснить вторжение эпистолярной формы в художественную прозу,
  • способствовать повышению интереса учащихся к бытовому письму.

Форма урока: урок-размышление по письмам литературных героев

Оформление урока: портреты А. И. Куприна и В. Л. Кондратьева, иллюстрации к повестям, выполненные учеником, стенд “ Пишите письма” об особенностях эпистолярного жанра, этикете, принятом при написании писем, запись сонаты №2 Бетховена, выставка книг Бондарева Ю. В. , Давыдова Ю. В. , Залыгина С. П. , Кондратьева В. Л. , в которых сохранил своё значение эпистолярный жанр.

Учащиеся класса распределяются по трём группам, задание к уроку получено заранее.

1 группа – учащиеся работают над анализом писем Желткова из повести “Гранатовый браслет” А. И. Куприна (произведение изучалось ранее).

2 группа получает следующие вопросы к анализу повести “Привет с фронта” В. Л. Кондратьева.

1. Что сообщает в письмах о своей биографии Юра Ведерников?

2. Что вы можете сказать о его характере?

3. Какой автор показывает Нину?

4. Какой видит её Юрий?

5. Почему Нина меняет своё отношение к письмам Юрия Ведерникова?

6. Когда письма с фронта становятся важны для Нины?

7. Сообщение о В. Л. Кондратьеве.

3 группа – пресс-центр, который стенографирует выводы групп и готовит по ним газету “Письмо другу”.

Оформление продумывается заранее. Записи ведутся по ходу урока.

Эпиграф

Передо мной в письмах вставал человек…. И я как-то впервые задумалась о загадке личности.

В. Л. Кондратьев “Привет с фронта”

Ход урока

1. Просмотр видеосюжета, в котором ученики 7 – 8 классов дают ответы ученикам 11 класса на вопросы:

- Умеют ли они правильно оформлять письма?

- Как часто пишут письма?

- Для чего люди пишут письма?

2. Слово учителя.

В новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой – письмо трактуется как “бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств”. В. И. Даль в своем “Толковом словаре живого великорусского языка” определяет значение слова “письмо” следующим образом: сообщение на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому. История письма насчитывает тысячелетия. Появившись в глубокой древности, письма связали между собой людей, позволив им общаться. Постепенно этот способ общения стал неотъемлемой частью нашей культуры.

Письмам справедливо отданы целые тома в собраниях сочинений всех литературных классиков. Каждое из этих писем содержит важную информацию о жизни человека и его эпохе. Постепенно сложились стилистические границы жанра, который получил название “эпистолярный” от греческого слова “epistole”, означающего “послание, письмо”. Целые романы создавались в виде переписки, например, роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”.

С точки зрения лингвистики, письмо как разновидность текста имеет свои особенности. В нем произошло тонкое и сложное переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Непринужденная или, наоборот, высокопарно-торжественная манера обращения закрепилась в общепринятых, условных эпистолярных формах. С годами сложилась целая система этикетных формул, типичных разговорных оборотов, вопросительных и восклицательных конструкций, которые известны всем, кто хотя бы изредка писал письма.

Но в наше время, как мы увидели из видеосюжета, существуют разные точки зрения на бытовое письмо как средство человеческого общения. Кто-то даже заявляет, что в наш век оно может быть заменено телефоном и Интернетом. Тем не менее художественная литература постоянно “оглядывается” на бытовое письмо, вводя его в текст литературного произведения.

- Какие примеры эпистолярного жанра вы можете привести?

(ученики называют произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, в которых герои пишут письма)

Но мы видим, что в некоторых произведениях литературные герои пишут письма не только ради общения. В письме их привлекает и нечто большее. Что же?

Может литература поможет нам разобраться, чем является письмо, кроме средства общения. А ваше “Письмо другу”, я надеюсь, многое объяснит и тем школьникам, которые высказывались в видеосюжете против переписки.

Сегодня мы остановимся на двух литературных произведениях, разделённых временем, но герои этих произведений пишут письма и заканчивают их одинаково: “Да святится имя Твоё”

3. Работа 1 группы.

Ученик читает под музыку Бетховена прощальные слова Желткова из последней главы повести.

Слово учителя

В шуме ветра под прекрасную музыку слышит Вера Николаевна Шеина, героиня повести “Гранатовый браслет”, прощальные слова Желткова, слагающиеся в гимн любви, в ненаписанное им письмо. Трудно узнать в этом эпизоде героиню.

Вопросы учащимся:

- Почему? Какой она предстала перед читателем в первых главах повести?

(Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходство над людьми, неспособность к состраданию – вот отличительные характеристики героини в начале повести).

Прочитаем письмо Желткова из 5 главы

- О чём говорит обращение?

(благоговение, почитание, скромность)

- Для чего использована возвышенная лексика? Приведите примеры.

- В чем особенности построения синтаксических конструкций?

(Сложные синтаксические конструкции – БСП с причинными отношениями, СПП с уступительными, ССП с противительными -использованы Желтковым, когда он непосредственно обращается к Вере Николаевне, старательно пытаясь оправдаться, избежать неловкости, скрыть своё замешательство. Но когда он определяет своё поведение, использованы простые предложения, ведь герой выстрадал свои чувства, уверен в них. “Умоляю Вас не гневаться на меня…Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность…”)

- За что благодарит Веру Николаевну Желтков во втором письме (глава 11)?

(. . за то, что вы существуете. .)

- Как меняется стиль письма и почему?

- Какое чувство возникает у вас при чтении этого письма?

- Как письма способствовали пробуждению “ленивого сердца” Веры Николаевны?

Выводы 1 группы.

Речь Желткова в письмах необычайно яркая, образная, эмоциональная. Он виртуозно владеет и возвышенной лексикой и просторечной, что даёт ему возможность рассказать о своей любви – любви страстной и бескорыстной. И пусть Веру Николаевну тяготит вечное преклонение, благоговение и рабская преданность, которые читаются за строками первого письма, но в этих письмах ей постепенно открывается глубина истинного чувства. К ней приходит понимание ценности человеческих взаимоотношений. На смену равнодушию и царственному спокойствию приходит беспокойство и взволнованность, ей становится так важно прощение Желткова, глаза героини блестящи от слёз… Мир открывается ей и принимает в свои объятья…

“Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звёзды табака… И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь её горю продолжала: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, и я с тобой…”

Учитель: Итак, мы видим, что письма способствуют постижению вечных понятий – любви, верности, самопожертвования. Так было и так будет.

4. Ученик читает стихотворение поэта- фронтовика Иосифа Уткина

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звёзды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят.
Как дома - и в дыме войны!
Мы скоро вернёмся. Я знаю, Я верю.
И время такое придёт;
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдёт.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтём.

5. Слово учителя (в руках треугольник фронтового письма).

Фронтовые письма – эти маленькие пожелтевшие треугольники. Они хранят и “летопись боя” и “хронику чувств”. Но, самое главное, они хранят память о тех, кто воевал и кто не дошёл до Победы, 60-летие которой мы недавно отметили. Вот сейчас эти письма перенесли нас совершенно в другое время, в тяжёлое для нашей страны время.

Поэт-фронтовик Иосиф Уткин, стихотворение которого здесь прозвучало, погиб на фронте. Не встретились вновь командир роты Юрий Ведерников и медсестра Нина, герои повести В. Кондратьева “Привет с фронта”. Но они предстают перед нами в письмах с фронта. Всего этих писем 11.

6. Работа 2 группы с текстом писем героя повести В. Кондратьева Юры Ведерникова к медсестре Нине по вопросам, предложенным заранее.

1. Что сообщает в письмах о своей биографии Юра Ведерников?

(По письмам мы можем восстановить фронтовую биографию Юрия Ведерникова:

- . . Я довольно высокий, блондин, мне уже двадцать лет, был дважды ранен, и у меня две награды — “Звездочка” и “За отвагу”.

- …Хотите — верьте, хотите — нет, но я еще ни разу не целовался с девушкой. . .

- …Я жил на Урале, в Свердловске, там окончил десятилетку, оттуда и пошел в армию. Но я часто бывал в Москве, и мы с мамой за несколько дней обходили все московские театры.

- …На фронте меня даже считают немного отчаянным, а с Вами. . .

- … учился, мечтал об университете, читал. . .

- …. . Меня можно поздравить — назначили командиром роты и уже провели приказом. Теперь в моем подчинении около ста человек.

- …. Я как-то не интересовался девчонками в школе. Я был увлечен историей. Собирал книги, торчал в библиотеках…

- …. Пора начать гнать фашистов дальше. Для меня “смерть немецким оккупантам” - не лозунг, а зов сердца. И пока они на нашей земле, жить спокойно нельзя, просто стыдно).

В биографии Юры нет ничего необычного. Она похожа на биографию самого Кондратьева. (Сообщение ученика о Кондратьеве. См. Приложение)

2. Но характер героя имеет ряд особенностей. Понять их помогают письма:

(Ученики должны обратить внимание на следующие выдержки из писем и дать по ним характеристику героя)

- “…Сейчас у нас на фронте затишье, но что-то томит и настроение немного тоскливое. Вы знаете, мы ведь все время бодримся и в разговорах друг с другом и в письмах родным, но умирать все-таки очень и очень не хочется. Особенно сейчас, когда весна”.

- “… Сегодня очень жарко. Ребята сняли гимнастерки и загорают, но мне, как командиру, неудобно, и я парюсь в полной форме”.

- “…. Я был очень глуп, что не решился заговорить с Вами в госпитале как следует. Но Вас всегда окружали больные, Вы острили, смеялись. Вам было хорошо и без меня. А я ревновал Вас ко всем, прекрасно понимая, что никакого права на это не имею. Во всем виновата моя проклятая робость с девушками. И это несмотря на то, что я совсем не трус. На фронте меня даже считают немного отчаянным, а с Вами. . . С Вами получалось, что я просто немел и не мог выдавить из себя ни одного слова”.

- “…мы слушаем какую-нибудь оперу, хорошо бы “Евгения Онегина”. Вы любите ее? Я — да. Мне очень хотелось быть похожим на Онегина, но по характеру я скорей Ленский, чем не очень доволен. Вы знаете, я пишу стихи. Очень плохие. И посылать их Вам не буду”.

- “…я не буду присылать их (стихи), тем более что они не могут выразить то, что я чувствую. Мои переживания и сильнее и глубже, чем мне удалось высказать в стихах. И я не обижаюсь на Вас. Будьте всегда так откровенны. Это самое лучшее”.

- “. . Вчера был дождь. Такой хороший ливень с грозой, после которого мы наслаждались свежим и пахучим воздухом”.

- “…Но не дай бог быть Вам здесь. Девушкам на фронте тяжелее. Правда, у нас на “передке” (так мы называем передовую) девушек нет, но в штабе полка есть несколько связисток, ну и в санбате — сестрички. Когда бываю в штабе и вижу их, меня наполняет какая-то нежность к этим девочкам в военной форме. Нет, мне не нравится ни одна. Просто ко всем нежность и жалость, что им приходится быть на войне, где довольно трудно и мужчинам.

- “…Я Вам признаюсь — ночью, оставшись в землянке один, я плакал, как маленький. Представляете — я, мужчина, командир взвода, и плакал!

Утром писал письмо его родным. Если б Вы знали, как это тяжело. …. Очень трудно привыкнуть к смертям. Наверное, вообще невозможно. Но они неизбежны, пока идет война, и надо держать себя в руках. . . ”

- “…Вы, конечно, тоже задумывались о смысле жизни. Я начал думать об этом лет с шестнадцати и перечел уйму разных философов. По потом этот вопрос как-то отошел от меня, и, я думал, насовсем, но вот сейчас почему-то опять стал задумываться. Может, потому, что наша жизнь здесь очень однообразна и есть, время для размышлений.

Я прожил двадцать лет. И конечно, ничего не успел в жизни сделать, да и не мог — учился, мечтал об университете, читал. . . Но вот, чего скрывать, моя жизнь может оборваться в любую минуту, в эти самые двадцать лет. . .

Ну, и для чего же она была, эта моя жизнь? Неужели нет смысла в моем появлении на свет, в прожитых годах и в моей смерти, если она произойдет? Не может же этого быть! Он должен быть, этот смысл! Но в чем? А если все случайно? И наша вселенная, и наша земля, и люди на ней, и я? Что тогда? Значит, все, все бессмысленно? И когда подумаешь так, то становится как-то страшно на душе и очень пусто, словно вынули из нее что-то. . . ”

- “…Меня можно поздравить — назначили командиром роты и уже провели приказом. Теперь в моем подчинении около ста человек. Это огромная ответственность! Справлюсь ли? Смогу ли стать таким же хорошим, умелым ротным, каким был прежний? Вы, наверно, понимаете, что на фронте продвижение по службе связано чаще всего с тем, что освобождаются должности. К счастью, нашего ротного не убило, а ранило. . ”

- “…Особо интересует меня эпоха Петра. А потом — революция. Это, пожалуй, самые переломные эпохи в истории России, самые значительные. И та и другая перевернули не только весь уклад жизни народа, но и его душу. Проникнуть во все это чрезвычайно интересно”.

- “…Теперь мы живем в лесу, а перед нами цветущий луг. Я высовываю нос из окопа и вдыхаю его запахи. Даже странно, что такая красота — это поле боя, что в пятистах метрах от нас немцы. Недалеко от наших позиций я вижу большой красивый цветок. Я не знаю, как он называется, но он очень красив, и мне хочется сорвать его для. . . Вас”.

- “Пора начать гнать фашистов дальше. Для меня “смерть немецким оккупантам” - не лозунг, а зов сердца. И пока они на нашей земле, жить спокойно нельзя, просто стыдно. Я как-то не касался этого в своих прежних письмах, ведь они были о другом, о моих чувствах к Вам. Но сейчас, когда скоро пойдём в бой, Вы должны знать, что пойду я с радостью и с верой, что всё будет хорошо”.

3. Какой автор показывает Нину?

(Нине 19 лет. Она хорошенькая, остроумная, общительная. Любит до “умопомрачения” танцевать, любит, чтобы ею восхищались, ухаживали за нею. Она похожа на обычных современных девушек. Поначалу Нина отвечает Ведерникову из чувства долга, иногда она бестактна по отношению к Юре – пренебрежительно относится к его стихам. Но вот она признаётся, что “…влюблялась только в самых тяжёлых – безногих, безруких, черепников, с которыми не то что потанцевать, но и поговорить-то порой было трудно”

Значит, Нина умеет сочувствовать и сострадать, а её любовь помогает раненым на время забыть войну)

4. Какой видит её Юрий?

(Наверное, именно это последнее качество и сумел разглядеть в ней раненый Юра. Она умная и порядочная – не сможет “мародёрствовать”, как Клавка.)

5. Почему Нина меняет своё отношение к письмам Юрия Ведерникова?

(Вначале Нина отвечает на письма из чувства долга, к тому же “очередная моя любовь уже выздоравливала” иногда она и не очень тактична – пренебрежительно относится к стихам Юрия, не хочет, чтобы он прислал ей фотографию. Но слова из повести Куприна “ Да святится имя твоё!” заставляют её задуматься: “Бог ты мой, неужели я способна внушить такие чувства?. . . Неужели у меня настоящая любовь? Самая – самая настоящая!” Под влиянием этой любви Нина меняется – становится взрослее. ”

6. Когда письма с фронта становятся важны для Нины? Обратить внимание на эпиграф урока.

(“Передо мной в письмах вставал человек. Не просто влюблённый паренёк, а человек. Со своими мыслями, мечтами, со своей судьбой… И после этого письма Ведерникова стали для меня не просто приятным событием, а стали страшно интересны в другом, в главном – в постижении внутреннего мира этого человека”.

И вот она уже пишет: “Вы стали интересны мне, Юра, как человек, и я с нетерпением жду ваших писем”)

Вывод 2 группы

Таким образом, письма Юрия помогают зародиться настоящему большому чувству, помогают двум людям узнать и понять друг друга, а героине лучше разобраться в себе. Письма воссоздают и тяжёлые будни войны, и удивительную историю любви двух молодых людей

Пресс-центр в газете “Письма другу” отразил эту часть урока в следующем письме:

“ Милый друг, задумаемся, можем ли мы так раскрыть душу с помощью письма, как это сделал русский солдат Юра Ведерников. Его искренние, льющиеся из самого сердца трогательные строки не только помогли понять его внутренний мир, но и позволили его любимой переоценить свою жизнь. Их души сроднились настолько, что они чувствовали друг друга на расстоянии. Они писали друг другу письма, он с фронта, она с военного госпиталя, даже не надеясь, что они дойдут. Юра не вернулся с фронта, но память о его светлой любви Нина пронесла на всю жизнь”.

Ребята решили в память о всех, кто не дожил до дня Победы, исполнить песню. Они подготовили её заранее, исполненная капелла в 3 голоса одиннадцатиклассниками, она произвела на слушателей большое впечатление.

7. Слово учителя.

Как мы убедились, письма органично входят в художественную ткань произведения. Способность письма стенографировать мельчайшие душевные движения объясняет это вторжение.

Частные письма – это размышления, наблюдения, эмоциональные признания, часто – исповедь души. Именно в письмах проявляется непосредственность мироощущения, когда адресат оказывается лицом к лицу с мыслями и чувствами автора. Одна–две странички частной переписки говорят о человеке больше, чем сотни его биографий. Короткая записка может воссоздать его черты характера, круг интересов, отношение к событиям. Письмо - это настоящее искусство, причём искусство умное. Стоит ли нам отказываться от него?

Выводы по уроку мы предоставим сделать пресс-центру.

8. Выступление 3 группы.

Учащиеся из пресс-центра зачитывают выводы по уроку, оформленные в виде “Письма к другу” (образец одного из выводов я привела выше).

Заканчивается “Письмо” стихотворением ученицы 11 “А” класса Даниленко Алины, которое читает автор.

Ах милые!
Письмо от друга чудо!
Подобно виртуозному этюду,
Письмо как настроения заряд.
В нём чувств и мыслей драгоценный клад.
Письмо, как кладезь редкого общенья,
Для нас хранит крупицы обновленья.
В нём мыслей, чувств, эмоций хоровод
Продуманны, точны, а не вразброд.
Мы знаем: скуп на радость мрачный век,
Но получает письма человек.
Теперь повозка делового дня
В нас не погасит творчества огня.
Души частичку письма дарят нам.
К родным уносят мысли берегам.
Пишите письма – будет мир в душе!
Не бойтесь фраз истёртых и клише,
Чтоб не исчез, как древний динозавр,
А здравствовал эпистолярный жанр! (Даниленко Алина. 11 “А” класс г. Тверь, гимназия 44.)

Литература.

  1. А. И. Куприн “Повести и рассказы”. Москва, “Художественная литература”, 1986 год.
  2. В. Кондратьев “Повести”. Москва, “Художественная литература”, 1991 год.
  3. Учамбрина И. А. “Привет с фронта”. Урок по повести В. Кондратьева в 9 классе”. //Литература в школе. М. ,1997. №2. С. 83 – 89.