Экологизация в процессе преподавания географии

Разделы: География, Экология


К концу второго тысячелетия человечество вступило в мир сложнейших взаимозависимостей и глобальных экологических проблем. Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные сообщества обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Сегодня в числе первых забот жителей Земли – проблемы экологии.

В средней общеобразовательной школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и входит в содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако школьная география по сравнению с другими учебными дисциплинами отличается большей экологизацией.

Во-первых, содержание ведущих идей предмета являются основополагающими в экологическом образовании. Так, обучение географии направлено на формирование у школьников понимание целостности природы Земли, единство её процессов, естественной связи с ней человека, а так же того, что любая деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованы с её законами.

Во- вторых, в школьном образовании курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном на основании краеведческого подхода.

Содержание курса “Географии материков и океанов” даёт возможность конкретизировать общие вопросы взаимодействия природы и общества. В содержании курса развивается идея целостности, неделимости природы, и на этой основе рассматривается необходимость международного сотрудничества в деле охраны природы.

Вот несколько приёмов и методов, которые можно применять в экологическом образовании на уроках географии.

Тема: “Рельеф Земли”.

Ответы учащихся на вопрос: “В результате каких процессов происходит формирование рельефа?”, направляются таким образом, чтобы при перечислении внешних факторов была названа деятельность человека. Затем с помощью примеров расширяются знания учащихся о влиянии человека на рельеф (в городе Мехико откачка подземных вод привела к оседании поверхности на 8 м. со скоростью 150 см. в год; война во Вьетнаме – 21 мил. воронок от бомбежки).

Тема: “Атмосфера и климаты Земли”. Составляется система вопросов.

  • Каково значение атмосферы для жизни на Земле?
  • Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека?
  • Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы?
  • К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли?

Ответы учащихся по мере необходимости корректируются и подводятся к значимости озеленения промышленных центров. Здесь уместно показать общественную значимость работ, проводимых учащимися школ по озеленению школьных дворов.

При изучении природы материков земного шара наряду с вопросами об особенностях природы тех или иных территорий планеты, на уроках рассматриваются и такие вопросы, как:

  • изменение природы Южной Америки в результате деятельности человека,
  • загрязнение внутренних вод Северной Америки,
  • изменение почв, растительного и животного мира в различных частях Евразии в результате хозяйственной деятельности человека.

Велика роль “Географии материков и океанов” в развитии у ребят ценностных ориентаций, эстетического восприятия природы, воображения, умения создавать образ территории, что имеет большое значение в общей системе экологического образования. При этом важно, чтобы эстетические чувства, вызванные картинами природы различных территорий Земли, были глубоко связаны с научно-познавательной и практической деятельностью, выражали определенные нравственные позиции.

Так, например, при знакомстве с особенностями природы Африки рассматривается вопрос об изменении природы материка человеком. При этом особое внимание обращается на причины изменения. Для раскрытия их в распоряжении имеются различные источники (литературное описание, слайды, видео фильмы). Использование наглядности на уроках дает возможность на конкретных примерах показать учащимся влияние человека на природу.

Одной из главных особенностей экологического образования в курсе “Глобальная география” является обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и общества на уровне глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран и народов, требующих совместных действий всех государств. Содержание курса направленно на раскрытие особенностей современного мира, характеризующегося сложными диспропорциями между разными странами, глубокими противоречиями взаимодействия природы и общества, что позволяет показать учащимся серьезные трудности и большие возможности позитивного решения общечеловеческих проблем. Основными формами для раскрытия содержания таких вопросов в старших классах являются лекции, семинары, творческие работы.

Вот некоторые темы семинаров, предлагаемые учащимся 11 классов.

  1. Техногенез: глобальные масштабы и региональные проявления.
  2. Сырьевая проблема и вторичные ресурсы.
  3. Проблема здоровья и долголетия человека.

Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей природы в процессе трудовой деятельности человека. Ребятам предлагаются разнообразные творческие работы.

Например, по теме “Биосфера как планетарная организация жизни”, ученики чертят схемы круговорота веществ, чтоб наглядно увидеть участие веществ в поддержание жизни на Земле. Такая работа направлена на понимание того, что все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровья человека.

Для экологического образования важное значение имеют работы по оценке характера воздействия на окружающую среду. Так, предлагается раскрыть вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека и последствиями его хозяйственной деятельностью на конкретных примерах. Продолжением этой работы является составление тезисов, раскрывающие пути решения проблем загрязнения окружающей среды.

Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности.

В системе обучения экологическое образование должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого - сделать каждого человека экологически грамотным.

Используемая литература

  1. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Глобальная экология: Учеб. Для 10 -11 кл. проф.шк. / Н.Ф.Винокурова., В.В. Трушина. - М.: Просвещение, 1998 .
  3. Природопользование: проб. Учеб. Для 10 – 11 кл. проф. Школ/ Н.Ф.Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина и др. – М.: Просвещение, 1995.