Использование информационно-коммуникационных технологий по теме "Лоскутная пластика" на уроках технологии. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


В материалах XI международной конференции “Технологическое образование школьников в начале XXI века” отмечено, что образовательная область “Технология” помогает решать задачи по подготовке молодежи к деятельному участию в общественном производстве, помогает освоить основы технологической культуры, способствует самореализации и гражданскому становлению учащихся. Технологическая культура учащихся - культура преобразующей деятельности - содержит ряд составляющих, учитывающих, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя. Частью технологической культуры является информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности. За последнее десятилетие резко увеличился объем информации, используемой населением. Современное производство немыслимо без применения информационно-коммуникационных технологий. Современный рабочий должен уметь работать с информацией, уметь творчески решать постоянно возникающие производственные задачи.

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках технологии у девочек обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий, в частности, мультимедийных презентаций, на уроках технологии дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране или мониторе, заменяющих классную доску для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения. Тестирующие материалы позволяют учителю быстро и качественно отследить степень усвоения учащимися новых терминов, понятий и определений. Дидактические задания по изучаемой теме дети с большим интересом выполняют при помощи компьютера, чем обычным образом в тетради. Кроме того, сокращается время на выполнение заданий, что позволяет увеличить количество заданий, выполненных в классе, и сократить объем домашней работы.

Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскутное шитье приобщает детей к художественному творчеству, способствует эстетическому развитию, дает возможность ознакомить учащихся с художественно – теоретическими основами декоративно- прикладного творчества.

В учебном плане на изучение темы “Лоскутная пластика” отводится недостаточное количество часов, чтобы наиболее полно ознакомить учениц с этим видом декоративно-прикладного искусства. Я разработала несколько мудьтимедийных презентаций и дидактические материалы по указанной теме для того, чтобы наиболее полно ознакомить учениц с теоретическим материалом, выполнить практические задания и уложиться в отведенное тематическим планом время.

Представленные материалы дают возможность учащимся работать в индивидуальном темпе. При необходимости неоднократно возвращаться к получаемой информации. Использование презентаций и дидактических заданий в компьютерном варианте поможет отрабатывать навыки работы с мышкой.

 Содержание мультимедийных презентаций по теме “Лоскутная пластика”

Информационные материалы представляют собой блок, состоящий из трех частей – презентаций по изучению лоскутного шитья на уроках технологии. (Приложение 2)

Первая презентация “Художественное лоскутное шитье” вводит учащихся в красочный мир лоскутной пластики, знакомит детей с основами цветовой грамоты, с закономерностями цветовых сочетаний. Достаточное внимание уделяется технологическому аспекту работы с текстильным лоскутком: организации рабочего места, характеристики тканей различного волокнистого состава, изготовления и применения шаблонов при раскрое деталей изделий. Подробно рассматривается технология изготовления лоскутного блока “шахматка”.

Вторая презентация “Лоскутное шитье” знакомит с орнаментальной композицией и ее элементами, понятиями пропорции и симметрии; рассматриваются варианты изготовления лоскутных блоков в технике “полоска”.

Проектная деятельность – составляющая часть учебной деятельности на уроках технологии. Третья презентация – “Творческий проект. Прихватка” поможет учащимся выполнить проект по лоскутному шитью. В этой презентации демонстрируются этапы проекта, имеется возможность обсудить их с учащимися, помочь сформулировать цели и задачи своего проекта и составить план его реализации.

Четвертая презентация “Тест “Лоскутик” является дидактическим заданием.

Дидактические задания по теме “Лоскутная пластика”

1. Расположите фигуры по группам цветов:

  • теплые цвета;
  • холодные цвета;
  • ахроматические цвета.

Выполнение предложенного задания помогает учащимся закрепить знания по цветовой грамоте. Учитель быстро проверит эти знания.

2. По схеме “Кленовый лист” составить последовательность сборки лоскутного блока, состоящего из квадратов и треугольников. Учащиеся отрабатывают навыки составления технологии обработки изделия.

3. Из представленных элементов (треугольников) двух цветов составить лоскутный блок “Мельница” и другие лоскутные блоки. Учащиеся могут изменить цвет элементов по своему усмотрению, используя знания по цветовой грамоте. Составление блоков содействует развитию навыков художественного конструирования и моделирования.

Ожидаемый результат

В обучении предметной деятельности декоративно-прикладного характера одинаково важны процесс и результат. Использование информационно-комуникационных технологий создает положительный эмоциональный фон учебно-творческой деятельности, стимулирует вовлечение в процесс творчества, дает более широкий простор для организации проектной деятельности. При использовании данных материалов учащиеся получают прочные знания, у учеников повышается интерес к предмету и декоративно-прикладному искусству в целом. Учителю легче вовлечь учащихся в учебный процесс, повысить их внимание.

Использование представленных материалов учащимися возможно и вне урочной деятельности. Дети имеют возможность свободного доступа к информации в школьной медиатеке, и, если необходимо, могут воспользоваться информацией дома при наличии компьютера.

Рекомендации по использованию мультимедийных презентаций при изучении темы “Лоскутная пластика”

На изучение темы согласно программе отводится 6 часов. Из них 3 часа работа в компьютерном классе и 3 часа в кабинете обслуживающего труда.

Уроки проводятся парами, как обычно: первый час в компьютерном классе идет изучение и закрепление теоретических и частично практических знаний и умений по теме, а второй час отводится на практические занятия по изготовлению изделия прихватка в лоскутной технике “шахматка”.

При изложении нового материала обращается внимание учащихся на новые понятия и слова, которые фиксируются их на доске, а в дальнейшем задаются детям для самостоятельного закрепления полученных знаний при просмотре презентации. Каждая учащаяся работает в своем темпе и имеет возможность вернуться в ту часть презентации (слайд), которая для нее составляет затруднение. Далее проводится фронтальный опрос по теме урока, и учащиеся самостоятельно выполняют задания. Целесообразно в качестве дополнительной наглядности использовать образцы изделий, лоскутных блоков, шаблонов, цветные лоскутки.

По окончании урока выставляются отметки за выполненные задания. Учащиеся переходят в кабинет обслуживающего труда для продолжения практической работы по изготовлению изделия.

Использование указанных материалов повышает качество работ учащихся, что подтверждается оценками.

(Примечание: данные материалы можно использовать в кружковой работе по художественной обработке ткани.)

Урок № 1

Тема: “Художественное лоскутное шитье. Основы цветовой грамоты. Технология изготовления лоскутного блока “шахматка”.

Цели и задачи:

  • формирование знаний по обработке ткани в лоскутной технике, дополнение и углубление знаний учащихся по основам цветовой грамоты;
  • научить составлять технологическую карту изготовления лоскутного блока “шахматка”;
  • способствовать развитию пространственного мышления на примере составления лоскутных блоков;
  • способствовать воспитанию навыков самостоятельной работе на компьютере.

Материально-техническое оснащение: образцы лоскутных блоков: “изба”, “мельница”, “шахматка”; детали блока “шахматка”, образцы шаблонов различной формы, лоскутки тканей разного цвета фактуры и волокнистого состава (хлопок, лен, шерсть, шелк, вискоза и пр.), схема “цветовой круг”; мультимедийная презентация “Лоскутное шитье”.

Ход урока

Организационная часть. 2 минуты.

Сообщение познавательных сведений. Работа с презентацией “Художественное лоскутное шитье”. 20 минут.

1. Из истории лоскутного шитья.

Виды художественной обработки материалов, используемые в лоскутном шитье.

Основы цветовой грамоты: цветовой круг, понятие контраста цветов.

Технологические основы лоскутного шитья:

  • цветовой круг;
  • характеристика тканей по волокнистому составу, фактуре, узору;
  • декатировка тканей;
  • использование шаблонов при раскрое деталей лоскутных блоков;
  • изготовление шаблонов.

Технология выполнения лоскутного блока “шахматка”.

Работа учащихся с презентацией по закреплению основных понятий: цветовой и светлотный контраст, фактура ткани, декатировка, шаблон, закрепление последовательности выполнения лоскутного блока “шахматка”. 10 минут.

Фронтальный опрос по теме урока. 5 минут.

Выполнение дидактических заданий по основам цветовой грамоты (“расположите фигуры по группам цветов”). 5 минут. (Приложение 1)

Разбор и устранение ошибок, выставление отметок. 2-3 минуты.

Урок № 2

Тема: “Лоскутное шитье. Понятие орнамента”.

Цель и задачи:

  • совершенствование навыков построения лоскутных орнаментов,
  • совершенствовать знания учащихся по классификации орнаментов и их использование в лоскутной технике, изучить технологию “полоска” на примере лоскутных блоков “изба”, “колодец”;
  • способствовать развитию навыков работы с шаблонами, использовать новые техники в процессе выполнения лоскутных блоков;
  • способствовать воспитанию самостоятельности при выборе схемы лоскутного блока.

Материально-техническое оснащение: образцы прихваток, выполненных в лоскутной технике блоков “шахматка” и “мельница”; мультимедийная презентация “Лоскутное шитье. Понятие об орнаменте”.

Ход урока

Организационная часть. 2 минуты.

Повторение темы предыдущего урока “Лоскутное шитье. Основы цветовой грамоты”. Фронтальный опрос. 3 минуты.

Сообщение познавательных сведений. Работа с презентацией “Лоскутное шитье”.10 минут.

  • Что такое орнамент. Виды орнамента: геометрический орнамент, изобразительный орнамент.
  • Раппорт.
  • Мотив.
  • Композиция орнамента.
  • Техники лоскутного шить “квадрат” и “полоска”.
  • Стачивание лоскутных деталей при помощи булавок (без сметывания).

Работа с презентацией по опорным словам и понятиям: орнамент, мотив, раппорт, композиция. 10 минут.

Работа с дидактическими материалами. 15 минут.

Написать в тетради последовательность сборки лоскутного блока “кленовый лист”. Какие элементы и в каком количестве потребуются для изготовления этого блока.

2. Собрать из предложенных фигур блок “мельница”. Какие еще блоки можно собрать из этих элементов. Как можно изменить цвет заливки элементов. (Приложение 1)

Проверка выполнения задания. Оценка работы учащихся. 5 минут.

Урок № 3

Тема: “Творческий проект “прихватка”

Цель и задачи:

  • формирование знаний по выполнению творческого проекта, составлению его схемы; познакомить учащихся с творческим проектом выполнения изделия в лоскутной технике; научить составлять схему проекта по изготовлению прихватки в лоскутной технике; проверить знания учащихся по теме “Лоскутная пластика”;
  • способствовать самостоятельной работе с мультимедийной презентацией;
  • способствовать воспитанию самоконтроля с использованием теста в виде мультимедийной презентации.

Материально-техническое оснащение: образцы прихваток, выполненных в лоскутной технике, графическая схема проекта; мудьтимедийная презентация “Творческий проект. Прихватка”.

Ход урока

Организационная часть. 2 минуты.

Сообщение познавательных сведений. 7-8 минут.

  • Творческий проект и его составляющие.
  • Творческий проект “Прихватка”.

Работа с презентацией “Творческий проект. Прихватка”. 10 минут.

Выполнение практической работы. 15 минут.

Составить схему творческого проекта по изготовлению прихватки в тетради.

Заполнить таблицу оценки идей. Выбрать наиболее приемлемый вариант.

Обсуждение оценки идей. 1-2 минуты.

Проверка знаний по теме “Лоскутная пластика”. Выполнить тест “Лоскутик”. 3-5 минут. Критерии оценки: “отлично” - 5 правильных ответов, “хорошо” - 4 правильных ответа, “удовлетворительно” - 3 правильных ответа. (Приложение 3)

Оценка работы учащихся. Разбор ошибок. 3-5 минут.

Список литературы

  1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье: Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.-96 с.: ил. Вып.4.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие, -М.: Народное образование, 2001.
  3. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя.- М.: Школьная пресса, 2005.
  4. Хотунцев Ю.Л.. Дубровских Л.И. О преподавании образовательной области технология в 2006-2007 учебном году./ М.: Московский институт открытого образования, 2006.
  5. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И. и др. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под ред. Симоненко В.Д. – М.: “Вентана-Граф”, 1998.-256 с. 

Приложения:

  1. Дидактические задания по теме “Лоскутная пластика”.
  2. Часть мультимедийной презентации “Художественное лоскутное шитье” - “Основы цветовой грамоты”.
  3. Мультимедийная презентация “Тест “Лоскутик”.