Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка по теме: "Какие бывают предложения"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Задачи:

  • Ввести в языковую практику учащихся термины повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение.
  • Формировать представление о повествовательном предложении, интонации, с которой оно может произноситься, о знаках препинания в конце предложения.
  • Формировать представление о вопросительном, побудительном предложениях о знаках препинания в конце предложений.
  • Формировать способность учащихся чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения предложения с целью более точной передачи его смысла и построении.
  • Формировать навык осознанного грамотного письма на основе изученных орфограмм.
  • Продолжить формировать умение выделять предложения в тексте, составлять предложения из слов и словосочетаний.
  • Развивать умение работать в команде.
  • Развивать умение работать с учебным текстом.
  • Развивать языковое чутье, умение строить устные высказывания.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
  • Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Ход урока

1. Стадия вызова: (5 минут)

Цель: актуализация знаний учащихся по теме

Приём: постановка проблемного вопроса

Форма работы: групповая

Запись на доске: “Какие бывают предложения”

Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор о предложениях, о том, как они устроены, о том, какие могут быть предложения. Давайте сначала попробуем собрать все, что мы знаем об этом, и записать в таблицу (таблица у детей на партах).

<Таблица 1>

Детям дается 3 минуты на подготовку ответов.

Учитель: Заполним вторую колонку, в ней напишем, что хотим сегодня на уроке еще узнать.

2. Стадия осмысления (35 минут)

Цель: получение новой информации и первичная систематизация

Прием: чтение текста с пометами, выполнение тренировочных упражнений

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Учитель: Возьмите на столах листы с тексом и, читая его, сделайте обозначения для каждого предложения условными знаками

  • V - это я уже знаю
  • + - это я узнал(а) сейчас
  • ? - это мне не понятно
  • ! - это интересно

 Текст для чтения:

Предложение – это слово или группа слов, выражающая законченную мысль. Слова в предложении пишутся раздельно. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения могут стоять точка, восклицательный знак или вопросительный знак.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

Повествовательные – это предложения, содержащие рассказ о чем-либо, сообщение, информацию для собеседника. Повествовательные предложения могут произноситься с восклицательной или невосклицательной интонацией. Если повествовательное предложение произносится с невосклицательной интонацией (спокойно), в конце его ставится точка. Если повествовательное предложение произносится с восклицательной интонацией (с чувством), в конце его ставится восклицательный знак.

Вопросительные предложения – это предложения, в которых заключен вопрос. Вопросительное предложение произносится с вопросительной интонацией. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.

Предложения, которые содержат побуждение к действию (приказ, призыв, просьбу) или приветствие, называются побудительными. Если побудительное предложение произносится с восклицательной интонацией (с чувством), в конце его ставится восклицательный знак. Если побудительное предложение произносится с невосклицательной интонацией (спокойно), в конце его ставится точка.

Первичная рефлексия:

Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось “V” (из того, что знали ранее). То, что хотели узнать и узнали, отметим “+”, то, что пока не узнали “-”.

Учащиеся дают индивидуальные ответы.

Вторичная рефлексия:

Учитель: Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая названия предложений по цели высказывания, их отличительные свойства.

На заполнение маркировочной таблицы дается 5-6 минут.

<Таблица 2>

Обсуждение заполнения таблицы.

Физминутка:

Учитель: Приготовьтесь в группах ответить на вопросы и выполнить задания. Для этого достаньте из конвертов листочки с заданиями и вопросами. Выполните задания, записывая ответы в тетради.

На подготовку ответов дается 10 минут.

Вопросы и задания:

1 группа:

Рассмотрите рисунок. Каждому мальчику дайте имя. Составьте по рисунку 2 повествовательных предложения и запишите их.

<Рисунок 1>

Прочитай. Есть ли среди этих записей предложения? Докажи.

  • Почему часть осени золотой?
  • Веточка, от, листик, оторвался, и поплыл, воздух, в.

2 группа:

Придумай и запиши 2 вопросительных предложения.

Прочитай. Есть ли среди этих записей предложения? Докажи.

  • Почему часть осени золотой?
  • Веточка, от, листик, оторвался, и поплыл, воздух, в.

3 группа:

Прочитай текст выразительно.

Играли брат с сестрой и поссорились.

- Не тронь моего коня

- Не тронь моих кукол

Дети разошлись по разным углам.

Скоро им стало скучно.

Прочитай. Есть ли среди этих записей предложения? Докажи.

  • Почему часть осени золотой?
  • Веточка, от, листик, оторвался, и поплыл, воздух, в.

4 группа:

Рассмотри рисунок. Составь по нему предложения, которые можно произнести с

различной интонацией (невосклицательной, восклицательной, вопросительной)

<Рисунок 2>

Прочитай. Есть ли среди этих записей предложения? Докажи.

  • Почему часть осени золотой?
  • Веточка, от, листик, оторвался, и поплыл, воздух, в.

Физминутка:

Учитель: Откройте учебник на ст.68 и выполните упр. №193.

На выполнение заданий дается 5-минут.

стадия рефлексии: (10-минут)

Цель: систематизация информации

Прием: постановка проблемного вопроса

Форма работы: групповая

Учитель: Давайте наши новые знания попробуем обобщить. Посмотрите еще раз свои маркировочные таблицы и помогите мне на доске составить схему.

<Таблица 3>

Итог урока: учитель отмечает группы, которые наиболее успешно работали, поощряя всех детей класса.

Домашнее задание: упр. №197.