Формирование ключевых компетенций учащихся педагогическим коллективом в соответствии с требованиями модернизации образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Эпиграф:

“Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”.

(П.Г. Щедровицкий)

Пример:

Проведён международный контроль уровня подготовки школьников из 31 страны мира в возрасте 15 лет. В частности, проверялись умения чтения и восприятия текста, решение практических задач по математике и естественным наукам. Россия заняла 25 общее место, по чтению – 27, по математике – 22 место, 26 место по естественным наукам (впереди нас Сингапур, Южная Корея, Китай, Гонконг, Япония, Бельгия, Венгрия и т.д.).

Причинами (в массовой школе) являются:

  1. Предметные цели обучения доминируют над интегрированными.
  2. Элементарные умения и навыки вытесняют деятельностный подход.
  3. Отсутствует компетентностный подход в обучении.
  4. Авторитаризм в отношениях между учащимися и учителем не уступают место сотрудничеству, партнёрству в учебной деятельности.

Можно привести более частные причины:

  1. Примитивный или совсем отсутствующий поурочный план урока.
  2. Равнодушие учителя-предметника к пропускам уроков учащимися.
  3. Расхождение поставленных целей на урок с формами и методами преподавания.
  4. Формальное отношение к повышению своей квалификации.

И другие причины.

А ведь сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Все преобразования, которые происходят в системе образования обоснованы документами.

Из “Концепций модернизации российского образования на период до 2010 года” главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Согласно положения “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования”.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Рассматривать вопрос формирования компетентностей начнём с определений:

Компетенция – Это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетентностью.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

Компетентности классифицируются:

  1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).
  2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
  3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).
  4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
  5. В отраслях общественного производства.
  6. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).
  7. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).
  8. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

Это наиболее общие (универсальные) культурно-выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.

К ключевым компетентностям относятся:

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

В образовательных стандартах для каждого предмета определён перечень формируемых компетентностей <приложение 1>. Теперь сравним стандарт в предметно-ориентированном подходе обучения и стандарт в проекте модернизации, т.е. с компетентно-деятельностным подходом в обучении <приложение 2>.

Итак, целью предметно-ориентированного подхода является обучение знаниям, умениям, навыкам, которыми должен владеть выпускник. Такой подход оказался недостаточным, кроме ЗУНов выпускники должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, должен обладать определёнными умениями, способностями, а так же качествами.

Итак, какие личностные качества подлежат развитию?

  1. Когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
  2. Креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувство движений, прогностичность, критичность, наличие своего мнения.
  3. Оргдеятельностный (методологические) качества – способность осознавать цели учебной деятельности и умение их прояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.
  4. Коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать; преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта).
  5. Мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, способность к толерантности, интеллект.

Какие достижения учащихся можно считать показательными в овладении ими ключевыми, общеучебными компетенциями?

В каких условиях могут формироваться, быть приобретены эти способности, т.е. ключевые компетенции.

Каким требованиям, по вашему мнению должно соответствовать образовательное пространство урока, школы, чтобы ученик мог овладеть ключевыми компетенциями?

Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Дидактические требования:

  1. Чёткое формирование образовательных задач
  2. Определение оптимального содержания урока
  3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
  4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
  5. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
  2. Особенности самоорганизации учителя
  3. Организация познавательной деятельности
  4. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
  5. Организованность учащихся
  6. Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

  1. Урок должен быть эмоциональный
  2. Темы и ритм урока должен быть оптимальным
  3. Полный контакт учителя и учащихся.
  4. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
  5. Смена видов деятельности
  6. Обеспечение активного учения каждого ученика.

Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса

4. Требования к гигиене урока:

  1. Температурный режим
  2. Проветривание
  3. Освещение
  4. Предупреждение утомления
  5. Чередование видов деятельности
  6. Физкультминутка
  7. Правильная рабочая поза учащихся.
  8. Соответствие роста школьной мебели.

Формируются компетентности, если:

  1. Обучение носит деятельностный характер.
  2. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).
  3. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.
  4. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).
  5. Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
  6. Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика. Ещё Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”, а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.

Каким новым содержанием должна наполниться работа учителя при реализации компетентностного подхода? Что необходимо сохранить в опыте учителя? Условий для повышения квалификации в нашей школе много:

  1. Ежегодное проведение тематических педсоветов, теоретических семинаров с участием педагогов.
  2. Проведение различного типа контролей, где в качестве экспертов могут выступать как руководители МО, так и учителя.
  3. Поэтапное проведение аттестации педагогических кадров (в 3 – 4 этапа).
  4. Декады образовательных областей (составляются целые сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий). Однако, боязнь открыто заявлять о себе – говорит об неуверенности.
  5. Возможность участвовать в пед.чтениях, конкурсах, учительских конференциях.
  6. Совмещение работы в городских МО.
  7. Участие в проверке олимпиадных работ.
  8. Хороший опыт приобретается при участии в аттестации школ города, учителей города, жюри учительских конкурсов.
  9. Курсовая подготовка.
  10. Повышается квалификация через самообразование, работу в МО, проведение открытых уроков и мероприятий, посещение школьных и городских предметных мероприятий.

Кроме всего перечисленного какой может быть программа повышения квалификации учителя на уровне школы в условиях реализации компетентностного подхода?

  1. В рамках методической работы возможна организация творческой группы, которая будет следить за публикациями по внедрению компетентностнорго подхода и проводить постоянно действующий семинар (может быть организована из рук. МО).
  2. Группа учителей, владеющих методикой Занкова может подготовить серию занятий (курсов) теоретической подготовки и практического применения технологии развивающего обучения.
  3. Постоянно действующий мастер-класс.
  4. Темы по самообразованию \должны носить научно-исследовательский, научно-методический и методический характер\.
  5. Самое главное – работа над тематическим и поурочным планированием. В каждом поурочном плане формулировка образовательных целей должна быть направлена на учителя, а развивающие цели – на учащихся.
  6. В каждой образовательной области создать контрольно-измерительные материалы отслеживания реализации компетентностного подхода.