Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: ознакомить с орфограммой проверяемые безударные гласные в корне слова

Задачи:

  • формирование умения обнаруживать орфограмму в словах;
  • глубление представлений учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными.

ХОД УРОКА

Организационное начало урока

Минутка чистописания

Повторение и постановка учебной задачи.

- Прочитайте слова:

листок
сеновал
больница
глаза
пожарный
погасить

- Сколько слогов в первом слове. Назовите ударный слог.

Какие звуки слышим в ударных слогах? Назовите безударный слог. Назовите гласные в безударных слогах.

- Сегодня, мы узнаем какие гласные буквы в безударных слогах нужно проверять.

Наблюдение над языковым материалом.

- Послушайте слово. Поля.

- Есть ли безударный гласный в этом слове? (Да)

- Назовите его ( [a] ) (Учитель записывает на доске [a]).

Аналогичная работа проводится со словами: леса, пятно, глаза, зима. В результате на доске запись:

[a]

[и]

-Давайте посмотрим как эти слова записаны.

 

поля,

леса,

пятно,

глаза,

зима.

 

[a] [и]

 

 

-Сравните звуки с записанными в словах буквами. Что заметили? (два звука слышим, а букв пишем пять)

- В этих словах мы слышим только два звука. Звук [а] в словах: поля, глаза; [и] в словах: леса, пятно, зима. А сколько букв мы можем написать? Когда слышим звук [а] - можем написать “А”, “О”. А когда слышим [и] – “Е”, “Я”, “И”. Значит, здесь есть выбор букв для обозначения звука, т.е. есть орфограмма. Значит гласные нужно проверять.

- Посмотрите на слова, записанные на доске. В какой части слова находятся безударные гласные? (в корне)

- Запишите слова в столбик, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный.

- Если в корне слова в безударном положении находятся гласные звуки [а], [и], что мы должны знать? (Должны знать, что эти гласные нужно проверять)

- Когда мы точно знаем какую букву следует писать в том или ином слове? (Когда гласный звук будет под ударением)

- Как же проверить гласные звуки [а] или [и] в безударном положении в корне слова? (Поставить их под ударение)

- Что для этого нужно сделать? (Нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).

- Подберите проверочные слова к записанным в тетради. Запишите их.

- Можно ли по-другому проверить безударную гласную? Как вы думаете? Давайте проверим.

Слова на доске:

Побелеть

удивился

-Есть ли в словах безударный гласный в корне?

- Какие это безударные гласные? Подчеркните их.

- Можем мы изменить слово так, чтобы безударный гласный оказался ударным? (Можно подобрать слова белый, диво.)

- Какие это слова, что вы подобрали? (Однокоренные)

- Таким образом, какой можно сделать вывод?

- Где находятся безударные гласные, требующие проверки? Каким должно быть проверочное слово? (Безударные гласные в корне слова, можно проверить подобрав однокоренное слово, где эта гласная будет под ударением или изменить это слово так, чтобы безударный гласный стал ударным).

Работа над формулировкой правила.

- Прочитаем правило в учебнике. Составим алгоритм к этому правилу.

1. Есть ли в слове безударный гласный.

3. Подбираем проверочное слово (однокоренное или изменяем форму слова)

4. Сравниваем проверяемое и проверочное слова.

Упражнения в применении правила.

1 ) задания на обнаружение орфограммы (слуховое и зрительное восприятие)

- Сейчас мы будем тренироваться “узнавать” орфограмму на слух. Внимательно послушайте слова и выпишите в столбик только те, где есть безударный гласный в корне (тропа, листок, почта, голубка, прямой, пожар, лепили, тишина).

- Проверим, какие слова вы написали? Выделите корень. Подчеркните безударную гласную. Подберите проверочное слово.

- Какие безударные гласные встретились в словах? Какие проверочные слова вы подобрали?

2) упражнение на установление последовательности действий при записи слов с проверяемыми безударными гласными.

- Выделите корень, найдите проверочное слово. Вставьте пропущенную букву.

… - п.чтовый

…- ш.лун

…- хлопушка

…- сн.говик

…- зв.рьки

…- м.сты

…- к.рмил

…- под.рил

3) работа по учебнику над определением проверочного слова. Упражнение 232 с комментированием.

- Подумай, какое из каждых трех однокоренных слов является проверочным словом. (Первые четыре примера вместе с учителем)

Гроза, грозный, грозить.

Каток, катит, катить.

Ходит, ходьба, выход.

Даль, далеко, далекий.

- Спишите слова в таком порядке: сначала проверочное слово, затем однокоренные слова с безударной гласной в корне. Поставьте знак ударения над каждым словом. Выделите корень, подчеркните гласную букву в корне.

4) самостоятельная работа. Упражнение 232 (последние два примера)

Носит, носить, носильщик.

Светить, свет, светлячок.

Обобщение

- С какой орфограммой познакомились?

- Как проверяем безударную гласную в корне слова? ( С помощью однокоренного слова или изменяя форму слова, так чтобы безударный гласный стал ударным)

Домашнее задание сведения о языке на с.86-87, упражнение 228

Организационный конец урока