Урок-зачет по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цели:

  • закрепить навыки правописания и употребления причастий;
  • формировать навыки постановки запятой при причастном обороте.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, целей урока, запись эпиграфов.

1) “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. (В. И. Даль.)

2) “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”. (М. В. Ломоносов.)

На доске - карточки, на которых записаны разные категории (вид, число, время, склонение, спряжение, род, предмет, признак и т.д.)

Задание: Отобрать карточки с морфологическими признаками причастия. (1 уч-ся)

Задание для всех учащихся: Выбрать и записать словосочетания “причастие + существительное” из диктуемых учителем примеров:

Шумный поток, вспаханное поле, четвертый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, другой человек, летящая птица, белый снег, белеющий цветок, купающиеся дети, седой старик, видимый след.

Докажите, что записанные словосочетания включают причастия.

Повторим основные признаки причастия:

  • Почему причастие называется особой формой глагола?
  • Назовите признаки глагола у причастия, а потом признаки прилагательного.
  • Расскажите о действительных и страдательных причастиях.
  • Назовите суффиксы, при помощи которых образуются разные причастия.
  • Какие признаки глагола “работают” при образовании причастий?

Цифровой диктант.

1 - действительное причастие

2 - страдательное причастие

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

Код: 1,2,2,1,2,1,2,2.

Что мы можем рассказать об употреблении причастий в речи.

А. С. Пушкин говорил: “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет- заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

- Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность:

“Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя” (А. С. Пушкин)

Учащиеся читают отрывки из художественных произведений (задание подобрать такие отрывки они получили на предыдущем уроке)

Задание: Исправить ошибки в употреблении причастий.

1. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.

2. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

3. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

4. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

При работе с этими предложениями повторяются сведения о причастном обороте.

- А теперь вспомним, что вы знаете о правописании причастий.

Повторим правило: н-нн в суффиксах причастий и прилагательных.

Игра “ВОСХОЖДЕНИЕ”

Задание: Кто быстрее достигнет вершины, вспоминая причастия и отглагольные прилагательные с н-нн.

- - - ный

- - - - ный

- - - - - ный

- - - - - - ный

- - - - - - - ный

- - - - - - - - ный

- - - - - - - - - ный

- - - - - - - - - - ный

- - - - - - - - - - - ный

- - - - - - - - - - - - ный

- - - - - - - - - - - - - ный

(сеяный, клееный, крашеный, связанный, потерянный, поглаженный, проветренный, переброшенный, пересмотренный, процитированный, асфальтированный)

Не с причастиями.

Таблица “Цветочная поляна”

На ней нарисованы цветы любых пяти видов. Каждому цветку соответствует определенное условие правописания НЕ с причастиями:

  1. причастия с зависимыми словами;
  2. причастия с противопоставлением;
  3. причастия, не употребляющиеся без не;
  4. причастия, не имеющие зависимости слов или противопоставления;
  5. краткие причастия.

Частицу НЕ – “бабочки” - учащиеся коллективно “рассаживают” на “цветы” (если причастия пишутся с не слитно) или рядом с ними (если причастия пишутся с не раздельно)

Задание: Выполнение перфокарт по теме “Не с причастиями и прилагательными”

1 вариант

Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.

1. вовсе (не) избалованный ребенок

2. окно (не) завешено шторой

3. (не) достоверная информация

4. (не) лишенный юмора

5. (не) помогающий никому

6. (не) зависимый кандидат

7. (не) устрашимый боец

8. (не) удачная шутка

9. отнюдь (не) праздничный

10. никогда (не) хвастающийся

2 вариант

Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.

1. еще (не) появившийся

2. далеко (не) лукавый

3. (не) ограниченные возможности

4. свобода (не) провозглашена

5. ничем (не) обладающий

6. (не) слушающий никого

7. (не) мечтающий о богатстве

8. средства (не) изысканы

9. гармония (не) достигнута

10. очень (не) учтивый

3. А теперь каждый из вас поработает с карточками. Это итог нашей работы. (Задания составлены с учетом пробелов учеников данного класса)

Карточка №1

1. Сделать синтаксический разбор предложения:

Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. (А. Ахматова)

Карточка №2

1. Образовать действительные причастия прошедшего времени от глаголов везти, слышать, улыбаться, видеть.

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

И радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в небе черном. (А. Ахматова)

Карточка №3

1. Вставить пропущенные буквы: о сгибающ..хся колосьях, осыпающ..ся листвы, колеблющ..хся ветвей.

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Небо мелкий дождик сеет на зацветшую сирень. (А. Ахматова)

Карточка №4

1. Составить словосочетания с причастиями, используя в качестве определяемых слов существительные ручьи, задача, лес.

2. Составить предложения с указанными выше словосочетаниями, сделать синтаксический разбор одного из них.

Карточка №5

1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов: замесить, взлелеять, закупорить. Поставить в причастиях ударение.

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Над засохшей повиликою мягко плавает пчела. (А. Ахматова)

Карточка№6

1. Расставить знаки препинания. Сделать синтаксический разбор предложения:

И легких рифм сигнальные звоночки тогда я начинаю понимать и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь. (А. Ахматова)

Карточка №7

1. Записать, раскрывая скобки: (не) успокоившееся море, калитка (не) закрыта, (не) выполненная дома, а списанная в классе работа, (не) написанное вовремя сочинение.

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

На древнем выцветшем холсте стынет небо голубое. (А. Ахматова)

Карточка №8

1. Вставить пропущенные буквы: выкраше..ый пол, жаре..ые в сметане грибы, беле..ый эмульсией, освеще..ый стол, книга напечата..а.

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Слышу, слышу ровный стук неподкованных копыт (А. Ахматова)