Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка по теме "Повелительное наклонение глагола". 5-й класс

Разделы: Преподавание русского языка


Метод обучения – это важнейший, самый подвижный и самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами.

В зависимости от темы, целей, уровня класса стараюсь употреблять различные методы обучения. При изучении морфологии в 5, 6 классах наиболее продуктивным считаю метод коллективной формы познавательной деятельности (сокращенно КСО), разработанный кандидатом педагогических наук В. К. Дьяченко. Суть этого метода вкратце можно определить так: “Все обучают каждого – каждый обучает всех”.

Привожу вариант урока русского языка в 5 классе на тему “Повелительное наклонение глаголов”.

Цели урока:

  • познакомить учеников со значением, образованием и правописанием глаголов повелительного наклонения;
  • формировать умение образовывать формы повелительного наклонения;
  • совершенствовать умение выделять главное;
  • формировать умение совместной деятельности, ответственности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

  • таблица “Наклонения глагола”;
  • карточки с заданиями;
  • карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля;
  • “Листок учета знаний”.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока

1. Слово учителя. Актуализация знаний.

- Мы сегодня, ребята, продолжим знакомство с наклонениями глагола. Будем работать в парах, помогая друг другу при усвоении новой темы и контролируя знания друг друга. А сейчас давайте обратим внимание на таблицу.

Наклонения глагола

наклонение пример значение

действия

Изъявительное пишу, писал, буду писать происходит, происходило, будет происходить
Сослагательное написал бы, прочитал бы возможно при каком-либо условии
Повелительное напишите, пожалуйста

быстро принеси

просьба или приказ выполнить

- Сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения)

- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить)

- Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии)

- Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить)

- Как образуются формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении.

2. Запись темы урока в тетрадях.

II. Основной этап

1. Ученикам раздаются карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах.

Вариант 1

Самостоятельная работа Работа с партнером
Задание 1 1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.

2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

  1. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
  2. В форме какого лица и числа они употребляются?
  3. Как образуются? Назови исключения.

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2 Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.

Советы биолога.

Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь.

Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)

Задание 3 Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру

Задание 4 Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.

Приготовление домашних заданий.

(Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут (делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько гимнастических упражнений и (продолжать) работу.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру)

Вариант 2

Самостоятельная работа Работа с партнером
Задание 1 1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.

2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

4. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
5. В форме какого лица и числа они употребляются?
6. Как образуются? Назови исключения.

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2 Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.

Советы юным велосипедистам.

Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль! Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте равномерно, без рывков.

Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее на землю.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)

Задание 3 Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

Возить, резать, шить, купить, читать, сдать.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру

Задание 4 Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.

Составление плана текста.

(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы).

(Оценка партнеру)

Листок учета знаний.

ФИ ученика ___________________________________________

№ заданий №1 №2 №3 тест Итоговая
оценка
оценка                
  самокон
троль
взаимокон
троль
самокон
троль
изаимокон
троль
самоконт
роль
взаимокон
троль
самокон
троль
учитель

Карточки с ответами.

Вариант 1.

Задание 2. Иди, не бери, оставь, старайся, запиши, очисти, залепи, не лови, не бери.

Критерии оценок:

8-9 правильных ответов-“5”;
6-7 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответов-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

Задание 3. Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;
4-5 правильных ответов- “4”;
3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Задание4. Научитесь, не отвлекайтесь,