Урок математики по теме "Число 0. Цифра 0". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

1. Сформировать представление о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сравнению, сложению и вычитанию с 0.

2. Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные операции, речь, творческие способности.

1. Оргмомент.

Напоминаю вам простые правила поведения:

  • вести себя спокойно, но не отсиживаться;
  • не выкрикивать (громко – это не значит красиво) ;
  • быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах) ;
  • быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам;
  • задания выслушивать до конца.

2. Актуализация.

Есть такая страна – Математика. Где она находится? Так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. И так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь там в гостях и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна – волшебная! Она – везде!

Здесь числа и цифры бок о бок живут.
Здесь точно ответят за десять минут,
Когда твой корабль долетит до Луны,
И скажут удаву, какой он длины!
Решат, сколько яблок досталось мартышке,
А сколько она подарила зайчишке,
И сколько конфет дала девочка братику…
Такая уж эта страна – Математика!

Математика приглашает в своё царство всех, кто настойчив, кто часто говорит почему?, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз "Хочу всё знать!". Сколько надо приложить ума, воли, терпения, смекалки, чтобы познать эту науку!

Числа очень любят прятаться. Видишь доска висит? Она здесь одна. Здесь прячется число “один”!

А вот рядом два ученика. Здесь спряталось число “два”.

Вот как ловко числа прячутся: все эти предметы ты видишь, а сами числа – нет! Прямо невидимки какие-то.

Чтобы сделать числа видимыми, люди к ним “приклеили” волшебные значки – цифры. Вот сейчас мы сделаем их видимыми.

Задание1 “Угадай и покажи о какой цифре идет речь? ” (У каждого ребенка набор цифр о 1 до 9)

Никак не может наклониться
Прямая цифра __________ (единица)
Отличите вы едва
Лебедя от цифры _________ (два)
Две половинки круга
Около друг друга (три)
Спинка стула смотрит вниз,
Ножки кверху поднялись.
Но беспорядка нет в квартире,
Знают все – это ___________ (четыре)
Есть, друзья, такая птица:
Если сяду на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (пятёрка)
Бабушка вязала, кошка играла,
Была шерсть, получилось ___________ (шесть)
Коль нет косы, совет наш всем:
Траву косите цифрой ___________ (семь)
Вас подтвердить, ребята, просим,
Что снеговик похож на __________ (восемь)
Эта цифра непростая:
Не то головастик, не то запятая (девять) .

3адание 2.

- Назови эти числа. Что за ряд получился? (натуральный)

- Назови число, которое стоит за числом 8, 2.

- На сколько каждое последующее число больше предыдущего?

- Назови число, которое стоит перед числом 5, 7.

- Насколько каждое предыдущее число меньше последующего?

- Какое число стоит между числами 7 и 9?

- Что брльше -8 или 9? Почему?

- На сколько9 больше 8?

- Придумайте числовые выражения, значения которых были бы равны 9.

Задание 3.

Посмотрите внимательно на парту. Где вы еще видите натуральный ряд чисел? (на линейке)

- Тогда предлагаю поиграть в игру “День-ночь”. Цепочка: 9-7+3+2-6+2+5+1. (9)

3. Создание проблемной ситуации.

Ответьте, сколько яблок уменя в пакете? (3) Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)

- Сколько точек на кости домино? ( пусто-пусто)

- Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни одного). -

Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?

Вставь в окошко числа, чтобы выражения были равными

4+2=3+

7+2=6+

4+1=5+

- Какое число нужно вставить? Какой цифрой обозначим?

4. Определение темы урока.

- Определите тему урока.

5. Открытие новых знаний

а) Введение числа и цифры 0.

1) Работа по учебнику.

С. 30учебника. . сколько было листиков на дереве ? сколько осталось? Что случилось?

Физминутка “Мы листики осенние. . ”

- Какой точке числового отрезка соответствует количество листьев на ветке?

- Какой цифрой обозначим эту точку? 0

2) Игра “Моя вообразилия”

- На что похожа цифра 0

Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом.
Почти что кругленьким.
Повернуть его ты можешь.
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же,
Правда ведь, скажи?

Но как его ни назовем.
Он называется нулем!

3) Запись числа 0.

4) Свойства 0

*№1

- Прочитай выражение. Как его проиллюстрировали? (3+0 – к трем треугольникам в первом мешке прибавили пустой мешок. )

- Что же получили в результате? (Эти же три треугольника)

- Как будет записано выражение? (3+ 0=3)

- Подумайте и скажите: всегда ли при сложении числа с нулем получается тоже самое число?

- Что значит эта запись: а+0=…(а-любое число; если к любому числуприбавить 0 то получится то же самое число=> а+0=а0

*Аналогично устанавливается и обосновывается другие свойства: 0+а=а; а-0=а; а-а=0

Итог:

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Когда-то многие считали,
Что ноль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах
Я поведу сейчас рассказ:
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.

а + 0 = а

а – 0 = а

Физкультминутка

6. Первичное закрепление

1. Решение примеров на основе использования свойств 0.

№4, с. 30.

- Реши и обоснуй результат (первый столбик примеров решаем с комментированием, остальные - самостоятельно с самопроверкой)

Послушайте стихотворение:

Цифра вроде буквы 0 -
Это 0 иль ничего.
Круглый 0 - такой хорошенький,
Но незначит ничегошеньки!

- Ребята, вы тоже согласны с этими словами?

Тогда посмотрите инсценировку Автор.

Вот это ноль иль ничего -
Послушай сказку про него:
Сказал весёлый, круглый Ноль
Соседке – Единице:

Ноль.

С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Автор.

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:

Единица.

Ты, Ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Автор. Ответил Ноль:

Ноль.

Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа.

Работа на клеточной основе.

Какая цифра стоит слева, справа, какое число получилось?

2-я строчка: продолжи запись (10, 20, 30, 40, …. . )

7. Повторение.

1 Поиск неизвестного компонента

*№8, с. 31. Методом подбора.

Что известно в первом выражении? Что нужно найти? (Известно целое и часть, нужно найти другую часть: 9-это 5 и 4, поэтому в пустое окошечко записываем 4. )

*№ 7 Логическое задание №7, с. 31.

8. Итог.

- Что нового узнали?

- Какие свойства нуля узнали:

- Что показалось наиболее интересным?

*Задание “Спрячьте цифру 0”.