Тестирование как одна из эффективных форм контроля

Разделы: Начальная школа


В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей и так далее.

Кроме того, почти все исследования нуждаются в тестировании как в средстве сбора данных.

Очень важно психологическое тестирование как “стандартизированные методы изучения различных проблем, таких, как возрастные изменения в развитии индивидуума, относительная эффективность разных методов обучения, результаты воздействия психотерапии и тому подобного”[1].

Нормы тестирования теряют в древности. Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней.

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы

Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

  • быстрота поверки выполненной работы;

  • оценка достаточно большого количества учащихся;

  • возможность проверки теоретического материала;

  • проверка большого объема материала малыми порциями;

  • объективность оценки результатов выполненной работы.

Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные, личностные и межличностные [4].

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления, интеллекта человека и его отдельных процессов, таких, как восприятие, воображение, память речь.

По особенностям используемых задач выделяются практические, образные и вербальные (словесные) тесты. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объёма и содержания различных слов, выполнение различных логических операций с понятиями.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые и аппаратурные. Бланковыми называют такие тесты, в которых используется тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и тому подобных.

По объёму оценки тесты делятся на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

К группе тестов достижений относят такие тесты, по итогам которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и другие.

Основой следующей классификации являются цели тестов и характер деятельности испытуемых.

Виды тестов:

По целям:

• Тест достижение используется как средство оценки результатов учения.

• Диагностирующий тест.

• Обучающий тест.

• Тест прогнозирования результатов обучения по выбранной технологии обучения.

По характеру деятельности испытуемых.

Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в задании.
В начальной школе можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.

Например: глагол – это
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.

Тест на установление истинности (ложности) утверждения.
В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.

Например:
а) Вопросительное предложение обязательно о чём-то спрашивает.

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).

Например:
1) С большой буквы пишутся: ....
2) Если существительное мужского рода имеет окончания или , то это существительное ... склонения.

Комбинированный тест.

Тест со свободно конструируемым ответом.

Требования к тестам [1]:

1. Валидность (или адекватность целям проверки).

При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.

2. Определённость.

После прочтения задания учащиеся должны чётко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Если после прочитанного задания он действует и отвечает правильно, то задание считается определённым, но когда на вопросы задания отвечает менее 70 % учащихся, то его необходимо проверить на определённость.

3. Простота.

Формулировка заданий и ответы на них должны быть чёткими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

4. Однозначность.

Задание должно иметь единственно правильный ответ-эталон.

5. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или изменённой ситуации.

В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.

С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знании, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех критериям. Это позволяет определить, кто из них не усвоил программный материал или овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и тех, кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может применять их в новых ситуациях, т. е владеет на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д.

Рассмотрим эффективность использования тестирования на уроках русского языка.

Процесс формирования грамматических понятий в начальной школе является одним из важнейших, поскольку обеспечивает систематические знания по русскому языку, способствует формированию практических лингвистических умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация.

Определить уровень сформированности грамматических понятий у учащихся можно с помощью тестов.

Под тестом по русскому языку понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса.

По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.

Рассмотрим результативность использования тестирования при изучении грамматики.

Для определения уровня сформированности грамматических понятий был проведен тест с учащимися третьего класса. Получили следующие результаты (таблица № 1).

Была разработана методика, направленная на формирование умений и навыков работать с тестами, а также на совершенствование уровня сформированности грамматических понятий у учащихся. Задания включают в себя основные грамматические понятия, изучаемые в начальной школе. Упражнения использовались (в структуре урока) как для повторения пройденного, так и для закрепления нового изученного материала. Изменялось лишь лексическое наполнение заданий.

В урок включали одно – два таких задания. Первые задания писали на доске и выполняли коллективно в устной форме. Последующие задания учащиеся выполняли письменно на индивидуальных листах. Применялись следующие виды контроля: взаимопроверка, самопроверка, коллективные формы проверки.

После этого был проведен ряд тестов (аналогичных), в которых было изменено лишь лексическое наполнение заданий. Провели итоговый тест. Получили следующие результаты (таблица № 2).

Вывод: тестирование кроме диагностирующей функции содержит обучающий потенциал.

Рассмотрим целесообразность использования тестирования при изучении орфографии.

Говоря об изучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических навыков. Учителю важно разобраться в причинах ошибок учащихся.

Могут быть следующие причины:

1) учащийся не знает правила;

2) правило знает, но не умеет его применять при письме;

3) допускает ошибки, потому что не понимает смысла того, что пишет;

4) смешивает правила;

5) неправильно слышит или произносит отдельные звуки речи, не умеет контролировать себя.

Например: ученик допустил ошибку - на ветки.

Причины могут быть следующие:

1) не умеет образовывать начальную форму слова;

2) ошибочная постановка вопроса;

3) неправильно определил падеж;

4) не знает склонения имен существительных;

5) не знает падежных форм.

Как видим, причины могут быть разнообразными. Поэтому после проведения диктанта учителю необходимо установить причины, по которым учащиеся допустили ошибки, чтобы учитывать их в дальнейшей методической работе.

Выявить причины орфографических ошибок можно при помощи тестирования. То есть тестирование в этом случае дает возможность диагностировать орфографические ошибки.

Можно использовать тестирование для определения уровня орфографической подготовки учащихся.

Был проведен тест с учащимися третьего класса. Цель теста: определить уровень орфографической подготовленности учащихся. Получили следующие результаты (таблица № 3).

По результатам тестирования у 68 % учащихся оказался высокий уровень орфографической подготовки.

После этого был проведен диктант, в котором было использовано большинство слов из теста.

Получили следующие результаты (таблица № 4).

При анализе диктанта получили результаты: высокий уровень имеют 22 % учащихся, а 66 % учащихся (то есть большинство) имеют средний уровень.

Вывод: тестирование нецелесообразно использовать для определения уровня орфографической подготовки, так как оно не дает объективных показателей. Учащиеся при выполнении теста запоминают часть слова, в которую необходимо вставить пропущенную букву. Но на уроках они пишут слова, предложения, тексты, то есть поле запоминания шире и учащиеся допускают больше ошибок.

Обучение орфографии связано с такими психологическими процессами, как внимание, память, и другими. В тесте пропущенная буква “дает сигнал” учащимся, что необходимо быть внимательным, надо подумать, то есть снимает проблему обнаружения. В диктанте учащиеся сами должны видеть орфограммы.

Таким образом, использование тестирования при изучении грамматических тем способствует совершенствованию грамматических понятий. При изучении орфографии тестирование лишь дает возможность диагностировать орфографические ошибки, но не обеспечивает результативности орфографической подготовки.

Литература.

1.Анастази А.Психологическое тестирование. – М,1982,книга 1.

2.Богоявлинский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.

3.Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. – М.,1964.

4.Немов Р.С. Психология. Т 3. – М.1995.