Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-презентация по истории на тему "Куликовская битва". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  1. Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
  2. Развивать интерес к истории.
  3. Развитие культуры речи.

Оборудование урока:

  1. Диск с презентацией, ноутбук, проектор, экран.
  2. Карта Древней Руси.
  3. Изображение русского и монгольского воинов.
  4. Схема “В чем заключалось татаро-монгольское иго”.
  5. “Родословная московских князей” (раздаточный материал).
  6. Карта-схема “Расстановка войск на Куликовом поле” (раздаточный материал).

План урока:

  1. Положение Русских земель к концу XIV века.
  2. Положение Золотой Орды.
  3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.
  4. Куликовская битва, ее результаты.

Ход урока

I. Вступление.

Презентация

Слайд 1. –Тема нашего урока сегодня…(Куликовская битва)

- А эпиграф – слова московского князя того времени…

Слайд 2. (слова читают дети).

“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”. (Дм. Донской. “Куликовская битва” )

II. Повторение изученного.

Работа с Лентой времени.

- Найдите на Ленте времени точку отсчета татаро-монгольского ига. (1237 г.)

- Вспоминаем по схеме, в чем заключалось иго. (1 ученик собирает схему на доске).

Слайд 3. 2. (1380 г.)

- Сколько лет прошло от начала ига до данного события?

Слайд 4. 3. – Восстановите порядок слов в предложении.

(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падет.)

- Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.

4. - Какие изменения произошли на Руси к данному времени?

Усилилось влияние какой части русских земель?

(Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.)

Слайд 5. (Предложения на слайде появляются после ответов детей):

1) усилилось влияние Северо-Восточной Руси;

- Почему? Какой город стал центром объединения русских земель?

2) Москва стала центром объединения русских земель;

- При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?

3) при правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю передышку от нашествия татар;

4) самое главное - изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за ее освобождение;

5) главное желание, которое зрело в сердцах людей, победить свой страх и испытать себя в борьбе.

Положение русских земель к концу XIV века.

- По мере того, как росло богатство и могущество Московского

княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

6. Работа с родословным древом.

- Используя родословное древо московских князей, давайте разберемся, кто чей родственник: (Рисунок 1.)

Даниил Московский

Иван Калита

Дмитрий Донской

7. – И пишет летописец…(читают дети или учитель).

Слайд 6. “В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьем или рогатиной, боевым топором или шестопером, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого”.

III. Работа над темой урока.

1. Положение Золотой Орды.

- Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в этот момент в Золотой Орде?

Темник Мамай захватил власть в Золотой Орде. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась