Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок-презентация по истории на тему "Куликовская битва". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  1. Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
  2. Развивать интерес к истории.
  3. Развитие культуры речи.

Оборудование урока:

  1. Диск с презентацией, ноутбук, проектор, экран.
  2. Карта Древней Руси.
  3. Изображение русского и монгольского воинов.
  4. Схема “В чем заключалось татаро-монгольское иго”.
  5. “Родословная московских князей” (раздаточный материал).
  6. Карта-схема “Расстановка войск на Куликовом поле” (раздаточный материал).

План урока:

  1. Положение Русских земель к концу XIV века.
  2. Положение Золотой Орды.
  3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.
  4. Куликовская битва, ее результаты.

Ход урока

I. Вступление.

Презентация

Слайд 1. –Тема нашего урока сегодня…(Куликовская битва)

- А эпиграф – слова московского князя того времени…

Слайд 2. (слова читают дети).

“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”. (Дм. Донской. “Куликовская битва” )

II. Повторение изученного.

Работа с Лентой времени.

- Найдите на Ленте времени точку отсчета татаро-монгольского ига. (1237 г.)

- Вспоминаем по схеме, в чем заключалось иго. (1 ученик собирает схему на доске).

Слайд 3. 2. (1380 г.)

- Сколько лет прошло от начала ига до данного события?

Слайд 4. 3. – Восстановите порядок слов в предложении.

(Русские люди поняли, что золотоордынское иго неминуемо падет.)

- Что же помогло русским людям уверовать в это, мы и попробуем сегодня разобраться.

4. - Какие изменения произошли на Руси к данному времени?

Усилилось влияние какой части русских земель?

(Дети отвечают, сопровождая ответ показом на карте.)

Слайд 5. (Предложения на слайде появляются после ответов детей):

1) усилилось влияние Северо-Восточной Руси;

- Почему? Какой город стал центром объединения русских земель?

2) Москва стала центром объединения русских земель;

- При каком князе это произошло? Почему у него было такое прозвище?

3) при правлении Ивана Калиты Русь получила 40-летнюю передышку от нашествия татар;

4) самое главное - изменилось сознание людей. Выросли те, кто не видел нашествия, но знал об участи страны и готов был бороться за ее освобождение;

5) главное желание, которое зрело в сердцах людей, победить свой страх и испытать себя в борьбе.

Положение русских земель к концу XIV века.

- По мере того, как росло богатство и могущество Московского

княжества, князья все больше стали тяготиться зависимостью от Золотой Орды. Если во времена Ивана Калиты русские уже сами собирали дань и отвозили в Орду, то при князе Дмитрии Ивановиче была предпринята попытка свергнуть монголо-татарское иго.

6. Работа с родословным древом.

- Используя родословное древо московских князей, давайте разберемся, кто чей родственник: (Рисунок 1.)

Даниил Московский

Иван Калита

Дмитрий Донской

7. – И пишет летописец…(читают дети или учитель).

Слайд 6. “В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьем или рогатиной, боевым топором или шестопером, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого”.

III. Работа над темой урока.

1. Положение Золотой Орды.

- Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в этот момент в Золотой Орде?

Темник Мамай захватил власть в Золотой Орде. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой погиб еще 21 хан. Мамай трижды пытался захватить столицу Сарай, наконец, закрепился в междуречье Днепра, Дона и Волги, на Кавказе в Таври, фактически став правителем Орды.

Мамай решил добиться власти, усмирив Русь.

2. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвы.

- В это время на Московском престоле -… (Дм. Донской).

Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Дмитрий Иванович разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.

Главные дружинники явились во всеоружии. (Рисунок русского воина в доспехах.)

- Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

- Как изготовлялись доспехи?

- Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу? (Трудолюбие и терпение.)

IV. Куликовская битва.

Работа с учебником Плешакова. Комментированное чтение. (стр. 70)

- О каком Сергии идет речь?

(Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой.)

Читаем до слов: “… русское войско вышло к Дону”.

- Почему не стали дожидаться прихода Мамая?

(Не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы.)

Слайд 7. 2. – Посмотрите на схему. (Куликовское поле)

- Какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва)

- Почему выбрали это место?

- Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему?

Слайд 8. 3. Работа по картине Ю. Ракши “Утро на Куликовом поле”.

- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

(Страх перед неизвестностью.)

- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что… (вернемся к эпиграфу).

К слайду 2. Прочитать еще раз эпиграф.

Слайд 8. – А сам князь как поступает?

- Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача?

Слайд 9. (Появляется после ответов детей.)

“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

4. Начало поединка.

- Существует легенда, что сражение началось с поединка 2 воинов – богатырей: Пересвета и Челубея

(Рассказ детей.)

5. Работа с картой-схемой (на партах). (Рисунок 2.)

- Посмотрите на схему. Как расставил свои войска князь Дмитрий?

- В чем проявился его талант как полководца?

6. Рассказ о битве.

- Используя текст учебника и карту-схему, расскажите о ходе сражения.

(Учитель может добавить…)

- И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи.

Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг.

Страшен был набег ордынской конницы.

Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту.

7. Итоги Куликовской битвы.

- Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси?

Слайд 10. ( После ответов учеников на слайде по 1 появляются итоги.)

1) С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской.

2) Выросло значение Москвы и московского князя.

3) Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

4) Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. Власть передавалась от отца к сыну.

- Почему князя назвали Донским?

Слайд 11. (Куликово поле – фото)

– К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?

- Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.

- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

Слайд 12. – А это медаль, выпущенная к 625-летию Куликовской битвы.

V. Подведение итогов.

1. Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?

Напишите в тетради.

2. Продолжите устно фразу: “Сегодня на уроке я почувствовал…”