Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Программа краеведческого кружка "Прикоснемся к истокам"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Образование – богатство,

применение его – совершенство.

Арабская пословица.

Длительный кризис экономики, правовая и социальная незащищённость граждан вызвали у школьников и молодёжи искажение нравственных идеалов, ценностей. На кружках во внеурочное время есть возможность показать детям, что добро и справедливость, честь и благородство почитались издавна на Руси. Показать это можно на краеведческом кружке, а подлинное краеведение – это всегда краелюбие.

Настоящая программа отражает опыт использования регионального компонента в обучении истории и литературы. Изучение истории села (своей малой Родины) является актуальным для учащихся, проживающих в сельской местности, так как более тесные социокультурные связи на селе.

Программа сочетает в себе социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Очень важно, что через изучение топонимики, родословной ученик постигает мир и народную мудрость. Программа носит комплексный характер. Работая по ней, изучая окрестности села, учащиеся получают необходимые сведения и знания в области географии, топонимики, истории и традиций народной деревянной архитектуры, а так же практические умения и навыки и применение методов исследования. Программа может осуществлять межпредметные связи, использовать наиболее активные формы самостоятельной работы учащихся, но и стать основой для организации работы всей школы по нравственному и патриотическому воспитанию.

Программа состоит из трёх разделов:

“Малая Родина – моя деревня”;

“Моя родословная”;

“Топонимика окрестностей села”.

Цель: восстановление прерванной связи времён, возвращение утраченной любви к родной земле.

Задачи:

обучающая: развить познавательный интерес к изучению истории села; обучить исследовательской деятельности;

развивающая: развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;

воспитательная: формировать культуру общения с информантами, друзьями и педагогом; воспитать уважение к истории села.

Основным принципом в работе кружка является нравственное воспитание молодёжи и школьников через музейные экспонаты. Есть у музейной “памятной книги” ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному.

Программа рассчитана на учащихся 4-6-х классов, так как это самый пытливый, самый активный школьный народ. Поэтому специфика работы кружка в разнообразии деятельности. Основными методами является словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод), практические (познавательные игры, инсценировки, погружение в прошлое) и исследовательский метод, который даёт детям первые элементарные сведения о приёмах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний, что важно в современной культурособразной школе. Все занятия, модифицируя, можно “приспособить” для детей любого возраста.

Первый раздел программы предусматривает изучение истории возникновения села. Второй раздел направлен на исследование и изучение минитопонимов окрестностей села. Третий раздел программы ориентирует на умение добывать сведения у информантов, обрабатывать собранный материал.

Формирование детей в кружок свободное, по желанию. Вид группы – профильный, состав группы постоянный.

Число обучающихся 15 человек, так как это самая оптимальная группа. Можно разбиться на несколько микрогрупп для работы по нескольким направлениям одновременно. Далее будет возможность сотрудничества в группах.

Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, 68 занятий в год.

В связи с расширением кругозора учащихся вводятся следующие термины: информант, топонимика, деревянная архитектура, зодчество, резьба, интерьер, утварь, экспозиция, архив, родословие, родословное древо.

Основные знания, умения:

Ученик должен знать: историю села в разное время, деревянное зодчество и умельцев села, основные названия окрестностей.

Должен уметь: составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал, написать исследование и выступить с докладом.

Учебно-тематический план (2004-2005 учебный год)

Раздел № 1. “Малая Родина – моя деревня”

дата форма название время место результат
1-я неделя октября Беседа (теоретический материал) и игра Введение. Знакомство с целью и задачами кружка Четверг 14 часов

2 часа

аудитория № 22 Тест
1-я неделя октября Экскурсия по школьному музею Знакомство с историей села Четверг 14 часов

2 часа

музей Фестиваль идей
2-я неделя октября Вечер Осенние посиделки Четверг 14 часов

2 часа

музей Свечка (впечатление)
3 и 4-я недели октября Экспедиция по селу Сбор материала об учителях села Четверг 14 часов 4 часа аудитория № 22 Сбор и обработка материала
2 и 3-я недели ноября Огонёк Учителя-ветераны Четверг 14 часов 4 часа село Интервью
4-я неделя ноября Видеофильм Реставрация церкви на селе Четверг 14 часов 2 часа село Анкета
1-я неделя декабря Экспедиция по селу Сбор материала о названиях улиц села Четверг 14 часов 4 часа школьная библиотека Незаконченное предложение…
2-я неделя декабря Конкурс “картографов” Составление карты села Пятница 18 часов 2 часа музей Выставка
3-я неделя декабря Конкурс альбомов Презентация альбомов об улицах Четверг 14 часов 4 часа аудитория № 22 Награждение

Содержание работы по разделу № 1 “Малая Родина – моя деревня”

Вопросы Задания С чего начать Результаты
1. Место и время основания острога Определить, какова история заселения жителей, почему выбрана место у реки и леса, как строился острог Изучить историю заселения по архивам, журналам, рассказам краеведов и историков, совершить экскурсию по селу Это поможет объяснить место застройки, характер застройки и особенности построения острога
2. Название улиц Выяснить местоположение и название улиц (старые названия или новые, переименованные) Познакомиться с литературой в библиотеке, по возможности познакомиться с классификацией улиц Тюмени, сделать фотографии улиц новых и собрать фотодокументы старых улиц Изготовить альбом с названиями и историями улиц села Слобода-Бешкиль, создать карту села с домами
3. Учителя Выяснить, кто из учителей родился в селе, кто приехал и откуда, записать биографии их. Совершить экспедицию по селу с целью опроса информантов Подготовить доклады, оформить альбомы и выставки “Жизнь и работа учителей села”
4. Церковь Изучить историю строительства церкви на селе, собрать фотодокументы, рассказы старожилов. Совершить экспедицию по селу с целью опроса информантов, познакомиться с архивными данными Написать исследовательскую работу на тему “История Христорожденственской церкви”

Раздел № 2 “Моя родословная”

дата форма название время место результат
1-я неделя января Беседа (теоретический материал) и игра “Имя человека”… Четверг 14 часов 2часа аудитория № 22 Тест
1-я неделя января Вечер Вечер “История знаменитых имён России” Четверг 18 часов 2 часа музей Анкета
2-я неделя января Конкурс рисунков Семейные гербы знаменитых родов Четверг 14 часов 2часа музей Свечка (впечатление)
3 и 4-я недели января Фестиваль идей Изучение древа знаменитых людей Четверг 14 часов 4 часа аудитория № 22 альбом
1-2-я неделя февраля Экспедиция по селу Сбор старинных церковных имён на селе Четверг 14 часов 4 часа село Сбор и обработка материала
3-я неделя февраля Экспедиция по селу Сбор материала об интересных новых именах Четверг 14 часов 4 часа село Составление словаря
4-я неделя февраля фотовыставка История одной военной фотографии Четверг 14 часов 2 часа школьная библиотека Незаконченное предложение…
1-я и 2-я недели марта Экспедиция по селу Сбор материала о часто встречающихся именах Пятница 18 часов 4 часа село Интервью
3-я неделя марта Фотовыставка Будни села (экскурсия) Четверг 14 часов музей Свечка (впечатление)

Содержание работы по разделу № 2 “Моя родословная”

Вопросы Задания С чего начать Результаты
1. Имена Выяснить, какие имена самые распространённые, какие самые старые, то есть имена церковные, как часто повторялись имена по годам, какие имена появились недавно, есть ли имена иностранные и их истории Опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал Начать оформление альбома имён
2. Родовые гербы Выяснить, какие родословные есть в книгах и в литературе (например, Пушкина, Суворова) Изучить по книгам и литературе о знаменитых семейных родах (например, Пушкина, Суворова) Начать оформление альбома знаменитые родословия
3. Военное фото Выяснить, какие фотографии сохранились в семьях Собрать воспоминания жителей села и своих бабушек, собрать фотодокументы Написать исследовательскую работу о боевом пути ветеранов

Раздел № 3 “Топонимика окрестностей села”

дата форма название время место результат
1-я неделя апреля Беседа (теоретический материал) Работа со словарями понятий Четверг 14 часов 2 часа аудитория № 22 Тест
1-я неделя апреля Практическая работа Составление своего словаря понятий Четверг 14 часов 2 часа школьная библиотека Анкета
2-я неделя

апреля

Экспедиция по селу Сбор названий окрестностей села Четверг 14 часов 4 часа село Сбор и обработка материала
3 и 4-я недели апреля Конкурс “картографов” Составление карты окрестности реки и рисунки озёр Четверг 14 часов 4 часа аудитория № 22 Выставка
1-2-я неделя мая Экспедиция на место исчезнувшей деревни Усова Экспедиция на место исчезнувшей деревни Усова. Установка памятного знака Четверг 14 часов 4 часа село Памятный знак на месте деревни Усова
3-я неделя мая Встреча со старожилами деревни Огонёк “Почему исчезла Усова” Четверг 14 часов 2 часа школьная библиотека Свечка (впечатление)
4-я неделя мая фотовыставка “Живи, родное село!” Четверг 14 часов школьная библиотека Незаконченное предложение…
август Экспедиция “Росток” Эколого-краеведческая экспедиция

“Росток” - 2005.

5 дней Возле ямки Затычи (6 км. от села) Впечатления у костра

Содержание работы по разделу № 3 “Топонимика окрестностей села”

Вопросы Задания С чего начать Результаты
1. Река Выяснить, есть ли научные названия, как произошло название, что оно обозначает Совершить экскурсию по окрестностям Составить словарь топонимов и мини топонимов
2. Озёра Выяснить, есть ли научные названия, как произошли названия, что они обозначают Совершить экскурсию по окрестностям, опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал Начать исследовательскую работу
3. Название мест в селе, которые не значатся ни в каких книгах Сохранились ли названия в памяти старожилов, что они обозначают Опросить старожилов, дать анкеты учащимся и родителям по названиям Начать исследовательскую работу
4. Названия, которые были в исчезнувшей деревеньке Усовой Сохранились ли названия в памяти старожилов, что они обозначают Опросить старожилов, дать анкеты учащимся и родителям по названиям Начать исследовательскую работу

Учебно-тематический план (2005-2006 учебный год)

Раздел № 1. “Малая Родина – моя деревня”

дата форма название время место результат
1-я неделя апреля Беседа (теоретический материал) и игра Введение. Село в годы войны Четверг 14 часов 2 часа аудитория № 22 тест
1-я неделя апреля Экскурсия по школьному музею. “Они отстояли победу” Четверг 14 часов 2 часа музей анкета
2-я неделя апреля Вечер Чтобы помнили (о ветеранах войны) Четверг 14 часов 2 часа музей Свечка (впечатление)
3 и 4-я недели апреля Викторина Наследники русских побед Четверг 14 часов 2 часа аудитория № 22 Анкета
1 и 2-я недели мая Экспедиция по селу Сбор материала о детях войны Четверг 14 часов 4 часа село Сбор и обработка материала
3-я неделя мая Экспедиция по селу Сбор материала о женщинах, участниках войны Четверг 14 часов 4 часа село Фестиваль идей
3-я неделя мая Фотовыставка Помним всех поимённо Четверг 14 часов школьная библиотека незаконченное предложение…
4-я неделя мая Вечерний огонёк Встреча с детьми войны Пятница 18 часов 3 часа музей интервью

Содержание работы по разделу № 1 “Малая Родина – моя деревня”

Вопросы Задания С чего начать Результаты
1. Война Изучить материал о войне. Изучить материал о войне по книгам и документам. Сделать список литературы о военных сражениях
2. Ветераны войны Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв Изучить материал о войне, опросить участников войны о сражениях, местах боёв, сделать записи на аудио и видеокассеты. Создать аудио и видеотеку
3. Дети войны Найти имена людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы Опросить жителей села о периоде войны, сделать записи на аудио и видеокассеты. Подготовить доклады, оформить альбомы и выставки “Жизнь замечательных людей”
4. Эвакуированные семьи из прифронтовых полос Найти имена людей, помнивших военные годы, выяснить, как жили и выживали их семьи в тяжёлые годы Опросить жителей села о периоде войны, сделать записи на аудио и видеокассеты. Написать исследовательскую работу о детях войны и о знаменитых земляках

Раздел № 2 “Моя родословная”

дата форма название время место результат
1-я неделя января Беседа (теоретический материал) и игра. “Знаменитые фамилии России”… Четверг 14 часов 2 часа аудитория № 22 Тест
1-я неделя января Вечер Вечер “Истории и происхождение фамилий” Четверг 18 часов 2 часа музей Анкета
2-я неделя января Инсценировка Интересные семейные случаи Четверг 14 часов 2 часа музей Свечка (впечатление)
3 и 4-я недели января Викторина Знаешь ли ты своё село? Четверг 14 часов 2 часа аудитория № 22 Анкета
1-2-я неделя февраля Экспедиция по селу Сбор материала о распространённых фамилиях на селе. Четверг 14 часов 4 часа село Сбор и обработка материала
3-я неделя февраля Экспедиция по селу Сбор материала об интересных иностранных фамилиях Четверг 14 часов 4 часа село Составление словаря
4-я неделя февраля Экспедиция по селу История немцев села Четверг 14 часов 4 часа село Сбор и обработка материала
1-я неделя марта Вечерний огонёк Огонёк “Мой знаменитый предок” Пятница 18 часов 3 часа музей Интервью
2-я и 3-я недели марта Альбом Составление красочного словаря фамилий и их происхождение Четверг 14 часов 4 часа село Незаконченное предложение…

 Содержание работы по разделу № 2 “Моя родословная”

Вопросы Задания С чего начать Результаты
1. Фамилии жителей Выяснить, какие фамилии самые распространённые, какие самые старые. Выяснить, какие фамилии иностранного происхождения и какова история немцев села. Выяснить, каковы истории происхождения фамилий и какие ошибки в произношении фамилий бытуют на селе. Опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал Начать оформление альбома фамилий. Написать исследовательскую работу по теме “История немцев”.

Раздел № 3 “Топонимика окрестностей села”

дата форма название время место результат
1-я неделя

октября

Беседа (теоретический материал) Работа со словарями понятий Четверг 14 часов 2 часа аудитория № 22 Тест
1-я неделя октября Практическая работа Продолжение составления своего словаря названий Четверг 14 часов 2 часа школьная библиотека Анкета
2-я неделя

октября

Экспедиция по селу Сбор названий окрестностей села (дороги, луга) Четверг 14 часов 4 часа село Сбор и обработка материала
3 и 4-я недели октября Конкурс “картографов” Составление карты села с названиями дорог, покосов Четверг 14 часов 4 часа аудитория № 22 Выставка
1-2-я неделя ноября Огонёк Огонёк “Любопытный экспонат” Четверг 14 часов 2 часа село Свечка (впечатление)
3-я неделя ноября Экспедиция по селу Сбор названий окрестностей села (покосы, колки) Четверг 14 часов 4 часа село Сбор и обработка материала
1-я неделя декабря фотовыставка “Праздники села!” Четверг 14 часов школьная библиотека Незаконченное предложение…
2-я и 3-я недели декабря Видеофильм “Земля в наследство” Четверг 14 часов 2 часа школьная библиотека Анкета
август Экспедиция “Росток” - 2 Эколого-краеведческая экспедиция “Росток-2006” 5 дней Уренгойские поля

(7 км от села)

Научные работы

Содержание работы по разделу № 3 “Топонимика окрестностей села”

Вопросы Задания С чего начать Результаты
1. Название лугов. Выяснить, есть ли научные названия мест, как произошли эти названия, что они обозначают Изучить материал в книгах и литературе, а так же по архивам. Совершить экскурсию по окрестностям, опросить старожилов и молодое поколение села, сопоставить данные о происхождении названий и классифицировать материал Составить словарь топонимов и мини топонимов.
2. Название дорог, покосов, колков. Выяснить, есть ли научные названия, как произошли названия, что они обозначают Совершить экскурсию по окрестностям, опросить жителей села, дать анкеты учащимся, классифицировать материал Начать исследовательскую работу на тему “Минитопонимы окрестностей села”

Учебно-тематический план (2006-2007 учебный год)

Раздел № 1. “Малая Родина – моя деревня”

дата форма название время место результат
1-я неделя октября Экскурсия по школьному музею Введение. Интересные экспонаты музея Четверг 14 часов 1 час аудитория № 22 тест
1-я неделя октября Игра Сундук бабушки Четверг 14 часов 2 часа музей анкета
2-я неделя октября Инсценировка Знаменитые люди, побывавшие в селе (декабристы, царевич) Четверг 14 часов 2 часа школьная библиотека Свечка (впечатление)
3 и 4-я недели октября Конкурс “картографов” Составление карты мест курганов и могильников Четверг 14 часов 4 часа аудитория № 22 выставка
2 и 3-я недели ноября Экспедиция по селу Сбор легенд о селе Четверг 14 часов 4 часа село Сбор и обработка материала
4-я неделя ноября Экспедиция по селу Сбор материала о крестьянской утвари и пище Четверг 14 часов 2 часа село Фестиваль идей
1-я неделя декабря фотовыставка Деревянных дел мастера Четверг 14 часов школьная библиотека незаконченное предложение…
2-я неделя декабря Вечерний огонёк Зимние посиделки (праздники села) Пятница 18 часов 2 часа музей интервью
3-я неделя декабря Конкурс альбомов Презентация альбомов об умельцах села. Четверг 14 часов 3 часа аудитория № 22 награждение

Содержание работы по разделу № 1 “Малая Родина – моя деревня”

Вопросы Задания С чего начать Результаты
1. Место и время основания острога Определить, какова история заселения жителей, почему выбрана место у реки и леса, как строился острог Изучить историю заселения по архивам, журналам, рассказам краеведов и историков, совершить экскурсию по селу Это поможет объяснить место застройки, характер застройки и особенности построения острога
2. Курганы и могильники Выяснить местоположение и типы древних стоянок, курганов и могильников, какие предметы находили при раскопках, сделать фотографии этих мест Познакомиться с литературой в библиотеке, по возможности познакомиться с археологами Матвеевыми, описавшими курганы, совершить поход на место стоянок Изготовить карты “Археологические памятники окрестностей села Слобода-Бешкиль”
3. Знаменитые люди Выяснить, кто из знаменитых людей побывали в селе или проезжали по селу, кто здесь родился Изучить книги по истории села, совершить экспедицию по селу с