Урок-размышление "Есть ли чудо в рассказе А.Куприна "Чудесный доктор"?. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  1. Продолжить знакомство с жанром “святочный рассказ”;
  2. Осмыслить понятия “милосердие и сострадание”, вера, выполнение долга, ответственность;
  3. Развивать коммуникативные навыки учащихся;
  4. Учить учащихся наблюдать над языком произведения;
  5. Показать тяжелую жизнь детей из бедных семей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портреты А. Куприна, Н. Пирогова, Ф. Достоевского.

Ход урока

I. Обсуждение рассказа Достоевского “Мальчик у Христа на елке”.

  1. Кто виноват в смерти мальчика?
  2. Зачем Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей?
  3. Можно ли назвать счастливым финал рассказа?
  4. Что вы понимаете под словом милостыня, милосердие? К кому из героев рассказа Достоевского можно отнести это слово?

II. Выступление учащихся

1. Творчество Александра Куприна.

2. Информация о Н.И. Пирогове.

Пирогов Николай Иванович ( 1810-1881) – русский хирург, педагог, общественный деятель, внесший значительный вклад в становление военно-полевой хирургии. Способствовал организации движения сестер милосердия России в период военных действий в Крыму 1853-1856гг. Позднее, в 1867 году это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных воинах переименованное в 1879 году в Российское общество Красного Креста (РОКК).

3. Сообщение ученика о Александре Ивановиче Куприне.

III. Словарная работа: досужий, вымысел, управляющий, швейцар, залог, поденная работа, риза, сюртук, сочельник.

IV. Работа с текстом. Особенности изображения действительности

Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?

Мир вокруг Мальчики
Перед огромным окном гастрономического магазина Приплясывали от жестокой стужи
Великолепная выставка Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки
Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Очаровательное зрелище

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

2) Как с помощью имен прилагательных создается колоритная картина жизни мальчиков и большого города?

Прекрасные магазины Малолюднее и темнее становились улицы
Сияющие елки кривые, узкие переулки.
Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками Покосившийся, ветхий дом,
Праздничное оживление толпы мрачные, не освещенные косогоры
Веселый гул окриков и разговоров Темный, обледенелый и грязный двор
Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам Прошли в темноте общим коридором
Праздничное ликование Закоптелые, плачущие от сырости стены
  Мокрые отрепки

Ужасный запах керосинового газа

детское грязное белье и крысы – настоящий запах нищеты.

 
  Грязная широкая постель

Выводы учащихся: Беззащитность детей и бездушие большого города. Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания.

V. Проблемный вопрос: Что мы узнали о семье Мерцаловых? Почему о несчастьях семьи мы узнаем лишь в середине рассказа? (наблюдения учащихся, выборочный пересказ текста)

VI. Работа по развитию речи. Письменный ответ на вопрос: “Можно ли помочь семье Мерцаловых? Каким тебе представляется выход из этой ситуации?” (3-4 варианта)

VII. Работа по тексту. Кто помог семье избавиться от нищеты? Почему незнакомец в парке подсел на скамейку к Мерцалову? Почему не испугался “беспорядочных, озлобленных криков”? почему старается проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души?

Милостыня и милосердие – это одно и то же?

VIII. Дискуссия. Какой из афоризмов может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Какой эпизод рассказа находит отражение в афоризме?

Групповая работа: объяснить

  1. Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что не снилось.(И. Шевелёв)
  2. Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде.(Сенека)
  3. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.(И. Гете)

IX. Работа с текстом.

  1. Перечитаем первые и два последних абзаца рассказа:
  2. Почему автор называет свой рассказ “Чудесный доктор”?
  3. Какое чудо совершил доктор?
  4. Оставил ли Пирогов след в жизни семьи Мерцаловых?
  5. Кем стал один из мальчиков?
  6. Свято ли для семьи Мерцаловых воспоминание о встречи с доктором?
  7. В каких предложениях ярко просматривается отношения семьи Мерцаловых к Пирогову и дана оценка его поступку? / “Просто чудо совершил этот святой человек. То великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни”/
  8. Бывают ли чудеса в наше время? Нужны ли они?
  9. В святочных (рождественских) рассказах читатели обязательно встречаются с чудом? Чем схожи и чем различаются представления о чуде каждого из авторов рассказов?
  10. Чем чудесное в святочном (рождественском) рассказе отличается от сказочного чуда?

Выводы урока:

Домашнее задание: Напиши сочинение “В какие чудеса следует верить людям?” Нарисовать святочную открытку.