Элективный курс "Основы дизайна интерьера с элементами черчения"

Разделы: МХК и ИЗО


I. Пояснительная записка

Программа курса разработана на материале “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по изобразительному искусству (для школ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла)”, разработанной в 2002 году, а также на материале ЕШКО к профессиональным курсам “Дизайн и оформление интерьера” за 2005 год из расчёта 1 час в неделю и предназначена для учащихся 9 классов.

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетический вид изделия или предмета. В базовом учебном плане 9 класса курс “Основы дизайна интерьера” вообще отсутствует, а предмет черчение проводится из расчёта 1 час в неделю. В связи с этим, разработана данная программа, в которой главной целью является – дать возможность каждому учащемуся, вне зависимости от степени подготовки, получить основы знаний и практических навыков такой интересной и актуальной профессии, как дизайнер интерьера. В программе определены основные понятия дизайна, функциональное использование жилища, представлены требования к материалам и технологиям в оформлении интерьеров.

Цели и задачи курса:

  • способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей художественного вкуса;
  • дать школьникам первое представление о дизайне как специфический художественно-творческой конструкторской деятельности человека;
  • ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России;
  • ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  • повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них образного понятия, художественно-конструкторских способностей;
  • сформировать простейшие умения и навыки в художественном конструировании;
  • формировать комплексный, системный подход к конструированию предметов дизайна по законам красоты.

Многие учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей, художественных проекций всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой и желание успешно завершить работу.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • составление рисунков, эскизов;
  • выполнение чертежей;
  • макетирование;
  • выполнение проектов;
  • конструирование.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • теоретические основы рисунка;
  • цветоведение;
  • композиция;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • основы черчения (проецирование, архитектурно-строительное черчение, нанесение размеров)
  • основы лепки;
  • основы моделирования.

Для достижения поставленных целей применяются новые технологии:

  • журналы по дизайну;
  • методические пособия и книги по дизайну;
  • готовые дизайнерские проекты;
  • чертёжные инструменты и принадлежности;
  • принадлежности для рисования, лепки, моделирования.

Целями применения технических средств в обучении учащихся являются:

  • повышение эффективности учебного процесса за счёт своевременной адаптации процесса обучения к индивидуальным особенностям учащихся;
  • разгрузка учителя от “черновой” и воспитательной работы и тем самым повышение эффективности его труда.

Учитывая современные образовательные технологии, применяются принципы обучения:

  • индивидуальность, доступность, преемственность, результативность.

Формы и методы обучения:

  • метод проектов;
  • практические занятия;
  • экскурсии.

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической цепочки – от идеи через цели и задачи, мозговой штурм до реализации и защиты. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные поисковые действия, но и в системе решаются разнообразные задачи.

При работе в проектном методе выполняются следующие задачи:

Способствовать повышению личной уверенности каждого ученика, его самореализации и рефлексии через проживание “ситуации успеха”, через осознание себя, своих возможностей, а также личностного роста в процессе выполнения проекта.

Развивать исследовательские умения анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации.

Проводить наблюдения, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы. Осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Составными элементами являются проблемно-исследовательская, деятельностная, рефлексивная, и коммуникативная работа

II. Содержание изучаемого курса

Элективный курс спроектирован таким образом, чтобы учесть знания и умения учащихся, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, черчения, информатики.

Темы Число часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
  Введение 1 1  
1. Основные понятия дизайна 3 2 1
2. Функциональное использование жилища 4 1 3
3. Практическое использование цвета. 3   3
4. Материалы и технологии в оформлении интерьеров. 2   2
5. Жилище молодой пары. 1   1
6. Современный стиль интерьера. 3 2 1
  Всего 17 6 11

Темы проектов и практических работ.

  • Дом моей мечты;
  • Проект города будущего (и его отдельных фрагментов);
  • Проект озеленения во дворе школы;
  • Проект озеленения рекреации школы;
  • Проектирование элементов благоустройства внешней среды (малые формы) – книжные и журнальные киоски, стенды, уличные осветители и фонари;
  • Проектирование игровых площадок, выставок, спортивного зала, школьных учебных мастерских.

III. Тематический план учебного курса.

№ Ур Тема занятия Форма занятия Форма контроля
1. Введение

Чем занимается дизайнер интерьера?

Лекция  
 

 

 

 

 

 

2.

3.

4.

Тема I. Основные понятия дизайна.

Цели и задачи:

Определить основные правила и функции строительства.

Дать понятие элементов жилища.

Освоить архитектурные термины.

Составление проекта

Названия элемента жилища, строительные технологии.

Архитектурное черчение.

Типы мебели и мебельные группы. Функциональное назначение предметов мебели.

 

 

 

 

 

 

Лекция

Практика

Лекция

 

 

 

 

 

 

 

Тест

 

 

 

 

 

 

5.

6.

7.

 

8.

Тема II. Функциональное использование жилища.

Цели и задачи:

Показать оптимальное размещение мебельных групп в жилище.

Показать распределение внутреннего пространства помещений.

Изучить различные методы проецирования.

Жилище. Простые и сложные формы организации пространства.

Гостиная – общее помещение для всей семьи. Кухня – место приготовления и принятия пищи.

Типы конструкций, закрывающих проёмы (двери, окна). Типы внутренних лестниц, их размеры.

Детская – многофункциональное помещение.

Спальня – место сна и уединения.

Ванная – место купания.

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

Практика

Практика

Практика

 

 

 

 

 

 

 

Опрос

Тест

Опрос

 

 

 

 

9.

 

10.

11.

Тема III. Практическое использование цвета.

Цели и задачи:

Изучить цветовые материалы, техники, принципы, изображения.

Мир цвета.

Практическое использование цвета.

Цветной чертёж, цветная проекция.

Свет, естественный и искусственный. Освещение жилища.

 

 

 

 

 

Практика

Практика

Практика

 

 

 

 

 

 

Тест

 

 

 

 

12.

13.

Тема IV. Материалы и технологии в оформлении интерьеров.

Цели и задачи:

Научить правильно применять материалы в оформлении интерьеров.

Изучить стилевые варианты текстиля в дизайне интерьеров.

Материалы при создании интерьеров.

Технологии размещения материалов

Способы экранирования. Портьеры, шторы занавески. Типы стиля, применяемого в дизайне жилища: ковры, паласы, драпировки.

 

 

 

 

 

 

Практика

Практика

 

 

 

 

 

 

Тест

 

 

14.

Тема V. Жилище молодой пары.

Цели и задачи:

Изучить требования комфортности жилища молодой пары.

Жилище молодой пары с детьми. Комбинирование функций жилища.

 

 

Практика

 
 

 

 

15

16.

Тема VI. Современный стиль интерьера.

Цели и задачи:

Изучить элементы современного стиля интерьеров и современной мебели.

Характеристики помещений. Роль декораций. Элементы создания стиля.

Домашнее компьютеризированное рабочее место. Современный офис.

 

Практика

 

 

 

 

 

 

Тест

17. Итоговое занятие: Фестиваль творческих работ   Защита проектов

IV. Информационное обеспечение программы.

Учебно-методическое обеспечение программы:

  1. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, “Черчение”, Астрель – АСТ, Москва, 2002г.
  2. И.А. Воротников, “Занимательное черчение”, Просвещение, Москва, 2001г.
  3. Н.Н. Анисимов, Н.С. Кузнецов, А.Ф. Кириллов, “Черчение и рисование”, Стройиздат, Москва, 2000г.
  4. С.В. Розов, “Сборник заданий по черчению”, Машиностроение, Москва, 2001г.
  5. Министерство образования Российской Федерации, “Программы по изобразительному искусству (для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев)”, Дрофа, Москва, 2002г.
  6. ЕШКО, Материалы к профессиональным курсам “Дизайн и оформление интерьера”, 2005г.

Перечень рекомендуемой литературы:

Для педагога:

  1. “Школа и производство”, №3, 1998г., программа курса “Художественная графика”
  2. В.А. Гервер, “Творчество на уроках черчения”, Владос, Москва, 2001г.
  3. Е.Ю. Крутских, Д.Р. Литвинов, “Интерьер вашего дома”, У-Фактория, Екатеринбург, 2005г.
  4. Составитель Д. Соколова “Ремонт и дизайн квартиры и дома”, Лениздат, Ленинград, 2006г.

Для учащихся:

  1. “Идеи вашего дома”, практический журнал по дизайну интерьера, 2006г.
  2. “Интерьер плюс дизайн”, журнал новинок, 2006г.
  3. “Четыре комнаты”, журнал по дизайну, 2006г.